политика, экономика, компромат

   16+ | 

Редакция

 | 

Ссылки

 | 

Карта сайта


Разделы сайта

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дайджест

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Персоналии

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

База данных

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Терроризм

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Политика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Экономика

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Общество

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Macc-медиа

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Криминал

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Религия

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Культура

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Спорт

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Право

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

ВИДЕО на FLB.RU

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Web-Обзор


Регионы

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Центральный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Западный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Южный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Северо-Кавказский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Приволжский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Уральский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Сибирский

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Дальневосточный

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

Зарубежье

Компромат скандалы эксклюзивные материалы о политиках, олигархах, звездах шоу бизнеса

СНГ


Читательский TOП

»  

МВД разоблачило хвастовство депутата Поклонской


» 

В Сети появился сайт открытого конкурса управленцев «Лидеры России»


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 09.10.2017


» 

Кто сломал карьеру Данису Зарипову


» 

Хлебный рынок Москвы накануне скандала


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 10.10.2017


» 

Солнцевская ОПГ


» 

Весь компромат. Главные скандалы. 11.10.2017




  

Экономика »


К московским «потокам» зайдут из-под земли

FLB: «Мосметрострой» покупает компаньон главы транспортного департамента московского правительства Максима Ликсутова Андрей Бочкарев

Версия для печати
Сохранить статью

Совладелец крупнейшего производителя вагонов в России - "Трансмашхолдинга" - Андрей Бокарев начал переговоры о покупке главного подрядчика по строительству московского метрополитена - "Мосметростроя".

«В настоящее время "Трансмашхолдинг" не занимается строительством. Компания будет сотрудничать с мэрией Москвы в другой сфере - до 2020 года правительство столицы планирует полностью обновить подвижной состав в метро. В апреле деловые СМИ сообщили, что компания также будет получать заказы на строительство московских эскалаторов.

"Мосметрострой" строит московскую подземку уже более 80 лет. Компания является преемником строительного управления, созданного еще в 1931 году. За время своей работы "Мосметрострой" построил более 170 станций метрополитена.

В числе совладельцев "Трансмашхолдинга" называли нынешнего начальника департамента транспорта Москвы Максима Ликсутова. 17 мая стало известно , что чиновник продал свою долю в компании».

Как сообщало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Максиму Ликсутову не оставили выбора», «декабрьским утром 2005 года к дому Стенбока в Таллине — резиденции правительства и госканцелярии Эстонии — мягко подкатил черный Bentley в сопровождении огромного американского внедорожника. Из первого автомобиля вышли трое мужчин в синих костюмах с иголочки и вошли в парадный подъезд. Премьер-министр Андрус Ансип, увидев гостей в похожих костюмах и голубых сорочках, иронично спросил у помощника: «У русских что, теперь форма такая?» Визитерами в «униформе» от Brioni были совладельцы крупной транспортной компании «Трансгрупп» Андрей Бокарев, Сергей Глинка и Максим Ликсутов.

Русские познакомили премьера Эстонии с новыми проектами «Трансгрупп» в республике и поблагодарили за предоставление гражданства самому младшему из партнеров, Ликсутову, — «за вклад в развитие местной экономики». Главе правительства преподнесли сувенир — стеклянную сферу с куском кузбасского угля внутри и символическим ключом, а он пригласил гостей на балкон резиденции и дал им возможность насладиться видом эстонской столицы. Спустя час троица отмечала событие в аргентинском ресторане в центре Таллина.

В 2011 году 35-летний Максим Ликсутов, участник рейтинга богатейших бизнесменов Forbes ($500 млн, 189-е место), сначала стал советником по транспорту мэра Москвы Сергея Собянина, а потом возглавил транспортный департамент московского правительства. В феврале 2012 года правительство Эстонии должно было рассмотреть ходатайство Ликсутова о лишении его гражданства. Основная задача департамента — решить самую тяжелую для города проблему — избавить его от пробок. Почему выбор пал именно на Ликсутова?

О московском взлете карьеры Ликсутова Агентство федеральных расследований FLB рассказало в материале «Многообещающий молодой бизнесмен застрял в московских пробках». В частности, в публикации говорилось: «мэр Москвы Сергей Собянин сменил руководителей трех департаментов столичного правительства. Наталья Сергунина — заммэра и руководитель департамента имущества — была отстранена от должности в своем ведомстве, сохранив статус заммэра по имущественным вопросам. Ее место займет Наталья Бочарова, бывшая первым заместителем Сергуниной. Главой департамента земельных ресурсов вместо Галины Браздниковой стал Владимир Ефимов, бывший руководитель московского управления ФАС.

Самое революционное назначение было сделано в сфере московского транспорта – «заместитель мэра по вопросам транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов был освобожден от должности руководителя департамента транспорта, также оставшись заместителем Собянина. Руководителем департамента назначен Максим Ликсутов, председатель совета директоров компании «ТрансГрупп АС», владеющей в том числе маркой «Аэроэкспресс»» - российский олигарх с эстонским паспортом.

Еще в мае Собянин назначил Ликсутова своим советником по вопросам транспорта. По данным журнала Forbes, новый глава департамента транспорта занимает 189-е место среди самых богатых россиян, его состояние оценивается в 500 млн долларов.

В частности русскоязычная версия Forbes, оценившего состояние Ликсутова в 500 млн долларов, сообщала о Максиме Ликсутове: «Окончил Калининградский технический университет. Совладелец «ТрансГрупп АС» — железнодорожного перевозчика с парком 10 000 вагонов (партнеры — Сергей Глинка (№ в Forbes 181), Искандер Махмудов (№ в Forbes 12)) и компании «Аэроэкспресс» (доставка пассажиров с московских вокзалов в аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково). В 2005 году получил гражданство Эстонии «за вклад в развитие местной экономики».

