“Банк Москвы (БМ, входит в группу ВТБ) подал иск на 2,5 млрд рублей к кипрской Vandemio Company Limited. Эту компанию традиционно связывают с бывшим главой и совладельцем Банка Москвы Андреем Бородиным, - пишут 28 мая “Известия”.
Как пояснили изданию в Банке Москвы, Vandemio - поручитель по просроченным кредитам одного из заемщиков банка. Заемщик — один из множества офшоров, которые кредитовались в банке при прошлом менеджменте (по материалам суда, кипрская компания Phames Investments Limited).
В банке отметили, что в московском арбитраже находится еще один иск к Vandemio Company Limited ― на 1,5 млрд рублей. Там аналогичная ситуация, но заемщиком выступал другой кипрский офшор — Xstrata Investments Limited.
О Vandemio Company Limited известно, что она выступала учредителем ОАО «Объединенная компания», в которое входят алкогольные активы структур, связываемых с экс-президентом Банка Москвы Андреем Бородиным. В их числе ― ОАО «Московский межреспубликанский винодельческий завод» (ММВЗ), московский завод шампанских вин ОАО «Корнет» и другие винные активы, производящие алкоголь под марками «Флагман», «Кутузов», «Бастион». Возглавляет Объединенную компанию Евгений Калабин, до этого работавший как в ТД ММВЗ, так и в Банке Москвы.
По словам источника, близкого к БМ, Евгений Калабин представляет интересы прежней команды банка во главе с Андреем Бородиным. Собеседник издания отметил, что всего банк выдал алкогольным заводам кредитов на общую сумму более 12 млрд рублей, эти средства взыскиваются в рамках других разбирательств. Например, в суде находится иск БМ к АПК «Мильстрим – Черноморские вина» (винзавод, также связываемый с экс-президентом банка Андреем Бородиным, бренды «Лазурная долина» и «Боспор») на 822,9 млн рублей. Иски БМ к «Корнету» на 204 млн рублей и к ММВЗ на 22,4 млн рублей судом удовлетворены.
Гендиректор юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков уверен, что иск БМ к Vandemio будет удовлетворен, но дальше банк может столкнуться с проблемой получения средств в рамках исполнительного производства. Остались ли у Vandemio какие-либо активы, неизвестно, говорит юрист Нина Еремина, поэтому даже в случае победы в суде банк вряд ли добьется возврата средств в полном объеме (в том числе через банкротство компании). По словам Ереминой, инициировать тяжбы новое руководство БМ пытается для того, чтобы обелить банк в глазах клиентов.
Целью банкиров может стать получение полного контроля над предприятиями алкогольного холдинга, тем более что на днях суд Швейцарии признал Банк Москвы потерпевшей стороной по уголовному расследованию в отношении экс-главы Банка Москвы Андрея Бородина, подчеркивает партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Но этот процесс может занять очень много времени, говорит зампред Ланта-банка Дмитрий Шевченко, тем более в данном случае разбирательство может затянуться из-за участия иностранного ответчика и трудностей с его извещением.
Банк Москвы перешел под контроль ВТБ в начале 2011 года. После смены собственника аудиторы Банка Москвы оценили портфель проблемных займов в 360 млрд рублей, из них большая часть (на $7,5 млрд) была выдана компаниям, аффилированным с Андреем Бородиным. По оценке начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, на 1 мая уровень корпоративных просроченных кредитов Банка Москвы составлял 223,3 млрд рублей.
По итогам прошлого года Банком Москвы было подано более 440 исков к компаниям-резидентам о взыскании просроченной задолженности на сумму более 107 млрд рублей. Судами принято более 360 решений о взыскании задолженности на сумму более 90 млрд рублей”.
27 мая в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Оставят ли Бородину «на чай»?» говорилось: «Банк Москвы признали потерпевшим в деле в отношении Андрея Бородина. Такое решение приняла прокуратура Швейцарии. Таким образом, экс-глава банка, который объявлен в международный розыск, может потерять внушительную часть своего состояния.
Речь идёт о 354 миллионах швейцарских франков (более 365 миллионов долларов), которые арестовала местная прокуратура. Теперь Банк Москвы имеет право заявить иск к обвиняемому и добиться возмещения ущерба за счет арестованных средств», - передавало радио «Русская служба новостей» (РСН).
