“Четверо жителей Дагестана задержаны в Вологде по подозрению в незаконном хранении оружия. По свидетельству очевидцев, спецоперация проводилась на улице Чехова, 8, - сообщают 30 августа “Новости Вологодской области”.
Накануне в редакцию газеты «Премьер» позвонили жители города и сообщили, что во дворе их дома находится группа вооруженных сотрудников СОБРа. Как оказалось, это была операция по задержанию, которую проводила ФСБ».
“У радикальных исламистов в Вологде нашли склад оружия. Известно, что четверо человек прибыли в область из Дагестана накануне 1 сентября. Двое мужчин и две женщины обосновались в одной из квартир областного центра, - пишет в пятницу «Комсомольская правда».
- При досмотре квартиры сотрудники полиции и ФСБ обнаружили нарезное автоматическое оружие в количестве трех единиц и боеприпасы, - сообщает пресс-служба Управления ФСБ по Вологодской области.
Полицейские возбудили по данному факту уголовное дело».
Гости из Дагестана прихватили в дорогу «все необходимое». Фото пресс-службы УФСБ по Вологодской области
“Четыре человека: двое мужчин и две женщины, которые были обезврежены силовиками, исповедуют радикальные формы ислама. Правоохранительные органы обратили на них внимание, потому что приезжие проявляли повышенный интерес к административным зданиям, чем и вызвали подозрение у спецслужб, - сообщает сегодня издание Life news.
- В ходе проведения оперативных и предупредительно-профилактических мероприятий в рамках обеспечения безопасности предстоящего начала учебного года и проходящего в Санкт-Петербурге саммита «Группа двадцати» (G 20) сотрудниками УФСБ выявлены прибывшие в Вологодскую область представители республики Дагестан, исповедующие радикальные формы ислама, - рассказали изданию в пресс-службе УФСБ России по Вологодской области.
Во время досмотра квартиры, где остановились прибывшие, сотрудниками полиции и ФСБ обнаружено нарезное автоматическое оружие и боеприпасы.
Один из задержанных дагестанцев фигурирует в знаменитом"расстрельном списке" с именами 33 жителей села Хаджалмахи в Дагестане. В марте 2013 года, по одной из версий, в селе произошел конфликт между ваххабитами и остальными жителями села. 33 человека вынуждены были покинуть село: те, чьи родственники находятся в розыске, а также те, кого посчитали пособниками боевиков».
“Прокурор Республики Дагестан дал поручение проверить факты, изложенные в открытом письме московских правозащитников о ситуации в селении Хаджалмахи Левашинского района республики. Аналогичные поручения дал руководитель следственного управления СКР по республике, - сообщает в пятницу “Кавказский узел”.
26 августа правозащитники направили врио главы Дагестана Рамазану Абдулатипову обращение с просьбой инициировать комплексную проверку законности действий народных дружин в селении Хаджалмахи и проверить, как расследуются происходящие с марта 2013 года события в селе.
Обращение направлено также председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, руководителю Левашинского межрайонного следственного отдела Сиражитдину Сиражудинову, генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, прокурору Дагестана Рамазану Шахнавазову.
Документ подписали председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, председатель правления Международного историко-просветительского общества "Мемориал" Сергей Ковалев, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов и член Совета при президенте Российской Федерации по развитию институтов гражданского общества и правам человека Евгений Бобров.
Авторы открытого письма, ссылаясь на поступившие от сельчан заявления, сообщают о поджогах, погромах и фактах самосуда, устроенных народными дружинниками в отношении односельчан, попавших в так называемый "расстрельный список". По данным правозащитников, эти преступлении не расследуются правоохранительными органами”.
“Создание народных дружин в дагестанском селе Хаджалмахи не привело к ухудшению там обстановки. Факт поджога домов жителей села участниками народных дружин не установлен. На данный момент известно о пожаре только одного дома в селе, но нет доказательств того, что дом был подожжен. Так прокомментировал ИА REGNUM ситуацию в селе источник в пресс-службе МВД по Дагестану.
