О поддержке малого и среднего предпринимательства в России в последние десять лет говорится немало, причем на самом высшем уровне. В прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с предпринимателями озвучил правительственную задачу: к 2018 году вывести страну на 20-ю позицию по уровню развития малого и среднего бизнеса. Стремительно растут и объемы государственного финансирования. Однако независимые эксперты в счастливом будущем российского предпринимательства сомневаются. Одно из важных оснований – положение дел в Северной столице.
Почти год назад в недрах исполнительной власти Санкт-Петербурга родилось Постановление №1045, вызвавшее массовый протест в среде малого бизнеса. Чиновники предложили новые критерии, на основании которых предпринимателям предоставляется право аренды земельных участков для размещения временных торговых точек.
Абсолютно «сырой», исперщенный абсурдными положениями документ поставил под удар существование маленьких магазинчиков и киосков «Союзпечати», торговлю фруктами, выпечкой и мороженым... В течение года над ним продолжали трудиться «лучшие умы», а в середине июля в Комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка (КРПиПР), возглавляемом Эльгизом Качаевым, за дело взялись Межведомственные комиссии. Результат «доработки» потряс: судя по всему, Смольный предполагает уничтожить как минимум треть объектов мелкорозничной торговли в городе на Неве.
Уже сегодня чиновники в массовом порядке отказывают предпринимателям в продлении договоров аренды, что чаще всего означает ликвидацию бизнеса. Давно снесены павильоны на остановках и у метро, теперь пустыми останутся парки, скверы, участки рядом с учреждениями культуры, спорта и здравоохранения, а также расположенные недалеко от детских садов, школ и институтов, пишет Павел Луспекаев, журналист издания «Наша Версия на Неве». Убираются выносные кафе, уличные лавки с сувенирами, продажа воздушных шариков для малышей. По чиновной логике получается, что отныне даже за бутылкой питьевой воды петербуржцы и гости Северной столицы должны отправляться в какой-нибудь «Перекресток» или «7 континент».
Будем мерять в сантиметрах…
Под угрозой закрытия оказались около трёх тысяч объектов, также утверждает журналист «АиФ-Петербург» Антон Вольский.
Как сообщает в своём письме на имя Эльгиза Качаева, председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, Александр Доронин, председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга», одной из официальных причин отказа в продлении истёкших договоров аренды с предпринимателями называется попадание торгового объекта в охранную зону инженерных сетей. При этом владельцу павильона не предлагают исправить замечания, возникшие по не зависящим от него причинам, сдвинуть павильон с запрещённого участка на разрешённый (иногда требуется сместить торговую точку всего на 10-20 см) или же занять новый участок, что было бы логично и справедливо в такой ситуации. Ему просто выдают отказ. Заключённые соглашения с Ленэнерго и ГУП ТЭК о гарантиях сохранности сетей вообще не принимаются во внимание.
Как результат: десятки обращений от предприятий, лишившихся возможности вести бизнес, уже поступили в администрацию города. Но чиновники решительно не намерены отступать.
В охранную зону инженерных сетей попадает около 70% всех временных торговых объектов Петербурга. Представители малого бизнеса заявляют, что таким образом две трети компаний, ведущих свою деятельность в мелких павильонах, будут уничтожены. Так, «Союз издателей и распространителей» только в Московском и Калининском районах лишился 50% торговых точек.
Претензии к предпринимателям зачастую малопонятны. Торговые точки генерального директора компании «Монолит» Ашота Эфендиева, также подверглись малопонятной ликвидации, рассказывает «АиФ». В павильоне не торговали ни сигаретами, ни слабоалкогольными напитками, то есть тщательно соблюдали законодательство. В одном случае, констатирует он, это произошло, потому что объект находится на расстоянии 38 метров от детского сада (разрешена установка мелкорозничной торговли, если она размещена на удалении 50 метров от дошкольного учреждения).
Руководствуясь похожей логикой, власти запретили Эфендиеву торговать фруктами вблизи женской консультации. Снова предпринимателю не хватило каких-то считанных метров, а будущие мамочки лишились возможности съесть спелое яблоко.
Каков результат такой странной «поддержки малого предпринимательства»? По приблизительным оценкам, которые вице-губернатор Марат Оганесян обещал на днях донести до градоначальника, ежегодные потери от недоперечисления арендной платы в бюджет составят более 604 млн рублей. Это не считая недополученных денег от автостоянок, сезонной торговли и аттракционов.
Как заметил в разговоре с корреспондентом «Нашей Версии на Неве» Валерий Смыслов, лидер движения петербургских предпринимателей «Деловой город», лишь вдвое большую сумму Санкт-Петербург потратил, например, чтобы обеспечить отдельным жильём ветеранов ВОВ и блокадников, проживающих в коммунальных квартирах. Однако вместо того, чтобы бюджетные поступления от деятельности малого бизнеса работали в интересах петербуржцев, сокращая число очередников, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, Смольный предпочитает негласно раздавать преференции владельцам гипермаркетов.
Под кого делается схема?
За предыдущие десять лет власть уничтожила в Петербурге свыше 40 тысяч объектов малого бизнеса в сфере торговли – ликвидировано 1600 павильонов на остановках, свыше 2000 торговых точек у метро, 750 рынков, на которых находилось от 50 до 1000 торговых точек… Во всем мире существует пропорция: 40% объема – это сетевой формат, а 60% – мелкая розница. Но, похоже, Санкт-Петербурга это не касается.
В том, что ситуация в Петербурге – это банальный передел, мало кто сомневается, утверждает «Наша Версия на Неве». Иначе как объяснить, что предусмотренная постановлением правительства № 1045 «схема размещения нестационарных торговых объектов» не сохранила преемственность с «адресной программой размещения временных объектов потребительского рынка», действовавшей в Петербурге последние годы? – задается вопросом журналист Павел Луспекаев.