Как сообщает журнал «Профиль», «Максим Ликсутов родился в 1976 году. Окончил Российскую Экономическую Академию им. Г.В. Плеханова по специальности «Финансы и кредит». Г-н Ликсутов работал в крупнейших российских транспортных компаниях («Трансгрупп Инвест А.С.», ООО «ТрансГрупп - Финасы и Инвестиции» и др.). С января 2009 года по февраль 2010 года занимал должность генерального директора ООО «Аэроэкспресс». В настоящее время г-н Ликсутов является членом совета директоров ООО «Аэроэкспресс», членом совета директоров ОАО «РейлТрансАвто», ЗАО «Трансмашхолдинг» и совладельцем “Трансмашхолдинга" и акционером ООО "Дельта-Транс-Инвест".

Новый руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов заявил, что намерен отказаться от своего бизнеса "в пользу других акционеров". На вопрос, что новому главе департамента придется делать с двойным гражданством (у Ликсутова российское и эстонское гражданство) Лямов ответил, что "есть государственная служба кадров, и это не то препятствие, о котором можно говорить"».

То, что Ликсутов с такой легкостью готов отказаться от эстонского гражданства, по-видимому, нет ничего удивительного – во-первых, Россия открывает для амбициозного молодого бизнесмена больше возможностей, во-вторых, с бизнесом в Эстонии у Ликсутова не все было ладно. Так, в мае 2007 года занимающийся транзитым бизнесом миллионер Максим Ликсутов заявил газете Аripаev, что «он зол на эстонских политиков и уведет головную контору своей фирмы из Эстонии. "Деятельность эстонских политиков приводит в последнее время к множеству проблем, и я такими действием не доволен. У нас уже давно был четкий план перевести головную контору Transgroup Invest за границу. Теперь мы сделаем это в ближайшее время».

ООО "ТрансГрупп АС" ("ТрансГрупп") входит в пятерку крупнейших железнодорожных операторов на территории России. Объем грузовых перевозок компании - более 30 млн тонн в год. "ТрансГрупп" оперирует парком из 8000 собственных и арендованных вагонов. Компания перевозит грузы компаний ХК "Кузбассразрезуголь", ОАО ХК "Соколовская", ОАО УК "Южный Кузбасс", ОАО "Русский Алюминий Менеджмент", ОАО "УГМК", ООО "ЕвразХолдинг", ОАО АК "СИБУР", ОАО "Азот" (г. Кемерово), ОАО "Томский НХК", ФГУП "Бийский Олеумный завод" и др. "ТрансГрупп" занимается экспедированием угля, железорудного сырья, черных металлов, нефтепродуктов, алюминия, глинозема, минеральных удобрений и других грузов, а также рефрижераторными перевозками.

"ТрансГрупп" принадлежит эстонской компании WorldWide Invest, совладельцы которой - предприниматели Сергей Глинка и Максим Ликсутов. "ТрансГрупп" владеет 50% акций в недавно созданном "Трансмашхолдинге", который объединяет пять заводов железнодорожного машиностроения с суммарным годовым оборотом около 300 млн долларов. В 2003 году "ТрансГрупп" получила лицензию МПС России на пассажирские перевозки, с 2005 года развивает бизнес железнодорожных перевозок автомобилей».

Немалую роль в назначении Ликсутова сыграл положительный опыт «Аэроэкспресса»: Ликсутов — один из акционеров компании, организовавшей движение электропоездов между московскими вокзалами и аэропортами.

К тому же Ликсутов соответствует критерию, который Собянин озвучил в интервью «Ведомостям»: «Если человек неуспешен в бизнесе, ему и на госслужбе делать нечего». Спустя полгода Ликсутов занял место Лямова во главе департамента транспорта Москвы, сам Лямов сохранил пост заместителя мэра. «Если специалист имеет большой и весьма положительный опыт работы в одной из крупных транспортных компаний, то ему вполне можно доверить руководство департаментом», — поясняет Лямов. «Мне все равно, богат он или беден, — сказал в правительстве Москвы по поводу назначения Ликсутова Сергей Собянин. — Главное, что он эффективный менеджер». Где же Ликсутов проявил себя в этом качестве?

Родившийся в 1976 году в эстонском городке Локса Ликсутов первый раз неудачно пытался получить гражданство Эстонии в 2004 году. Второе ходатайство было подано министром юстиции, праворадикальным политиком Рейном Лангом (сейчас министр культуры Эстонии). Прошение было удовлетворено. Зачем молодой человек упорно добивался эстонского гражданства? «Насколько я понимаю, он в будущем рассчитывал стать крупным чиновником, например министром экономики, он очень амбициозный человек», — говорит Анна-Мария Галоян, работавшая с 2003-го по 2005 год политическим консультантом и директором по развитию «Трансгрупп». Это она готовила документы на получение Ликсутовым гражданства Эстонии.

Вносить свой вклад в экономику Эстонии Ликсутов начал еще в юности. «В начале 1990-х, когда он появился на нашем угольном причале, он был еще совсем молодой», — рассказывает бывший главный диспетчер порта Таллина Владимир Волохонский. С выходом из состава СССР Эстония лишилась советского угля, который занимал значительную долю в перевалке порта. Впрочем, об экспорте тогда даже не помышляли — угля не хватало даже для отопления. И тут знакомый Волохонского Сергей Глинка (будущий партнер Ликсутова) предложил решить проблему. Бывший моряк и работник рыболовецкого совхоза отправился в Кузбасс искать уголь для замерзающей республики.

Через четыре месяца в порт вошел первый состав с кузбасским углем. «В 1990-е все шахты Кузбасса контролировали местные криминальные группировки, чтобы договориться с ними, Глинке нужно было иметь особые таланты или соответствующие связи», — говорит управленец одной из железнодорожных компаний, работавший в то время в Кузбассе. Сам Глинка от интервью для этой статьи отказался.

