«Роман Троценко покидает «Объединенную судостроительную корпорацию». Возглавить госкомпанию, собравшую 80% судостроительных проектов России, может бывший полпред президента в Северо-Западном округе Илья Клебанов. Другие претенденты – заместитель Троценко Анатолий Тюков и глава «Севмаша» Андрей Дъячков. Аналитики не помнят очевидных сбоев в работе Троценко. Идет на повышение, утверждают источники. Сам топ-менеджер после появления информации об уходе из ОСК выступил с заявлением о необходимости развития атомной энергетики, - сообщает сегодня Газета.Ру.
Роман Троценко покидает «Объединенную судостроительную корпорацию». Топ-менеджер направил в аппарат Дмитрия Рогозина, вице-премьера, курирующего оборонно-промышленный комплекс, и в совет директоров ОСК заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности с 1 июля, рассказал источник, близкий к судостроительному холдингу.
На пост президента корпорации претендуют заместитель Троценко Анатолий Тюков, руководитель ПО «Севмаш» Андрей Дъячков и председатель совета директоров «Совкомфлота» Илья Клебанов.
Троценко возглавляет ОСК с осени 2009 года. Он пришел в госкомпанию из бизнеса.
Структуры, связанные с топ-менеджером ОСК, контролируют аэропортовую группу «Новапорт», выступают акционерами девелоперской группы «Поток» (бывшая Mirax), владеют производством яхт и «Московским речным пароходством». Активы семьи Троценко и его партнеров объединены в холдинг AEON.
Сам Троценко ранее объяснял, что его бизнес ориентирован на скупку проблемных компаний и их финансовое оздоровление. Основной задачей топ-менеджера в должности президента ОСК также стала консолидация профильных предприятий на базе корпорации, недопущение вывода активов и перезапуск заводов, оказавшихся в предбанкротном состоянии.
Сейчас «Объединенная судостроительная корпорация» работает в форме открытого акционерного общества со стопроцентным участием государства в капитале. Госкомпания объединила конструкторские бюро, судоремонтные и судостроительные предприятия в четыре блока. Первый сформирован на базе 13 профильных КБ – от Москвы до Владивостока. Остальные три блока – это региональные кластеры судостроения: северный на базе 4 предприятий с центром в Северодвинске, западный (7 заводов, включая «Северную верфь», с центром в Санкт-Петербурге) и дальневосточный на базе 10 региональных предприятий, с центром во Владивостоке. По собственным оценкам ОСК, корпорация реализует 80% судостроительных проектов в России. 7 июля правительство утвердило расширенный план приватизации, в который вошла «Объединенная судостроительная корпорация». К 2016 году государство планирует снизить долю в ОСК до 50% минус одной акции.
Андрей Рожков, аналитик «Метрополя», говорит, что не помнит очевидных сбоев в работе Троценко, которые могли бы стать причиной увольнения сверху.
Самыми громкими публичными конфликтами за время работы Троценко в ОСК стали споры с Минобороны и структурами предпринимателя Сергея Пугачева, владевшими петербургскими предприятиями «Северная верфь» и «Балтийский завод», а также конструкторским бюро «Айсберг». В ходе корпоративного спора ОСК сменила гендиректора «Северной верфи», но завод не признал решение легитимным. Ситуация не урегулирована до сих пор.
Агентство федеральных расследований FLB рассказывало о конфликте в публикации «Северная верфь» проиграла в морской бой». В частности, в публикации говорилось: «Государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) наконец удалось получить операционный контроль над крупнейшим судостроительным активом Сергея Пугачева — "Северной верфью". Вчера гендиректор предприятия Андрей Фомичев сложил с себя полномочия и передал дела Александру Ушакову, которого новый совет директоров верфи назначил на эту должность еще в середине апреля.
Новый совет директоров верфи, избранный представителями ОСК и ЦБ, прекратил полномочия Андрея Фомичева и назначил гендиректором Александра Ушакова еще 16 апреля. Но тогда старый менеджмент компании заявлял, что "смены власти нет", а "какие-либо официальные документы, подтверждающие законность смены гендиректора" на предприятие "не поступали". Вчера пресс-секретарь ОСК Алексей Кравченко заверил, что господин Ушаков "был внесен в ЕГРЮЛ в качестве гендиректора верфи в первых числах мая". Он добавил, что дальнейшие кадровые перестановки на "Северной верфи" еще не произошли, но "новое руководство предприятия продолжит работать с той частью менеджмента, которая не была задействована в потенциально предосудительных финансовых схемах прежних владельцев".