Это значит, что на уже сформированный рынок могут легко зайти новые – например, московские игроки. Ожидается, что столичные предприниматели получат большинство мест в новой схеме, а тысячи петербургских бизнесменов останутся у разбитого корыта. Уже известно, что в адресную программу благосклонно добавляются адреса по документам, поданным ранее неизвестными на рынке компаниями, утверждает Луспекаев.
Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка, сопредседатель Санкт-Петербургского независимого Координационного совета по малому и среднему предпринимательству Алексей Третьяков уверен, что главная цель всей этой истории – расчистить дорогу сетевому маркету. «Нигде в мире нет такого объема сетевой торговли, как в Петербурге, — сказал он, — Два года назад ее доля зашкаливала за 80%».
«Как раз тогда я был на совещании в Комитете экономики, — рассказал Третьяков, — и там прямым текстом говорили: «недопустимо, чтобы в радиусе полукилометра от сетевого маркета находилась иная торговая точка. Пацаны должны отбить свое бабло».
По информации Алексея Третьякова, в Петербурге до 80% продовольствия – иностранного происхождения. «Между тем, ради безопасности страны доля импортных продуктов не должна превышать 20%», — сказал он. Почему-то считается, что Европа зависит от нас, так как мы обеспечиваем ее газом и нефтью, замечает Третьяков, «Но мы куда больше зависим от Европы: если нам перекроют поставки продовольствия, это куда страшнее, чем нехватка энергоносителей».
Главный редактор Медиа-группы «Русский табак» Максим Королев высказался еще резче: «При всех заверениях власти о поддержке малого бизнеса, против него сегодня развязана война. Особенно это касается розничной торговли. В Москве только за последний год уничтожено 3000 ларьков, в Саратове уничтожают даже киоски «Союзпечати», а инициатором борьбы с малым и средним бизнесом выступил как раз Петербург, начав в 2004 году войну с ларьками при остановочных павильонах».
В годы правления Матвиенко малый и средний бизнес уничтожался страшными темпами, однако и за время работы Полтавченко ничего не изменилось, считает Алексей Третьяков. Были надежды, но все осталось по-старому. Сейчас ни одно предприятие в городе не существует без взяток. Не будете платить – вас не включат в адресную программу, и вы лишитесь бизнеса.
Петербург попал в сети
Питер стал первой российской экспериментальной площадкой по уничтожению малого и среднего бизнеса, считает член комитета по МСП Торгово-промышленной палаты РФ Илья Хандриков.
С ним согласен Алексей Третьяков, утверждающий, что Постановление № 1045 – это продолжение политики Валентины Матвиенко, которая использовала Петербург как полигон для испытания технологий по установлению монополии торговых сетей.
«Мы сегодня - самый сетевизированный город России, и по доле торговых монополистов перегнали уже многие европейские столицы…» По оценкам экспертов, объем сетевой торговли в городе составляет не менее 85%. В 2007 году Петербургу был присвоен позорный статус «мировой столицы сетевого ритейла».
Сейчас есть две тенденции, считает Третьяков. Во-первых, речь идёт об уничтожении малого бизнеса, потому что торговые сети начинают терять сверхприбыли, а малый бизнес для них конкурент. Во-вторых, у нас существует рудиментарная система районных администраций, которые не имеют бюджета, поэтому им глубоко плевать на результаты экономической деятельности на территории, а их главы не избираются, поэтому им совершенно неважно и мнение избирателей.
Однако бедственным положением мелкой розницы в данном случае дело не ограничивается. В интервью журналисту издания «Свободная пресса» Александру Макарову Алексей Третьяков объяснил, что ее ликвидация убивает и малых производителей. Им попросту некуда сбывать свою продукцию:
- У торговых сетей стоит задача - продвигать западные товары. Пользуясь своим монопольным положением, крупные торговые центры диктуют условия. Когда наш производитель приходит со своим товаром в сеть, ему приходится продавать его по заниженным, закупочным ценникам. Кроме того - заплатить немаленький входной бонус, оплатить место в магазине, сделать взнос на рекламу торговой сети. И так далее. Вплоть до денежных «подарков» на день рождения торгового центра.
Антимонопольщики, по словам Алексея Третьякова, не могут повлиять на ситуацию: ФАС - хорошая организация, но очень слабая. И выходит, что вступиться за мелкую розницу некому. Тем более сегодня, говорит Третьяков, когда директором департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга стал Олег Сазанов. До недавнего времени он занимал пост исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли и представлял интересы 32 крупнейших торговых сетей России.
Алексей Третьяков отмечает еще одно парадоксальное назначение на государственную должность. Пост заместителя главы Минэкономразвития достался бывшему вице-губернатору Санкт-Петербурга Михаилу Осиевскому. «Получается, что при Матвиенко этот человек «душил» малый бизнес, а теперь занимается его развитием в государственных масштабах».
Государственные программы поддержки малых форм предпринимательства, по словам Алексея Третьякова, совершенно неэффективны:
– Только в Санкт-Петербурге на поддержку малого и среднего бизнеса ежегодно выделяется миллиард рублей. Куда он девается? Никто не знает! Вроде понятно, как расходуется. Но проку нет. Значительная часть этих денег раздается в виде грантов начинающим предпринимателям. Большинство из которых тут же банкротятся. Этот миллиард «пилят». Но кто опилки подбирает - можно только догадываться... Вместо субсидий разумнее было бы снизить ставки кредитования, размеры налогов, обеспечить бесплатное подключение к сетям. Тогда наши предприниматели смогли бы конкурировать с западными на равных.
|