Довольно скоро кузбасского угля стало хватать не только на нужды Эстонии. Вновь появилась возможность экспорта, но возникли проблемы с качеством продукции — никогда самостоятельно не работавшие на экспорт бывшие советские шахты загружали уголь в вагоны вместе с породой, без очистки от пыли и шлама. Глинка, едва успевавший с организацией поставок, позвал своего соседа по дому и приятеля Ликсутова заняться очисткой и перевалкой угля в порту. Тот, хотя и был на 10 лет младше Глинки, отличался исполнительностью и умением быстро обучаться. «Ликсутов сразу проявил себя — сумел договориться в порту с людьми, которые по 20 лет из кресла не вставали, нашел оборудование, наладил все процессы по очистке и перевалке», — рассказывает Волохонский. Он сам помог предпринимателям со сбытом угля внутри Эстонии и с экспортом.

Затем их партнером стал Рустам Аксененко, сын всесильного министра путей сообщения России Николая Аксененко, которого прочили даже в преемники президента Бориса Ельцина. Первым совместным проектом с Рустамом Аксененко была компания по реализации грузов, владельцы которых не смогли заплатить МПС за их доставку в Таллинский порт. В ноябре 1999 года Ликсутов возглавил экспедиторскую фирму «Юнитранс», которой МПС предоставляла большие скидки на железнодорожные тарифы по перевозке грузов. В 2000 году оборот компании превысил $280 млн — большие по тем временам деньги. В «Юнитрансе» Ликсутов сменил Сергея Тугаринова, который перешел в МПС, а сейчас возглавляет департамент в Министерстве транспорта России. «Рустам Аксененко к «Юнитрансу» отношения не имел, по крайней мере когда я там работал», — заверил Тугаринов Forbes. Связаться с Аксененко, проживающим в Швейцарии, не удалось.

В октябре 2001 года Николая Аксененко вызвали в Генеральную прокуратуру и предъявили ему обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий. По оценке следователей, Аксененко-старший нанес ущерб государству на 11 млрд рублей. В январе 2002 года министр путей сообщения был освобожден от занимаемой должности. В 2005 году он скончался от лейкемии. К этому времени у русских предпринимателей из Эстонии уже были новые партнеры с не меньшими возможностями.

В конце 1990-х Искандер Махмудов (12-е место в списке Forbes, $9,9 млрд), основной владелец Уральской горно-металлургический компании, с младшим партнером Андреем Бокаревым (120-е место, $800 млн) начали скупать акции «Кузбассразрезугля» (КРУ). Это крупнейший в России производитель высококачественного угля открытым способом. К 2000 году компания полностью оказалась под их контролем. К тому времени Глинка и Ликсутов уже почти 10 лет занимались экспортом угля КРУ через Эстонию. Новые хозяева предприятия не стали ломать налаженный канал сбыта, а создали с Глинкой и Ликсутовым совместный бизнес — транспортное предприятие «Трансгрупп АС» (сейчас у Махмудова — 33%, Бокарева — 17%, Ликсутова и Глинки — по 25%).

«Трансгрупп АС» — российская компания с намеком на эстонское происхождение (Aktsiaselts, AS — акционерное общество с ограниченной ответственностью) — была уже не просто экспедитором, а грузовым железнодорожным оператором с собственным парком. В 2002 году компании принадлежало несколько десятков вагонов, но даже это количество давало ей преимущество перед конкурентами — ведь собственных вагонов почти ни у кого из перевозчиков не было, а вагоны МПС были в большом дефиците. (Это обстоятельство, кстати, партнеры учтут позже, при создании «Трансмашхолдинга».)

В 2003 году бизнес независимых от МПС операторов получил дополнительную возможность для маневра — железнодорожники ввели так называемую вагонную составляющую: владельцы вагонов получали 15% скидки от действующего тарифа и в этих рамках изменяли цены за перевозку. И к 2005 году среди клиентов «Трансгрупп АС» были «Русский алюминий», «Евразхолдинг», «Сибур» и, конечно, УГМК и «Кузбассразрезуголь». За 10 лет небольшая экспедиторская фирма превратилась в гигантскую транспортную компанию с выручкой $900 млн (за 2010 год) и парком более 10 000 вагонов.

Как распределялись роли партнеров в «Трансгрупп АС»? Махмудов и Глинка определяли стратегию развития бизнеса, а Ликсутов был успешным исполнителем, именно он отвечал за оперативное управление. По словам знакомого с партнерами предпринимателя, старший партнер Махмудов крайне редко лично общается с Ликсутовым, все указания спускаются через Глинку. «Ликсутов сам ничего не решал, но из этой команды он лучше всех подходил на роль публичного человека», — говорит один из конкурентов.

В ночь с 26 на 27 апреля 2007 года эстонские власти демонтировали в центре Таллина памятник погибшим советским солдатам и перенесли его на Военное кладбище. В городе прошли массовые акции протеста и погромы. 28 апреля Ликсутов заявил газете Aripaev, что переводит головную контору свой фирмы из Эстонии. На самом деле к тому времени весь бизнес Ликсутова уже давно переместился в Россию. В Эстонии остался лишь простаивающий терминал да небольшой ресторан в Таллине.

Двадцать восьмое марта 2011 года стало звездным днем для Ликсутова. Проект, которому молодой управленец отдал более пяти лет, оценил российский премьер-министр Владимир Путин. От аэропорта Шереметьево до Белорусского вокзала аэроэкспресс доставил премьера за полчаса, в то время как на автомобиле по пробкам этот путь может занять несколько часов. Всю дорогу Путин просидел у окна, слушая рассказ главы РЖД Владимира Якунина о планах и перспективах по развитию аэроэкспрессов. По довольной улыбке премьера сопровождавший делегацию председатель совета директоров компании «Аэроэкспресс» Максим Ликсутов мог убедиться, что проект ему понравился.

Нереализованную идею запуска комфортабельных междугородних электропоездов в Эстонии Ликсутов сумел воплотить в России.