Напомним, что группа правозащитников направила письмо в Следственный комитет РФ, Генеральную прокуратуру РФ и временно исполняющему обязанности главы Дагестана Рамазану Абдулатипову после того, как получила обращение жителей села Хаджалмахи. "5 августа в правозащитные организации поступило сообщение о том, что накануне ночью народные дружины в этом селе сожгли три дома местных жителей. 2 августа, со слов местных жителей, те же народные дружины проводили погромы: сожгли дом убитой ранее жительницы Умиюм Рабадановой, в двух других домах сломали двери, разрубили деревянные полы, прострелили кафельную плитку на кухне, украли вещи и продукты", - говорилось в письме.
Обстановка с селе Хаджалмахи Левашинского района стала накаляться в конце 2012 года. Тогда в селе был совершен ряд убийств. В частности, в ноябре 2012 года был убит имам мечети этого села Гаджи Алиев. 7 февраля 2013 года во дворе собственного дома был расстрелян хаджалмахинец, капитан полиции Якуб Алимирзаев. 25 марта неизвестные расстреляли местного жителя, 34-летнего автомеханика Абдулмаджида Маджидова. Ранее, 16 марта при схожих обстоятельствах были убиты отец и сын Ахмед и Джабраил Ахмедовы. Маджидов и Ахмедовы, по данным жителей села, могли принадлежать к радикальным группам. Одновременно напряженность в селе возрастала в связи с тем, что среди жителей села были организаторы известной в Дагестане "финансовой пирамиды", в которую, по оценкам дагестанских СМИ, жители республики вложили не менее 4,5 млрд рублей. После краха "пирамиды" в конце 2012 года в село стали приезжать обманутые вкладчики, требовавшие возврата своих средств.
С осени 2012 года в селе стали действовать отряды дружинников. Вокруг постов дружинников неоднократно накалялась обстановка, а 30 июня произошла трагедия. Со стороны поста был открыт огонь по автомобилю, водитель которого отказался остановиться. В автомобиле находились советник постпреда Дагестана при президенте РФ Артур Захарян, инспектор управления Россельхознадзора по Дагестану Махач Омаров и сотрудник ОАО "РусГидро" Руслан Магомедов, который получил ранение и скончался в больнице. За несколько часов до этого по дружинниками и полицейским, находившимся на посту вместе с ними, был открыт огонь. Пострадавших не было.
В письме правозащитников, направленном в августе в правоохранительные органы, говорилось, что народные дружины в селе были созданы на волне религиозного противостояния:"Обстановка там начала накаляться в марте 2013, когда состоялся сход местных жителей, постановивший, что те жители села, чьи родственники находятся в розыске, а также те, кто с их точки зрения, пособничает боевикам, должны покинуть село. Впоследствии местный Совет принял решение, согласно которому, из села должны уйти все жители, исповедующие ислам салафитского толка, или же они могут остаться при условии публичного покаяния за свои убеждения в местной мечети. В конце марта в селе получил распространение так называемый "расстрельный список", состоящий из 33 имен жителей села, все они - мусульмане-салафиты. Ни один из этих людей не был в розыске, правоохранительные органы не имели к ним претензий".
В МВД Дагестана, напротив, отмечают, что "после создания народных дружин в селе Хаджалмахи люди чувствуют себя более защищенными". "Основную функцию по обеспечению правопорядка выполняют сотрудники МВД, но народные дружинники стали содействовать правоохранителям в деле профилактики и быстрого реагирования", - рассказали в пресс-службе МВД.
На вопрос о возможных последствиях религиозного противостояния в селе в пресс-службе ответили так: "Не следует путать представителей исламских течений с боевиками и их пособниками, которые пытались взять власть в свои руки и навязать свои порядки. Ранее местные боевики убили имама мечети села, запугивали население, облагали данью бизнесменов. И все эти преступные деяние они пытались оправдать религией. Однако люди поняли, к чему все это идет. Те, кто не хотел сотрудничать с боевиками, был не согласен с ними или сотрудничал с властями, получали угрозы и опасались за свою жизнь. К каждому из них сотрудника полиции не приставишь. Людям все это надоело, и они самоорганизовываться, чтоб противостоять боевикам".
Отвечая на вопрос о возможной связи конфликтов в селе с рухнувшей "финансовой пирамидой", в МВД отметили, что организаторов "пирамиды" в селе сейчас нет. Один из них задержан, двое находятся в розыске».