Пакет акций "Банка Москвы" был приобретен банком ВТБ без проведения аукциона, необходимость которого установлена нормами приватизационного законодательства РФ, говорится в заявлении бывшего руководителя "Банка Москвы" Андрея Бородина на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки.
«Андрей Бородин обратился в Генпрокуратуру РФ с заявлением, поскольку убежден, что банк ВТБ приобрел акции "Банка Москвы" незаконно, сообщает "Финмаркет".
В частности, утверждает экс-глава "Банка Москвы", "группа банка ВТБ в принципе не имела права приобретать данный пакет в силу того факта, что являлась на 75% государственной и, следовательно, не могла участвовать в приватизации государственного имущества".
По мнению Бородина, все последующие действия группы Банка ВТБ в отношении "Банка Москвы" и его акционеров носят нелегитимный характер, а органы управления "Банка Москвы" сформированы незаконно. Бывший председатель "Банка Москвы" считает, что уже эти факты требуют изучения Генеральной прокуратуры РФ.
Бородин обратил внимание Генпрокурора на сообщения СМИ о том, что госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" получила в Центральном банке России 294,811 миллиардов рублей и перечислила их "Банку Москвы" сроком на 10 лет по льготной ставке 0,51% годовых".
Из заявлений официальных лиц АСВ, "Банка Москвы" и ВТБ, считает Бородин, следовало, что "перечисление столь значительной суммы на длительный срок и фактически без уплаты процентов определено "планом по финансовому оздоровлению кредитной организации", подписанным представителями АСВ, "Банка Москвы" и Банка ВТБ".
"Исходя из информации официального сайта АСВ, объем финансовой помощи, предоставленной "Банку Москвы" за счет средств, полученных от Центрального Банка России, является беспрецедентным. В публичных выступлениях должностных лиц, представлявших участников вышеуказанного "плана по финансовому оздоровлению кредитной организации", декларировалось, что целью перечисления столь значительной суммы является одномоментное получение "Банком Москвы" прибыли по МСФО в размере 150 миллиардов рублей для формирования из нее резервов на возможные потери по ссудам (далее - РВПС)", - говорится в заявлении банкира.
«В конце 2010 года против экс-президента "Банка Москвы" Андрея Бородина и его бывшего первого заместителя Дмитрия Акулинина было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества со средствами из городского бюджета на 12,76 миллиарда рублей, - сообщает Newsru.com. - Перед выдачей этой ссуды банк проводил дополнительную эмиссию акций на сумму порядка 15 миллиардов рублей, которую полностью выкупила столичная мэрия как один из главных акционеров.
В феврале 2011 года ВТБ приобрел 46,48% акций "Банка Москвы" у столичного правительства. Через некоторое время после покупки ВТБ обнаружил многомиллиардную дыру в балансе банка. В рамках плана по санации столичного банка "Агентство по страхованию вкладов" выдало заем в размере 294,811 млрд рублей под 0,51% сроком на 10 лет при условии, что ВТБ будет владеть не менее 75% акций столичного банка. Объем проблемных активов "Банка Москвы" оценивался в 150 млрд рублей.
В настоящее время группа ВТБ владеет 92,2%, офшорная компания Plenium Invest, которая, по неофициальной информации, принадлежит экс-главе банка Андрею Бородину, - 4,5%, Столичной страховой группе принадлежит 2,28%, прочим акционерам - 0,99%».
Как сообщало ранее Агентство федеральных расследований FLB, «под руководством нового собственника Банк Москвы пытается вернуть долги по ссудам, выданным бывшим менеджментом. Только за один день — 17 февраля 2012 года — кредитная организация подала 15 исков на 6,569 млрд рублей к семи компаниям, связанным с ее бывшим главой Андреем Бородиным.
В числе ответчиков по заявлениям Банка Москвы значатся ООО «Объединение «Транскомплектпоставка», ЗАО «Фуд финанс», УК «Офис менеджмент» и ЗАО «Хладрыбпром», ЗАО «Финансирование лесных проектов» и ЗАО «Стройгенератор», а также ЗАО «Централсвязь Информ».
«Все эти компании связаны с Андреем Бородиным, и мы постараемся вернуть деньги», — говорит источник в банке ВТБ, собственнике Банка Москвы. Это будет нелегко, поскольку конечные владельцы вышеуказанных компаний, по данным «СПАРК-Интерфакс», — организации, зарегистрированные на Кипре и Британских Виргинских островах.