Компанию «Аэроэкспресс» совладельцы «Трансгрупп» создали на паритетной основе с аэропортом Шереметьево в 2005 году (в 2008-м 50% «Аэроэкспресса» купило ОАО «РЖД»). Компания запустила фирменные электрички от Белорусского вокзала до Шереметьево (сначала экспрессы ходили от Савеловского вокзала до станции Лобня, затем с Белорусского проложили железнодорожную ветку до аэропорта, где был построен современный пассажирский терминал). У пассажиров впервые появилась возможность доехать до московского аэропорта в комфорте за гарантированные полчаса. Идея получила продолжение — позже были запущены аналогичные поезда от Павелецкого вокзала до Домодедово и от Киевского вокзала до Внуково. В 2010 году прибыль «Аэроэкспресса» составила 287 млн рублей при выручке 2,6 млрд рублей.

В начале 2000-х совладельцы «Трансгрупп» начали скупку заводов, производящих локомотивы, вагоны и поезда метро. И уже в 2002 году была сформирована одна из крупнейших машиностроительных групп в России — «Трансмашхолдинг», объединяющая более 10 предприятий. Выручка компании в 2010 году составила 91 млрд рублей.

На своей первой пресс-конференции 19 января 2012 года Ликсутов заметно нервничал. Пока его непосредственный начальник Лямов рассказывал о результатах работы транспортного комплекса за год, Ликсутов что-то непрерывно чертил на листах бумаги. Он оживился, когда речь зашла о ключевом проекте программы по улучшению транспортной инфраструктуры — запуске пассажирского движения по Малому кольцу московской железной дороги.

За четыре года на базе слабо загруженной грузовой железной дороги Малого кольца планируется создать скоростное пассажирское движение, интегрированное с транспортными системами города. «Мне проект очень нравится , — говорит Блинкин из НИИ транспорта. — Использование рельсовых путей в городе — это общеевропейский тренд на интеграцию железных дорог с метро и трамваем».

Денег на интеграцию не жалеют: стоимость проекта оценивается в 440 млрд рублей (правда, смета пока не утверждена). Это пятая часть бюджета всей программы «Развитие транспортной системы города Москвы на 2012–2016 годы». К реализации грандиозного проекта московские власти уже приступили. Летом 2011 года был создан оператор проекта — совместная компания правительства Москвы и РЖД «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД) с уставным капиталом 5 млрд рублей. Деньги, выделенные московским железнодорожникам, пойдут на реконструкцию полотна, закупку подвижного состава, строительство станций и почти 4 млн кв. м коммерческой недвижимости.

Кто же будет реализовывать этот грандиозный проект? Хорошие знакомые Ликсутова уже нашли себе здесь применение. Например, бывший руководитель «Трансмашхолдинга» Михаил Хромов летом 2011-го возглавил МКЖД. Ликсутов через пресс-секретаря передал, что это назначение состоялось до его прихода в департамент транспорта. Он стал советником мэра в мае 2011-го, а главой департамента — в декабре.

Разработкой проекта организации пассажирского движения по железнодорожному кольцу занимается компания «Интегрированные транспортные системы». Эта фирма на 75% принадлежит Михаилу Онофрийчуку, бывшему топ-менеджеру и члену совету директоров «Трансмашхолдинга». Известно, что для проекта потребуется 50 составов (350 вагонов). «Трансмашхолдинг» в декабре 2011 года уже объявил, что после получения соответствующего запроса от МКЖД готов предоставить два-три варианта электричек на тендер по закупке электропоездов для Малого кольца. Испытания одного из них уже идут полным ходом в подмосковной Щербинке.

Есть ли альтернатива партнерам «Трансмашхолдинга»? «Уральские локомотивы», недавно созданное СП Siemens и группы «Синара», начнет выпускать первые электропоезда только в конце 2013 года. Электропоезда способен производить Торжокский вагоностроительный завод (ТВЗ), но в 2010 году выпуск электричек на нем был остановлен. По словам заместителя гендиректора ТВЗ Михаила Завгороднего, завод способен производить по 250 электричек в год и готов принять участие в конкурсах и тендерах МКЖД. Но то, что департаментом транспорта столицы руководит совладелец «Трансмашхолдинга», вызывает у него опасения. «Этим назначением конкуренция убивается полностью, — считает Завгородний. — На этой должности должен быть независимый человек, способный обеспечить всем равные условия». .

А кто будет управлять пассажирскими перевозками на железнодорожном кольце? Независимых от «Трансгрупп» перевозчиков в столичном регионе просто не осталось. Новое Малое кольцо будет перевозить ежегодно более 250 млн пассажиров, что принесет перевозчику примерно 10 млрд рублей выручки. Нет ли здесь конфликта интересов?

«Я говорил бы не о конфликте интересов, а скорее о совпадении интересов. Об этом проекте так долго говорят, что если Ликсутову удастся его реализовать, то ему нужно будет сказать спасибо», — дипломатично говорит Михаил Блинкин. Не видит конфликта интересов и Сергей Тугаринов из Минтранса: «Все решения принимает координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и Московской области во главе с министром транспорта Игорем Левитиным». Сам Ликсутов отказался разговаривать о своем бизнесе, отметив, что в соответствии с законом о госслужбе передал свои акции в управление.

Ликсутов в феврале заявил, что в 2012 году будет заменено почти 400 вагонов московского метро. Такие вагоны в России производят только предприятия «Трансмашхолдинга» и питерский «Вагонмаш», но доля последнего всего 16%. Какое решение примет координационный совет? Компаньоны по «Трансгрупп» не оставили ему выбора».

За последние два года "Мосметрострой" сменил владельцев уже два раза. В 2010 году компанию выкупили структуры некогда самого богатого чиновника России, экс-замминистра регионального развития Владимира Когана. В конце 2011 года компания получила треть заказов на строительство московского метрополитена. Позже стало известно, что Коган продал свою долю в "Мосметрострое" менеджменту компании во главе с Евгением Кашиным.

Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Когана впустили в метро»: «треть тендеров на строительство столичного метро достанется «Мосметрострою», в который в августе вернулся Владимир Коган — самый богатый чиновник России по данным 2010 года. Тендеры проведены на сумму 257,7 млрд рублей. Компании отдадут 93,2 млрд рублей. Самые крупные проекты из доставшихся «Мосметрострою»: строительство линии «Марьина Роща» — «Селигерская» (59,4 млрд рублей), участка от «Красногвардейской» до «Братеево» (18 млрд рублей), линий от «Юго-Западной» до «Тропарево» (11 млрд рублей) и от «Митино» до «Пятницкого шоссе» (4,8 млрд рублей). Компания также рассчитывает выиграть тендер на строительство участка от «Авиамоторной» до «Некрасовки» стоимостью 90 млрд рублей, рассказал руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.

В прошлом году «Мосметрострой» сменил владельца: на приватизационном конкурсе 100% акций компании приобрело ООО «Центрстрой», принадлежащее структурам тогдашнего чиновника Минрегиона Владимира Когана. Он отвечал в министерстве за реализацию инфраструктурных проектов, а крупнейший подрядчик по строительству метро обошелся ему в 7,6 млрд руб. Еще четверо желающих приобрести «Мосметрострой» не были допущены на конкурс. Бывший совладелец питерского Промстройбанка Коган официально является самым богатым чиновником — его задекларированный доход в 2010 г. составил почти 821 млн руб. В августе Коган уволился из Минрегиона, решив вернуться в бизнес. Его интерес к «Мосметрострою» абсолютно понятен, считает один из московских строителей, ведь Собянин с самого начала не скрывал, что строительство дорог и метро будет приоритетом для новой московской власти.

Мэр Москвы Сергей Собянин радикально ускорил расширение столичного метро, в планах — 75 км новых линий за пять лет. В этом году на строительство метро выделено 50 млрд руб., а в следующем инвестиции удвоятся — до 103 млрд руб. Для сравнения: в 2010 г., когда городом руководил Юрий Лужков, на эти цели было выделено 24 млрд руб. Уже проведены тендеры на общую сумму 257,7 млрд руб. со сроком сдачи объектов в 2012-2014 гг., рассказал «Ведомостям» руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Почти треть этих средств — 93,2 млрд руб. — достанется «Мосметрострою», традиционному подрядчику таких работ.

Русская версия Forbes сообщает, что «Владимир Игоревич Коган начал свою трудовую карьеру продавцом в одном из универсамов Ленинграда. В 2000-е вместе с партнером Давидом Трактовенко создал банковский холдинг: Промстройбанк, банк «Санкт-Петербург», Международный банк Санкт-Петербурга. В 2005 году продал Промстройбанк группе ВТБ, а контроль над другими банками холдинга перешел к их менеджменту. С 2005 по 2011 год на государственной службе: возглавлял дирекцию Госстроя по комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, был замруководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ, после его ликвидации стал сотрудником Минрегионразвития».

Как ранее писало в 2000 году Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Самый равноудаленный олигарх», Владимир Коган входит в самое ближайшее окружение Владимира Путина.

«"Теперь мы можем все", - считают в окружении главы Санкт-Петербургского ПСБ Владимира Когана. На фоне торжественной президентской инаугурации как-то не замеченным широкой публикой прошло еще одно вступление в должность. Хотя главных действующих лиц обоих этих событий связывает очень многое. За пару недель до того, как Владимир Путин получил удостоверение президента России, председателем наблюдательного совета питерского Промышленно-строительного банка в пятый раз стал Владимир Коган. С главой государства этого банкира роднит отнюдь не только то, что они петербуржцы, тезки и даже женаты на тезках. И не только то, что оба предпочитают скорее обладать властью, нежели ее атрибутами. И даже не то, что их подчиненные, подобно кроликам, завороженным взглядом удава, спешат украшать свои кабинеты портретами любимого начальника. А на прием идут как на Голгофу. Дело в другом. В свое время именно Владимир Путин помог Владимиру Когану стать банкиром. И многое говорит за то, что в скором времени банк Когана станет крупнейшим частным банком страны, а его владелец - самым равноудаленным олигархом.

Вся история взаимоотношений Владимира Когана и питерского Промстройбанка - наглядная иллюстрация известной народной пословицы о том, кто кого "красит". Конечно, вхождение в наблюдательный совет крупнейшего регионального банка стало серьезной вехой в жизни владельца торговой фирмы средней руки. Однако даже оппоненты Когана согласятся с тем, что именно его появление в ПСБ вывело банк на качественно новый уровень. Мало кто станет отрицать, что, не будь Когана, бывшую ленинградскую контору Промстройбанка СССР ожидала бы незавидная участь других экс-спецбанков, которые в начале 90-х интенсивно "доились" начинающими кооператорами. Одна из старейших сотрудниц ПСБ Валерия Пауль, описывая те времена, вспоминает, как в кабинетах банка "стали появляться молодые люди в спортивных костюмах фирмы "Адидас" и с радиотелефонами, мало что понимающие в финансах и коммерции, но требующие одного - кредитов".

Наверное, 30-летний Владимир Коган - гендиректор СП "Петровский трейд хаус", снабжавшего банк оргтехникой, мало чем отличался от упомянутых персонажей. (Даром что жена привила бизнесмену любовь к более изысканным нарядам, нежели спортивные костюмы.) Но, как выяснилось чуть позднее, ему нужны были не столько кредиты, сколько сам банк. И у Когана было что предложить взамен помимо компьютеров.

