Запланированный крах
Сколько офицерских семей осталось без жилья из-за "Единства Поволжья"?
«Коррупционное дело "Оборонсервиса" набирает обороты. Отдельные эпизоды противозаконной деятельности выявляют и в Саратове. Впрочем, смеем предположить, что в нашей области есть и иные примеры нарушения интересов военнослужащих, достойные пристального внимания силовых ведомств. Одной из таких болевых точек является "дело "Единства Поволжья" – скандально известной обанкротившейся девелоперской компании, которая еще в 1999 году заключила договор на строительство жилого дома на земле, принадлежавшей военным. Однако даже сегодня, спустя 13 лет после начала строительства, в деле остается немало вопросов. Зачем структуры Министерства обороны РФ передали участок в центре города частной коммерческой организации, вместо того чтобы самим стать заказчиком? Почему столь ликвидный актив – земля, практически свободная от построек и подключенная к коммуникациям, – был отдан лишь за 10% от доли в общем объеме жилого фонда? И как объяснить тот факт, что к моменту окончания строительства военные даже не потребовали предусмотренные им по контракту квартиры? – пишет Александр Соколов в саратовском онлайн-издании “Взгляд-инфо”.
Схема для "Оборонсервиса"
Истории дома-долгостроя на улице Степана Разина посвящено множество публикаций, подготовленных журналистами медиахолдинга "Взгляд". Впервые к этой теме мы обращались еще 7 лет назад. За годы строительства дом несколько раз передавался от одной компании к другой. Заказчик – ООО "Единство Поволжья" – еще в середине 2000-х первый раз оказывался на грани финансового краха. И сейчас, спустя несколько лет после окончания работ на объекте, судебные процессы продолжаются, а заказчик проходит через процедуру банкротства, 40 квартир в доме находятся под арестом. Правоохранительным органам так и не удалось выяснить, куда инвестор мог потратить сумму, превышающую треть миллиарда рублей?
Ситуация берет свое начало в 1999 году: тогда структуры Министерства обороны РФ заключили договор о передаче частной фирме ("Единство Поволжья" – "ЕП") площадки под строительство на улице Степана Разина в Саратове. По условиям сделки инвестор обязался передать военному ведомству лишь 10% от возведенных площадей.
При этом "ЕП" самостоятельно ничего не строило, заключив контракт с генподрядчиком – ОАО "Саратовоблжилстрой" (за возведение всего дома компания получала 58% площадей). То есть за вычетом долей строителей и военных у "Единства Поволжья" оставалось еще 32% от площадей в доме. Это почти 8 тысяч квадратных метров жилья, или 110-120 квартир средней площадью 65 кв.м. Стоимость "двушки" в этом доме сейчас оценивается в 2 млн рублей. То есть доля "Единства Поволжья" оказывалась эквивалентной 360 млн рублей в нынешних ценах.
Но давайте представим, если бы военные не передавали участок в руки сторонней организации, а выступили бы в роли заказчика строительства самостоятельно, тогда Минобороны имело не 10, а 42% доли в строительстве. Это 150 или даже 160 квартир. Девелоперу в данном случае не нужно было бы нести многих дополнительных затрат: так, к примеру, полученный участок был практически свободен от других построек – отсутствовала необходимость расселять жильцов. Единственное строение, которое было на нем расположено, – это столовая, подключенная ко всем коммуникациям. И в данном случае это несомненный плюс – заказчику не нужно было нести затраты на согласование технических условий с поставщиками энергоресурсов.
Но вместо этого военные передают участок некоему "ЕП", соглашаясь получить 30-40 квартир, и тем самым добровольно лишаются 120 квартир, которые они могли бы получить, оставаясь заказчиком. Таким образом, упущенная прибыль может достигать 300%! (Судя по сообщениям следственных органов, даже в "Оборонсервисе" аппетиты были скромнее.) Можно ли тогда исключить коррупционную составляющую?
Для ответа на этот вопрос напомним, что из четырех учредителей "ЕП" как минимум трое имели самое непосредственное отношение к службе в армии и компетентных органах. Так, учредитель и первый директор "ЕП" Владимир Козук – майор в отставке, еще один собственник компании Михаил Пузанов – бывший работник ФСБ, одним из соучредителей компании оказался и командир воинской части № 64066 Н. Волошенко. Именно в их руки передавались активы, рыночная стоимость которых сегодня оценивается в 360 млн рублей!
Стоит ли предположить, что изначально имел место сговор: ни чиновники Минобороны, ни указанные "доверенные" лица из "Единства" и не собирались предоставлять семьям военнослужащих квартиры? Мотивы использования вышеназванной схемы могли быть далекими от служения государственным интересам. Кто-то назовет это изменой Родине, другие – удачным коммерческим проектом, - полагает автор издания “Взгляд-инфо”.
Вальяжные силовики
В 2006 году "ЕП" впервые оказалось под угрозой разорения. Для предотвращения финансового краха был возбужден арбитражный процесс, и в тот момент платежеспособность организации удалось восстановить.
Спустя всего-то пару лет – при новом руководителе Викторе Русяеве – "ЕП" вновь оказалось на пороге банкротства. При этом менеджмент компании прилагал максимум усилий, чтобы под различными предлогами затягивать строительство, не вести единый реестр дольщиков и не передавать землю под возведенным строением собственникам квартир.
