«Группа миноритариев канадской High River Gold под руководством Криса Чарлвуда, который три года назад убедил существенную часть акционеров не продавать свои бумаги Nord Gold, снова готовит заговор против компании Алексея Мордашова. Миноритарии грозятся заблокировать попытку Nord Gold консолидировать High River, если та не поднимет коэффициент обмена акций на 17%, - сообщает сегодня РБК daily.
В середине июля Nord Gold заявила, что планирует предложить миноритариям High River обменять принадлежащие им бумаги на GDR самой Nord Gold с коэффициентом 0,285 или продать свои акции россиянам по 1,4 канадского доллара (1,38 долл. США) за штуку. Предложение Nord Gold предполагало 17-процентную премию к рыночной цене бумаг High River на момент объявления о предложении (правда, затем ее котировки выросли на 15%). Впрочем, некоторые миноритарии остались недовольны предложенной ценой. Крис Чарлвуд, владеющий 0,5% акций High River, разместил на нескольких интернет-ресурсах обращение к миноритариям компании, призывая их саботировать предложение Nord Gold.
По мнению г-на Чарлвуда, справедливая цена акции High River составляет 3,5-4 долл. При расчете коэффициента оферты Nord Gold использует мультипликатор 3,5 (P/E), в то время как средний мультипликатор по рынку - 12, объясняет он в своем обращении. Исходя из того что выручка High River в прошлом году составила 68% от выручки Nord Gold, по подсчетам Криса Чарлвуда, коэффициент обмена бумаг должен составить 0,333, а капитализация самой High River - 66% от всей компании Алексея Мордашова. Кроме того, миноритария не устраивает, что акции Nord Gold не обращаются на бирже в Торонто. Если Nord Gold не услышит предложений миноритария, г-н Чарлвуд обещает искать правды в суде.
Предложение Nord Gold более чем щедрое, возражает источник РБК daily, знакомый с деталями сделки. По всем показателям вклад High River в результаты компании Алексея Мордашова не превышает 50%: в 2011 году канадская «дочка» обеспечила 48% общего производства Nord Gold и около 53,8% EBITDA, поясняет он. Для обмена же High River была оценена в 58% от стоимости Nord Gold, что более чем справедливо, считает собеседник РБК daily.
Крис Чарлвуд рассказал РБК daily, что запросил список акционеров High River Gold и намерен связаться с каждым из них. По его словам, он уже получил поддержку держателей 70 млн акций High River (около 8,3%), включая крупного миноритария Эрика Спротта, которому принадлежит 31 млн бумаг компании (3,7%).
Источник РБК daily сомневается в существовании подобных договоренностей. «C учетом того что Nord Gold уже договорилась со значительным числом крупных миноритариев об обмене, а с другими ведет переговоры, маловероятно, что г-ну Чарлвуду удалось собрать столько союзников», — комментирует он.
По условиям сделки, если оферту примут 90% миноритариев High River (всего им принадлежит четверть бумаг компании), Nord Gold объявит принудительный выкуп оставшихся бумаг. Всего на рынке обращается около 209 млн акций компании. Даже если предположить, что коалиция миноритариев все-таки существует, Nord Gold в любом случае выкупит акции у всех тех акционеров, кто согласится на оферту. Таким образом Nord Gold увеличит не только долю в High River, но и собственный free-float. «Сейчас наша цель — достигнуть отметки 105 млн акций (чуть больше половины принадлежащих миноритариям High River бумаг), чтобы получить права большинства миноритариев и не допустить принудительного выкупа», — говорит г-н Чарлвуд.
Правда, заблокировав принудительный выкуп, миноритарии рискуют сами остаться у разбитого корыта. Даже если г-ну Чарлвуду удастся заручиться поддержкой некоторого количества миноритариев, это будет невыгодно им самим, уверяет источник РБК daily. Они упустят отличный шанс, оставшись акционерами компании с минимальной ликвидностью и без тех перспектив, которые им может дать Nord Gold, поясняет он. Cам г-н Чарлвуд соглашается с перспективностью компании Nord Gold, поясняя, что с удовольствием обменял бы свои акции на бумаги компании Алексея Мордашова при более высоком коэффициенте.
Действия миноритария — не что иное, как шантаж, комментирует Олег Петропавловский из БКС. В своих расчетах он использует разные мультипликаторы для Nord Gold и High River, что не совсем честно, поясняет он. Впрочем, если Nord Gold захочет по максимуму увеличить свой free-float, компании придется договариваться с акционерами. Скорее всего стороны сойдутся на среднем коэффициенте, к примеру 0,31, считает аналитик.
У Криса Чарлвуда есть опыт успешного противостояния с Nord Gold. В 2009 году, когда «Северсталь» (тогда еще головная компания Nord Gold) впервые пыталась консолидировать канадскую «внучку», он агитировал миноритариев High River не принимать предложение российской компании. В итоге «Северсталь» смогла выкупить всего 4,4% ее акций вместо ожидаемых 42,7%.
Недовольство миноритариев условиями выкупа акций — достаточно частая ситуация, однако в случае с добровольной офертой они попросту могут не принимать невыгодное предложение. Но есть и другие примеры. Так, «Металлоинвест» Алишера Усманова до сих пор судится с миноритариями, которые посчитали несправедливой цену принудительного выкупа акций Лебединского и Михайловского ГОКов в 2007 году».
В начале декабря 2011 года в публикации «Золотая часть «Северстали» сменит юрисдикцию» Агентство федеральных расследований рассказывало: ««"Северсталь" объявила, что к концу января 2012 г. выделит золотодобывающую компанию Nord Gold в независимую структуру, - пишет сегодня журнал «Компания».