Дело в том, что коммерсант обладал весьма неплохими связями в Смольном. В частности, он имел выходы на влиятельного зама Собчака Владимира Путина. Причем если сам мэр практически не интересовался вопросами построения банковской системы города, то его заместитель, напротив, старался принимать в этом процессе живейшее участие. И не мог не воспользоваться шансом установить через "доверенных лиц" контроль над едва ли не самым крупным питерским банком.

К слову сказать, "доверенные лица" - отнюдь не только литературный образ, навеянный нынешними политическими реалиями. Показательно, что почти одновременно с появлением Когана в наблюдательном совете ПСБ дирекцию банка по безопасности и защите информации возглавил некто Александр Нестеров. Через семь лет Нестеров, будучи уже вице-президентом "Банкирского дома "Санкт-Петербург", станет доверенным лицом кандидата в президенты РФ В.В. Путина. Причем в питерском списке путинских доверенных лиц Нестеров значился третьим, оставив далеко позади столь известных людей, как гендиректор "Балтики" Таймураз Боллоев или директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский.

Видать, Нестеров гораздо лучше знаком с Путиным. Судя по тому кругу обязанностей, которые Нестеров выполнял в ПСБ, можно даже предположить, где корни этого знакомства.

Немудрено, что с помощью таких специалистов Коган сумел довольно быстро решить проблему "молодых парней в спортивных костюмах". Ведь, как свидетельствуют очевидцы, с появлением новых акционеров в лице "Петровского трейд хауса", "Инверт-брока" и прочих принадлежащих Когану и его партнерам фирм питерский Промстройбанк резко ужесточил свою кредитную политику. А с недобросовестными заемщиками стал обходиться весьма круто, дав многим повод предположить, что банк прибегает к помощи сомнительных структур.

На деле все обстояло гораздо проще. Когда у Когана спросили, как ему удается делать бизнес в столь криминализованном городе, как Питер, он высказался в том духе, что "лучшая крыша - это КГБ".

Помимо обеспечения серьезного прикрытия и избавления от назойливых, но безответственных заемщиков Коган помог ПСБ решить еще и весьма актуальную для любого немосковского банка проблему привлечения ресурсов. Ведь у СП "Петровский трейд хаус" - в отличие, скажем, от СП "Мост", ставшего предтечей одноименной финансовой группы, - были вполне осязаемые зарубежные партнеры. Голландские.

Правда, по некоторым данным, на самом деле это были выходцы из России, эмигрировавшие во время перестройки. Но, как бы там ни было, у этих людей, очевидно, уже был налаженный бизнес в Нидерландах. А главное, связи с местными банками.

Ими-то и воспользовался новоиспеченный акционер питерского Промстройбанка, добившийся вскоре предоставления подопечному банку по сути льготных зарубежных кредитов.

Дальше - больше. Вскоре подтянулись и более солидные кредиторы. Уже в 1995 году Всемирный банк и ЕБРР открыли Промышленно-строительному банку Санкт-Петербурга кредитные линии на $100 млн. А через год, в октябре 1996-го, ПСБ одним из первых получает несвязанный синдицированный кредит в размере $25 млн.

Владимир Коган стал для ПСБ "курицей, несущей золотые яйца". И с его возросшим влиянием в банке смирились. Оппозиция в лице первого председателя правления банка Владимира Семенова была изгнана, а глава наблюдательного совета Валерий Филиппов выполнял чисто номинальные функции, фактически передав бразды правления Когану, формально значившемуся его замом.

До поры до времени такая расстановка сил нашего героя устраивала. Он вообще любит держаться в тени, если это никак не отражается на степени его влияния. К тому же Коган, почувствовавший тягу к банковскому бизнесу, вовсе не собирался останавливаться на ПСБ. В его планы входило получение контроля над другим питерским монстром - банком "Санкт-Петербург", обслуживавшим значительную часть бюджетных счетов города.

Надо сказать, что создание местного супербанка под эгидой ПСБ соответствовало не только бизнес-интересам самого Когана, но и отвечало чаяниям его друзей из мэрии. Консолидация Промышленно-строительного и "Санкт-Петербурга" обеспечивала возможности для эффективного противостояния экспансии московских банков, что в условиях заметного ухудшения взаимоотношений Смольного с Кремлем было немаловажно. Тем более что главу "Санкт-Петербурга" Юрия Львова в отличие от Когана сложно было отнести к числу абсолютных сторонников Анатолия Собчака.
Так началась история первой в России попытки недружественного банковского поглощения. По заказу Когана в 1994 года одна из крупнейших питерских брокерских фирм "Ленстройматериалы" начала скупку конвертируемых облигаций "Санкт-Петербурга", которые впоследствии предполагалось обменять в соотношении 1:1 на акции очередной эмиссии банка. В случае успеха в распоряжении связанных с Коганом структур могло оказаться до 15% акций "Санкт-Петербурга". Однако Юрий Львов заподозрил неладное и, дабы предотвратить продажу облигаций третьим лицам, изменил условия конвертации на 1:10.

Рыбка сорвалась с крючка. Не помогло даже вмешательство начальника ГУ ЦБ по Санкт-Петербургу Виктора Халанского, попытавшегося было воспрепятствовать регистрации злополучной эмиссии "Санкт-Петербурга". Коган сумел привлечь столь могущественного союзника, сыграв на давней - еще с советских времен - неприязни между Халанским и Львовым. К тому же Коган использовал и корпоративный патриотизм Халанского: тот когда-то возглавлял ленинградское управление Промстройбанка СССР - предшественника ПСБ.

Но на беду в "большом" ЦБ в ту пору происходила очередная кадровая перетряска. А известный своим протекционизмом Халанский слишком надоел московским банкирам, работающим в Питере, чтобы на Неглинной поддержали питерского наместника, дав думскому банковскому лобби лишний повод для нападок. Банк России зарегистрировал эмиссию акций "Санкт-Петербурга". Тяжелая артиллерия сработала вхолостую.