“Уголовное дело в отношении Бородина, его заместителя Дмитрия Акулинина и других не установленных следствием лиц было возбуждено прокуратурой Швейцарской Конфедерации еще 10 октября 2011 года. Основанием для него стали данные швейцарского Управления по борьбе с отмыванием денег, которое является аналогом Росфинмониторинга, - сообщали Вести.Ру.
«Управление Швейцарии по борьбе с отмыванием денег (Money Laundering Reporting Office Switzerland, MROS) подсчитало, что Бородин, злоупотребив полномочиями на управляющей должности в Банке Москвы, принял участие в незаконном присвоении более 14 млрд руб. (примерно 430 млн швейцарских франков). Эти средства поступили на счета Бородина и его доверенных лиц в нескольких банках Швейцарии. Прокуратуре и MROS удалось разыскать и арестовать на них 354 млн франков, - напоминало Полит.Ру.
Юристы Бородина обжаловали решения прокуратуры Швейцарии в различных судебных инстанциях, указывая, что Банк Москвы фактически принадлежит российскому государству, а согласно практике Федерального суда Швейцарии государство не должно являться стороной судопроизводства.
Однако апелляционная палата постановила, что в данном случае российское государство не выступает потерпевшим, хотя Банк Москвы и связан с госструктурами (ранее он контролировался мэрией столицы, а затем был куплен государственным ВТБ), - отмечала «Общая газета.Ру».
Швейцарское дело во многом похоже на дело в отношении Бородина, расследуемое следственным департаментом МВД России по ч. 4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"), по которому ущерб превышает 212 млрд руб. Бородин, как указано в швейцарском деле злоупотреблял своими должностными полномочиями, выдавая кредиты подставным клиентам Банка Москвы. Решение, принятое апелляционной палатой, является окончательным и обжалованию не подлежит».
«Хищения и отмывания, в которых подозреваются господа Бородин и Акулинин, сейчас расследуются еще в нескольких странах, в том числе в Эстонии и на Багамских островах, - писал «Коммерсант». - Определенная прецедентность европейского права позволяет подать аналогичные иски в других странах, где были арестованы деньги и имущество, принадлежащие господину Бородину. В частности, $40 млн блокированы в Люксембурге и Бельгии.
Адвокат получившего убежище в Британии Андрея Бородина Михаил Доломанов не смог прокомментировать решение апелляционной палаты, сославшись на то, что официальных документов по этому делу у него нет. В свою очередь бывший адвокат банкира Владимир Краснов заявил, что судебные разбирательства в Швейцарии тянутся годами и далеко не всегда заканчиваются в пользу истцов из России. Так было, например, с арестованными в этой стране в 2004 году $5 млрд, которые принадлежали Михаилу Ходорковскому и другим топ-менеджерам ЮКОСа. После разбирательств из них под арестом осталось всего 100 млн франков».
«По информации правоохранительных органов, руководители Банка Москвы выделили кредит из городского бюджета компании «Премьер Эстейт». Потом эти деньги, по версии следствия, осели на счетах корпорации «Интеко», которой руководила супруга экс-мэра Юрия Лужкова Елена Батурина. Всего при «правлении» Бородина из банка исчезло 210 миллиардов рублей», - напомнила «Комсомольская правда».
Ранее на FLB о скандальном деле экс-главы Банка Москвы Андрея Бородина: «Андрею Бородину перевернули чистую страницу», «Премьер проиграл «бородинское сражение», «С дисконтом в пользу «молодого человека», «Кто контролирует Банк Москвы?», «Стрелять при задержании!», «Хватит ли Бородину «на чай»?», «Бородина взяли в «разработку» на Багамах», “Бородин наследил в Женеве”, “Банк Москвы заблокирован Швейцарией”, «Бородинская экспроприация», «Бородин указал Бастрыкину на эстонскую взятку», «Бородин предлагает Чайке разобраться», «Банк Москвы заплутал в «Инвестлеспроме», «Банк Москвы утратил контакт со следователем», «Закат финансовой империи Лужкова», «У Андрея Бородина обнаружили алкоголь», «Биография московского олигарха».
|