«Более 75% акций "Северной верфи" заложены ЦБ по невыплаченному кредиту Межпромбанка Сергея Пугачева. Банк России осенью прошлого года передал этот пакет в доверительное управление ОСК, которой изначально принадлежало 20,9% акций. С тех пор корпорация пыталась получить операционный контроль над предприятием. 4 апреля представители ОСК и ЦБ провели внеочередное собрание акционеров верфи, на котором избрали новый совет директоров. Однако "Северная верфь" объявила собрание акционеров несостоявшимся, поскольку старый совет директоров не утвердил повестку дня и список кандидатов в новый состав совета» , - пишет «Коммерсант».
В публикации «В доках оспорили легитимность» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «гендиректор «Северной верфи» Андрей Фомичев отправлен в отставку Объединенной судостроительной корпорацией, управляющей бывшим активом Сергея Пугачева по поручению Центробанка — кредитора верфи. Новым главой завода стал директор по производству Александр Ушаков. Но, когда он сможет фактически возглавить верфь, неизвестно: на заводе решения ОСК считают нелигитимными.
Полномочия гендиректора «Северной верфи» Андрея Фомичева прекращены. Об этом сообщила Объединенная судостроительная корпорация, ссылаясь на решение нового совета директоров верфи. «Фомичев занимает этот пост с 2007 года, когда собственником верфи была Объединенная промышленная корпорация (ОПК), при которой верфь оказалась на грани банкротства», — уточнили в ОСК.
Гендиректором предприятия избран Александр Ушаков. На Заводе имени Жданова (ныне «Северная верфь») работает с 1967 года. С 1998-го по 2004-й работал директором по производству; затем главным строителем по строительству и ремонту кораблей для ВМФ России и коммерческого судостроения; с 2007 года занимает должность директора по производству «Северной верфи».
«Человек не был замечен ни в финансовых, ни в политических играх, которыми там (на заводе) многие грешат. Производственник, уважаемый коллективом специалист», — пояснил представитель ОСК Алексей Кравченко.
В «Северной верфи» заявили, что «не располагают официальными документами, подтверждающими легитимность последних заявлений и действий ОСК». «Предприятие работает в штатном режиме, смены власти нет», – говорится в сообщении завода. Ранее на предприятии заявили, что планы ОСК по смене менеджмента верфи нелегитимны.
На 4 апреля было запланировано внеочередное собрание акционеров верфи, инициированное ОСК (через субхолдинг «Западный центр судостроения» владеет 20,9%). В «Северной верфи» тогда сообщили, что собрание не состоялось из-за отсутствия решения о порядке его проведения и утвержденных кандидатов для избрания в совет директоров.
Но в ОСК заявили, что собрание состоялось, в нем приняли участие акционеры, владеющие 96,79% от общего количества голосов; они приняли решение о досрочном прекращении полномочий действующего совета директоров завода и избрали новый совет. В совет вошли 6 представителей ОСК, включая вице-президента Анатолия Тюкова (остальные пять — начальники департаментов ОСК), и замначальника департамента Министерства промышленности и торговли России Андрей Курасов.
В «Северной верфи» проведенное 4 апреля собрание акционеров предприятия назвали «альтернативным» и заявили, что судозавод до сих пор не получил «никаких официальных документов на этот счет ни от ОСК, ни от государственных структур».
«ОСК в настоящее время не является собственником «Северной верфи», и поэтому все заявления о якобы грядущей смене менеджмента не имеют под собой никаких правовых оснований», — заявили в пресс-службе завода.
«Мы считаем, что принятые на совете директоров решения легитимны, они направлены на реализацию интересов законных акционеров», — заявил представитель ОСК. Правда, он не смог ответить на вопрос, когда избранный гендиректор Ушаков фактически приступит к исполнению полномочий.