Второй раз Халанский со свойственной ему настойчивостью попытался удружить ПСБ уже после августовского кризиса 1995 года (тогда рухнул один из опорных питерских банков - "Северный торговый" и сильно шатался Астробанк). Халанский призвал подопечные банки интегрироваться вокруг Промышленно-строительного. И даже пригрозил всем банкам города, кроме Сбербанка и ПСБ, запретить работу с частными вкладчиками, если эти требования не будут выполнены.

В ответ банки, к которым относилась угроза ("Санкт-Петербург", "Петровский", Вита-банк), направили письмо в правительство и ЦБ с просьбой рассмотреть вопрос об отстранении от должности Халанского. Заместитель мэра Владимир Путин, комментируя конфликт, отметил, что ЦБ не должен поддерживать одни банки за счет других, но при этом подчеркнул, что Смольный не намерен поддерживать требование о снятии с должности главы ГУ ЦБ.

Но Халанского в феврале 1996 года все же сняли. Оружие Когана обернулось для него бумерангом. Отставленный Халанский стал подумывать о возвращении в обновленную альма-матер - в ПСБ. Восхищенные борьбой Халанского рядовые акционеры могли, чего доброго, назначить его руководителем наблюдательного совета. Это явно не входило в планы Когана.

К тому же перманентная холодная война с "Санкт-Петербургом" и близившиеся губернаторские выборы требовали большей степени концентрации власти в близком к Собчаку банке. В апреле 1996-го на очередном собрании акционеров питерского Промстройбанка Валерий Филиппов лишается поста председателя наблюдательного совета. На его место избирают Владимира Когана. А тот, чтобы задобрить избирателей-акционеров, добивается, несмотря на возражения председателя правления Сергея Сусекова, установления беспрецедентно высоких дивидендов - 1000% годовых. Для их выплаты формируется резерв в размере 20 млрд руб. (неденоминированных).

Неудивительно, что из-за таких дивидендных игр с акционерами ПСБ не имел возможности как следует наращивать уставный капитал, который долгое время не соответствовал реальным объемам бизнеса банка.

Конечно, было бы странно, если бы Коган не стремился застраховаться от нежелательного для Собчака исхода губернаторских выборов. Да, ПСБ немало поспособствовал сохранению за Собчаком мэрского поста, но одновременно Коган попытался наладить отношения и с оппозиционным кандидатом от "Яблока" Игорем Артемьевым.

И это дало определенные плоды. Артемьев получил в результате соглашения с победившим на выборах Владимиром Яковлевым пост вице-губернатора и должность руководителя комитета по экономике и финансам. А поскольку "яблочник" был одержим идеей построения эффективной системы международных заимствований для Санкт-Петербурга, ему не могли не пригодиться связи столь хорошо известного в международных финансовых кругах учреждения, как питерский Промстройбанк.

Сотрудничество Артемьева и Когана, бесспорно, носило взаимовыгодный характер. Вице-губернатор, в частности, посодействовал осуществлению давней мечты Когана о получении контроля над "Санкт-Петербургом". Осенью 1997 года появился "Банкирский дом "Санкт-Петербург", куда вошли питерский Промстройбанк, "Санкт-Петербург" и банк "Петровский", обслуживающий значительную часть пенсионеров города. Неплохая прибавка, что и говорить. Президентом "Банкирского дома" стал не кто иной, как Владимир Коган.

Правда, долгожданная победа над "Санкт-Петербургом" во многом оказалась пирровой. Губернатор Яковлев проблему финансирования, судя по всему, задумал решать не с помощью местных банков, вскормленных предшественником, а с помощью олигарха Владимира Потанина. Любимым банком Смольного постепенно становился БалтОНЭКСИМ. И его совладелец Юрий Рыдник, чье влияние росло как на дрожжах, вовсе не собирался отдавать Артемьеву и Когану контроль над городскими финансами.

Немудрено, что Артемьев вскоре вынужден был уйти. В городских газетах появилась информация о том, что в наблюдательном совете ПСБ заседает "авторитет" Костя Могила. А "Банкирский дом" распался, так толком и не заработав. Незадолго до августовского кризиса 98-го это банковское объединение покинул "Петровский". Видимо, отец-основатель банка Юрий Головин решил, что вдали от Когана и поближе к Рыднику будет безопаснее. Во всяком случае, вскоре появилась информация о том, что "Петровский" рассматривает возможность объединения с БалтОНЭКСИМом.

Впрочем, поражения в Санкт-Петербурге Когану удавалось компенсировать победами на областном и федеральном уровнях. Губернатор Ленинградской области Вадим Густов в благодарность за поддержку на выборах открыл питерскому Промстройбанку зеленую улицу. Председателю правления банка Сергею Сусекову даже предложили стать областным вице-губернатором по финансам.

Не забывал о своем протеже и перебравшийся в Москву Владимир Путин. Очевидно, не без содействия со стороны новоиспеченного заместителя управделами президента Коган в октябре 1996 года стал членом совета при правительстве по вопросам банковской деятельности. Примерно тогда же Коган наряду с маститыми Александром Смоленским и Михаилом Ходорковским вошел в совет директоров созданного Андреем Вавиловым Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию. Причем счета агентства оказались именно в ПСБ. А ведь Вавилов не производит впечатления человека, способного просто так делиться профитом.

Несколько ,b>позже питерский Промстройбанк неожиданно для сторонних наблюдателей получил в результате тендера счета трех подмосковных таможен. Решение конкурсной комиссии почти совпало по времени с назначением Путина первым заместителем руководителя президентской администрации. Интересно, что в Жуковском, чью таможню взял под свою опеку ПСБ, размещается крупная база МЧС. Не с тех ли пор началась дружба Владимира Путина с Сергеем Шойгу?