Естественной реакцией дольщиков на подобные действия были обращения в различные контролирующие и правоохранительные органы. Заявления направлялись в минстрой Саратовской области (ситуацию на личном контроле держал экс-зампред облправительства Дмитрий Федотов), районные и вышестоящие прокуратуры. Обращения дольщиков носили как индивидуальный, так и коллективный характер. Неоднократно с заявлениями в надзорные органы, в том числе к заместителю прокурора области Тимуру Маслову, обращался и генеральный подрядчик – ОАО "Саратовоблжилстрой".
Несмотря на это, силовики не торопились заняться делом долгостроя. Более того, длительное время следствие не желало расследовать даже такие очевидные факты, как продажа задвоенных квартир. Одним из самых показательных стал ответ следователя УВД по Саратову Олега Буйновского: "…достоверно подтвердить факты удвоения при продаже квартир возможно будет только в случае принятия дома в эксплуатацию, когда жильцы начнут регистрировать права собственности".
Подобная позиция следствия обескураживает. Получается, что сотрудники правоохранительных органов предполагали или, более того, знали о фактах продажи одной квартиры нескольким лицам, но не предпринимали по этому поводу активных действий? Силовые ведомства, в соответствии с законом, наделены широкими полномочиями, в том числе затребовать любые документы от юридического лица: реестр дольщиков, все договоры купли-продажи строящихся квартир и нежилых помещений. В этом случае факты продажи задвоенных квартир можно было бы заблаговременно установить и пресечь.
Но создается впечатление, что вместо этого прокуратура, МВД и СУ СКР предпочитали не вмешиваться. По странному совпадению, "Единство Поволжья" якобы тратило огромные ресурсы на юридическое сопровождение своей деятельности. Только компании "Ювеста" девелопер задолжал 51 млн рублей, еще одному юристу, Андрею Ларину, – 37 млн. Какие услуги можно было оказывать на такие баснословные суммы? Может быть, покупать чье-то молчание или мычание? – предполагает автор “Взгляд-инфо” Александр Соколов
При этом сами дольщики "Единства Поволжья" обращались с жалобами во все инстанции. Примечательным в данном случае является, к примеру, ответ из прокуратуры области, направленный еще в мае 2009 года зампреду правительства Александру Стрелюхину. Надзорное ведомство констатирует: "25 января 2007 года ГСУ при ГУВД по Саратовской области возбуждено уголовное дело № 49509 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ. По факту мошеннических действий, совершенных в отношении Мельник Н.Е., принимавшей долевое участие в строительстве жилого многоквартирного дома, расположенного по ул. Разина".
Кроме того, как следует из письма прокуратуры, еще два дела – № 12897 и № 31263 – были возбуждены 20 августа и 25 ноября 2008 года соответственно, уже по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). В изобличении возможных преступников помимо областного ГСУ принимало участие и СУ при УВД по Кировскому району г. Саратова.
Однако больших надежд на скорое расследование этих дел (напомним, ответ прокуратуры датирован маем 2009 года) в письме не было. Все дела либо прекращались, либо их расследование приостанавливалось.
Чем объяснить подобную нерасторопность силовиков – непрофессионализмом конкретных исполнителей? Или мы имеем дело с соучастниками мошенничества: может, кто-то за свою невнимательность получил щедрый гешефт, выраженный в квадратных метрах? – делает предположение “Взгляд-инфо”
Безучастные военные
В итоге, только когда дом все же ввели в эксплуатацию, продажи одних и тех же квартир двум, а то и трем собственникам были установлены. По данному факту областное ГСУ возбудило уголовное дело. Сейчас под арестом находятся более 40 (!) квартир, проданных несколько раз "Единством Поволжья" и его "партнерами". Повезло лишь тем долевым инвесторам, которые заключали договоры с ОАО "Саратовоблжилстрой". Им удалось получить и уже вселиться в свои новые квартиры.
Неясно и то, каким образом можно удовлетворить интересы Минобороны. С одной стороны, оставаясь безучастными, военные рискуют окончательно лишиться причитавшейся им собственности. Их доля в проекте оценивается в 10%, что эквивалентно 2000 кв.м. Это приблизительно 30 квартир средней площадью 65-67 кв.м. Средняя стоимость подобной квартиры в центре города составляет примерно 2 млн рублей.
При этом само военное ведомство не занимает в этом процессе активную позицию. Мало того что оно не решилось стать заказчиком строительства, теперь складывается впечатление, что военные даже не принимают активных усилий, чтобы отстоять свои интересы и заявить о претензиях на 10% площадей.
Подобная пассивность может также свидетельствовать о том, что чиновники и управленцы из Министерства обороны не заинтересованы в полном и всестороннем расследовании, - полагает автор автор “Взгляд-инфо”. - Это позволяет сделать предположение о наличии сговора между чиновниками военного ведомства, передававшими участок под строительство, и некими лицами со стороны компании-заказчика. В таком случае можно полагать, что выведенные или даже преднамеренно похищенные средства "Единства Поволжья" могли осесть в карманах военных, либо иных аффилированных им лиц, либо силовиков, продолжающих закрывать на все это глаза?» Александр Соколов, “Взгляд-инфо”.
|