Ожидалось, что выделение Nord Gold произойдет по схеме, подобной схеме выделения "Полюс Золото" из "Норникеля" (тогда на каждую акцию "Норникеля" владельцы получали акцию "Полюс Золото")", - рассуждает аналитик по металлургии ИК "Грандис Капитал" Андрей Кучеров. Вполне возможно, руководство "Северстали" хочет действительно последовать примеру "Полюс Золото" и "Полиметалла" и планирует в ближайшее время вывести свои золотодобывающие активы из-под юрисдикции России с целью продажи доли крупным стратегическим инвесторам. С этих позиций выделение Nord Gold выглядит вполне логичным, так как оно позволит увеличить капитализацию компании на ровном месте без каких-либо затрат - исключительно за счет переоценки цены акций по более высокому мультипликатору. Если сталелитейные и металлургические компании торгуются с коэффициентом P/E в диапазоне 5-7, то золотодобывающие "Полюс Золото" и "Полиметалл" оцениваются по мультипликатору, равному 20-22. Таким образом, чисто теоретически это может позволить увеличить капитализацию компании в 2-3 раза без каких бы то ни было глобальных затрат на развитие бизнеса и обновление основных фондов.
Владислав Жуковский, старший аналитик ИК "Риком-Траст":
"Нет абсолютно ничего удивительного в том, что крупные акционеры "Северстали" в лице Мордашова и стоящих за ним структур не стали интересоваться мнением миноритарных акционеров при решении вопроса о выделении золотодобывающего подразделения компании в самостоятельный бизнес. С точки зрения операционной деятельности это не даст абсолютно никаких значимых позитивных изменений: совершенно не важно, каким образом с юридической точки зрения оформлена компания. Важно то, способна ли она вести нормальную производственную деятельность, демонстрировать адекватные финансовые показатели и давать инвесторам ожидаемую отдачу на капитал".
Илья Балакирев, аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company:
"Само по себе выделение золотодобывающего бизнеса должно негативно сказаться на фундаментальной стоимости "Северстали" в расчете на одну бумагу. По нашим оценкам, вклад Nord Gold в бумаги "Северстали" где-то 40-50 руб. на акцию. При этом холдинг в целом обязан выиграть, так как активы "дочки" должны быть оценены рынком более высоко в отрыве от рисков основной компании.
На наш взгляд, способ выделения не самый удобный для миноритариев - предлагается поменять часть акций и ГДР "Северстали" на бумаги "дочки"».
Как писало об этом 1 декабра 2011 года Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Предкризисные маневры Мордашева», «"«ОАО "Северсталь" к концу января 2012г. выделит золотодобывающую Nord Gold в независимую компанию. Выделение произойдет посредством обмена акций Nord Gold, принадлежащих дочерней компании "Северстали" - Lybica Holding B.V. на акции "Северстали". В сообщении также говорится, что при выделении Nord Gold 100 акций или GDR "Северстали" будут обмениваться на 186 акций и/или GDR Nord Gold. По словам председателя совета директоров "Северстали" Криса Кларка, данная операция позволит обеим компаниям сосредоточиться на собственных областях деятельности, тем самым демонстрируя более гибкую инвестиционную стратегию. Совет директоров "Северстали" также отметил, что транзакция существенно укрепит позиции Nord Gold на рынке и усилит ее конкурентоспособность».
«Lybica Holdings – 100% «дочка» Северстали – представит к обмену принадлежащие ей 100% Nord Gold. Акционерам предлагается за 100 акций Северстали или GDR получить 186 акций и/или GDR новой компании. - Однако сталелитейная компания выставила ограничение, согласно которому в обмене могут принять участие только «квалифицированные инвесторы» и «квалифицированные институциональные инвесторы».
При этом обмен с миноритариями состоится только в том случае, если по его итогам их доля в Nord Gold составит не менее 5%. В противном случае обмен производиться не будет, и все 100% Nord Gold достанутся структурам основного акционера Северстали Алексея Мордашова.
Фактически сделка приведет и к снижению количества акций «Северстали» в свободном обращении. Падение может составить до 20% — с нынешних 18 до 14,4%, считают финансовые аналитики.
«Акции "Северстали" упали в ходе торговой сессии на ММВБ почти на 7 процентов. Это произошло после распространения новостей о том, что компания намерена выделить в независимую структуру золотодобывающее подразделение Nord Gold NV.
"Северсталь" рассчитывала провести IPO Nord Gold в феврале 2011 года. Однако из-за неблагоприятных условий на рынке компания отказалась от размещения. Ожидалось, что Nord Gold может быть оценена в 4-5 миллиардов долларов.
Nord Gold сейчас объединяет все золотодобывающие активы "Северстали". Подразделение владеет восемью действующими рудниками в России, Казахстане, Буркина-Фасо и Гвинее. Запланированный объем производства на 2011 год составляет 25-26 тонн».
«Золоторудный сегмент ОАО "Северсталь" был создан в 2007 году. В настоящее время под управлением компании Nord Gold, зарегистрированной в Нидерландах, находятся восемь действующих рудников, два месторождения в стадии завершения геологоразведки, пять геологоразведочных проектов с локализованными ресурсами и широкий портфель сквозных геологоразведочных проектов на поисково-оценочной стадии на территории Западной Африки - в Гвинее и Буркина-Фасо, в Казахстане и в России. На 1 ноября 2010г. ресурсная база группы Nord Gold составляла 23 млн тройских унций золота и 103 млн тройских унций серебра. В 2010г. компания добыла около 589 тыс. тройских унций золота (рост на 10,3% по сравнению с показателем 2009г. в 534 тыс. тройских унций). К 2013г. Nord Gold планирует довести уровень добычи до 1 млн тройских унций».
|