Выйдя на федеральный уровень, Владимир Коган начал присматриваться к не совсем благополучным многофилиальным банкам. Попробовал купить крупный пакет акций Промстройбанка России, воспользовавшись тем, что его наблюдательный совет некоторое время возглавлял петербуржец Илья Клебанов. Затем в сфере интересов владельца ПСБ оказался Инкомбанк. У Когана сложились весьма неплохие взаимоотношения с Вадимом Зингманом, руководителем наиболее продвинутого питерского филиала "Инкома". С помощью Зингмана наш герой надеялся завоевать сердце Владимира Виноградова...

Когда стало ясно, что Путин будет президентом, один из подручных Когана якобы сказал: "Теперь мы можем все".

Понятно, что банкир постарается использовать свои отношения с Путиным на все 100 процентов. Подготовительная работа уже проведена. В 25 (!) раз увеличен уставный капитал ПСБ. Кризис-менеджер Александр Эмдин заменен Ольгой Казанской, которая, как показывают результаты ее работы в "Балтийском", способна вывести банк на качественно иной уровень развития. При этом Казанская, по мнению одного из собеседников, лишена политических амбиций и умеет работать "на стратегического руководителя", что для Когана немаловажно.

Сам же "стратегический руководитель" уже начинает принимать дары свыше. В аппарате правительства решают перевести зарплату сотрудников Белого дома на карточки питерского Промстройбанка, лишив благодатного имиджевого хлеба банк "Первое о.в.к.". Назначение Сергея Степашина главой Счетной палаты избавляет Когана от ненужных переживаний, связанных с тем, что главный аудитор страны может и впрямь заняться проверкой законности продажи пакета акций Котласского ЦБК стратегическому партнеру ПСБ - компании Ilim Pulp Enterprises. Даже если нынешняя Дума, подобно своей предшественнице, вновь поднимет эту тему.

Другое дело, что появление конкурента явно не понравится нынешним членам клуба равноудаленных олигархов. Они уже сделали пару предупредительных выстрелов. По явно надуманной причине (недостаточный банковский стаж) Минфин отклонил кандидатуру Эмдина при выборах руководителя Международного инвестиционного банка. (А какой простор мог открыться для Когана, появись у него свой человек в МИБе!) В федеральных СМИ стали публиковать компрометирующие питерский Промстройбанк сведения.

Очевидно, что отношение к ПСБ рано или поздно станет тем оселком, на котором олигархи попытаются проверить прочность Путина. Поэтому многое зависит от того, хватит ли Когану выдержки. Сумеет ли он не переборщить с использованием "путинского ресурса"?

Ведь в противном случае он рискует поставить своего покровителя перед очень неприятным выбором. Если игра зайдет слишком далеко, то Путину придется либо отказаться от своего "резидента" в причудливом банковско-олигархическом мире России, либо нарушить предвыборное обещание об истреблении олигархов как класса».

Читайте последние новости о кадровых перестановках Путина и о борьбе с коррупцией в России в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal


18.05.2012



Обзор FLB
FLB

В начало статьи

Из досье FLB

Собянин Сергей Семенович

 - мэр Москвы
бывш. вице-премьер правительства РФ, ранее глава администрации президента РФ
30.10.2017  «Стена скорби»: памятник не для лабутенов и катания на скейте
18.09.2017  Минэкологии потребовало ликвидировать незаконные свалки в Люберцах
10.09.2017  Собянин уволил главу управы за видео
31.08.2017  Финансовый «задник» Кирилла Серебренникова
26.08.2017  Всероссийская акция «Ночь кино» планирует собрать более 600 тысяч зрителей по всей стране
Собянин Сергей Семенович, все статьи»»

Выбор редактора

»  

В ВИМ-Авиа - двойное мошенничество


» 

А «Матильда» должна была быть совсем иной…


» 

Крым. В семье Аксеновых у каждого есть прибыльное дело


» 

У полковника МВД Дмитрия Захарченко новый эпизод


» 

В первый день проката фильма «Матильда» собрано 39 млн рублей и это не предел


» 

За что арестован главный конструктор системы информационного обеспечения МВД?


» 

Как оборонные подрядчики поссорились из-за обналички


» 

Организатор ареста Улюкаева стал советников в банке "Пересвет"


» 

Как строитель "Зенит Арены" утаил налогов на 1.3 миллиарда


» 

О гонорарах участников политических ток-шоу на ТВ


» 

Контекст

»

Кто ответит за тепло?


Министерство строительства и ЖКХ внесло законопроект о прямой оплате услуг ресурсоснабжающим организациям, минуя управляющие компании. Причина – задолженность в 250 млрд рублей. Эксперты разделились во мнении

»

50 000 человек подписали петицию против вырубки и экспорта российского леса в Сибири


Движение «Приангарье – наш дом»: «Мы из вырубленного леса ничего не строим и не производим. Всё отправляем на экспорт. Все цивилизованные страны мира ввели мораторий на вырубку леса. И даже Китай, ради которого мы так нещадно вырубаем свой лес».

»

Система «Платон» против нелегальных свалок


Правительство России подготовило проект поправок, которые позволят системе «Платон» отслеживать мусоровозы и препятствовать созданию нелегальных свалок.

»

200 и 2000. В России появились новые купюры


С сегодняшнего дня, с 12 октября в России появились новые банкноты, достоинством в 200 и 2000 рублей. Первыми новые купюры возьмут в руки жители Москвы, Крыма и Дальнего Востока

»

Автодорожная арка весом 5.5 тысяч тонн «приплыла» к Керченскому мосту


Информационный центр «Крымский мост»: «Плавучие опоры ранним утром вышли из керченской технологической площадки и сейчас находятся на фарватере Керчь-Еникальского канала»

»

Депутаты Государственной думы против сокращения расходов бюджета на гранты Президента РФ


Депутаты выступили против предложения правительства сократить на 3 млрд расходы на президентские гранты


Лицензия Минпечати ЭЛ 77-2212 от 29.12.1999 г.  FLB - зарегистрированный товарный знак.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "FLB.Ru" обязательна. ©1999-2017
RSS версия