Банк Москвы перешел под контроль ВТБ в начале 2011 года, когда госбанк купил у столичного правительства 46,48% акций. В конце прошлого года ВТБ увеличил долю в Банке Москвы до 92%. У кредитной организации еще в начале 2008-го был отрицательный капитал, портфель проблемных займов банка оценивается в 360 млрд рублей. «Из них 150 млрд — «помоечные», вернуть которые сложно», — отмечали в Агентстве по страхованию вкладов. В отношении бывшего предправления банка Андрея Бородина и вице-президента Дмитрия Акулинина следственные органы возбудили уголовное дело. По версии следствия, бюджетные деньги руководством Банка Москвы выводились в офшоры, которые, вероятнее всего, были связаны с Бородиным. Затем эти деньги вновь переводились в Россию под проекты либо Банка Москвы, либо самого Бородина. По данным следственного департамента МВД России, Банк Москвы по беспрецедентно низкой процентной ставке выдавал кредиты кипрским офшорным компаниям, имеющим расчетные счета в одном местном банке — Marfin Popular Bank Public Co Ltd.
Кроме того, Бородин и Акулинин проходят фигурантами еще одного уголовного дела. Они обвиняются в незаконной выдаче кредита компании «Премьер Эстейт». Следствие полагает, что с ведома топ-менеджеров банка ЗАО «Премьер Эстейт» с уставным капиталом 10 тыс. рублей и штатом два человека получило кредит в размере 12,5 млрд рублей.
По оценке Счетной палаты, объем ссудной задолженности банка, которая может быть объявлена безнадежной к получению, составляет 64 млрд рублей. При этом на середину июня кредитный портфель Банка Москвы составлял 336 млрд рублей. По оценке CП, общий объем проблемных кредитов Банка Москвы превышает 200 млрд рублей. Чтобы вернуть хоть какую-то часть, новое руководство активизировало деятельность по возврату денег.
Пока Банк Москвы достаточно успешно взыскивает долги с предприятий-заемщиков, связанных с его экс-главой. Так, 29 сентября 2011 года кредитная организация отсудила 610 млн рублей у ЗАО «Тяжпроммаш», которое относят к числу компаний, приобретенных Бородиным. Был удовлетворен еще один иск Банка Москвы к «Тяжпроммашу» — на 337,9 млн рублей. Кроме того, Банк Москвы отсудил у двух других компаний, связанных с Бородиным, 2,629 млрд рублей. Решения о взыскании средств приняты, но Банк Москвы денег еще не получил. Председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев рассказал, что его юристы готовятся судиться на территории Кипра с офшорными заемщиками банка: «при проверках Банка Москвы Центробанком и Счетной палатой выяснилось, что более $2,5 млрд было выдано 52 кипрским компаниям с одним аудитором и без расчета, что они будут когда-нибудь возвращены. Мы уже подали заявление в российские правоохранительные органы в отношении уголовного дела, связанного с Банком Москвы, где были также задействованы кипрские компании. Но это не проблема Кипра, а проблема данного аудитора и данных компаний».
Юристы отмечают бесперспективность таких тяжб, поскольку ответчиками выступают «пустышки». «Это скорее попытка пустить пыль в глаза. Топ-менеджеры, вставшие у руля кредитной организации, должны понимать всю бесперспективность процесса», — говорит общественный советник Федеральной антимонопольной службы Анатолий Семенов».
До того Агентство федеральных расследований FLB сообщало, что «в онлайн интервью «Газете.Ru» Бородин рассказал, что правоохранительные органы собирают материалы для возбуждения нового уголовного дела в отношении топ-менеджеров Банка Москвы и связанных с ним компаний.
«Команду на объявление нас в очередной раз в международный розыск (в конце ноября 2011 года) дал ближайший помощник президента (начальник контрольного управления президента) господин Чуйченко, — сказал Бородин. - Власти руками оборотней из Следственного департамента выбивают из этих людей показания против меня, чтобы хоть как-то прикрыть свои собственные незаконные действия», — сказал тогда Бородин.
Адвокат Бородина Владимир Краснов назвал новые обвинения со стороны Следственного департамента попыткой дискредитировать экс-банкира. «Пока идет уголовное дело, такие подозрения стали практикой. В соответствии с 46-й статьей Уголовного кодекса (перечисляет признаки подозреваемого) Бородин не может быть назван подозреваемым», — подчеркнул Краснов».
|