«При противодействии со стороны нынешнего руководства завода очевидно, что точку в этой истории должен поставить суд», — говорит Кравченко».
Ранее в публикации «Северная верфь» досталась Центробанку» Агентство федеральный расследований FLB сообщало: «Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение об обращении взыскания в пользу Банка России акций ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь" (входит в ОПК "Судостроение"), заложенных по кредитам, выданным Межпромбанку (МПБ).
В феврале арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Банка России. Апелляционную жалобу подал Межпромбанк, который выступает в деле в качестве третьего лица, а также ответчики - ЗАО "КонсалтГрупп" и ООО "АгроПромСоюз". Дело рассматривается в закрытом режиме, так как ему был присвоен гриф "секретно".
Ранее в рамках процесса была проведена экспертиза по оценке стоимости пакета акций "Северной верфи".
Летом 2010 года ЦБ пошел на беспрецедентное решение, рассрочив долг подконтрольного экс-сенатору Сергею Пугачеву Международного промышленного банка (МПБ, Межпромбанк) на полгода (до 1 января 2011 года) и взяв под него в залог по номинальной стоимости судостроительные активы ОПК, также принадлежащей Пугачеву. Сумма кредитов, выданных МПБ, составила 32 миллиарда рублей. Впоследствии банк лишился лицензии и 30 ноября 2010 года был признан банкротом.
В качестве третьих лиц в деле участвуют 35 компаний, в том числе судостроительный завод "Северная верфь". Эти юрлица являются заемщиками Межпромбанка, их обязательства также обеспечиваются спорными акциями.
В настоящее время акции "Северной верфи" по решению суда переданы в доверительное управление ЦБ РФ. В октябре прошлого года также сообщалось, что Объединенная судостроительная корпорация получила доверенность на управление акциями "Северной верфи". Один из владельцев акций - ООО "АгроПромСоюз" - обжаловал в порядке надзора в Высшем арбитражном суде передачу в доверительное управление Центробанку РФ акций судозавода.
Ответчиками по иску Банка России выступают ЗАО "Ариадна", ЗАО "Эдельвейс", ЗАО "ЭкстраЛайт", ЗАО "КонсалтГрупп" и ООО "АгроПромСоюз", которым принадлежат заложенные акции.
В рамках дела слушался встречный иск ООО "АгроПромСоюз" о признании договора залога акций недействительным. Суд этот иск отклонил.
Межпромбанк в лице конкурсного управляющего банка Агентства по страхованию вкладов (АСВ) суд привлек в дело в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями.
Как пояснила представитель МПБ, акции, на которые просит обратить взыскание ЦБ, были переданы в последующий залог Межпромбанку. Речь идет о 50% плюс одна акция, а по кредитам в ЦБ было заложено 75,82% акций, причем регулятор дал согласие на последующий залог акций. Общий размер кредита, который Межпромбанк выдал под вторичный залог акций компании ОПК "Судостроение", составил 7 миллиардов рублей.
По мнению Межпромбанка, если иск ЦБ удовлетворят, то МПБ не сможет предъявить свои требования в связи с реализацией предмета залога, а рассматривая требования в рамках иска ЦБ, арбитраж определит очередность удовлетворения требований.
ЦБ РФ подал еще два аналогичных иска об обращении взыскания в пользу ЦБ РФ на заложенные по договору залога акции ОАО "Балтийский завод" и ОАО "Центральное конструкторское бюро "Айсберг" (также входят в ОПК "Судостроение"). Оба иска также были удовлетворены. В настоящее время на Балтийском заводе введена процедура наблюдения в рамках дела о банкротстве, а обязательства по выполнению действующих контрактов переведены на ООО "Балтийский завод - судостроение"».
Ранее в одном из интервью гендиректор «Северной верфи» Андрей Фомичев высказал мнение, что работающее уникальное предприятие стало жертвой финансовых махинаций со стороны концерна «Росэнергоатом» и саботажа банков, которые не стали выполнять распоряжение премьера Путина, благодаря чему контроль над заводом удалось получить Центробанку и ОСК. Полностью интервью Андрея Фомичева читайте в материале «Путин распорядился, но банки саботируют».
«Проблемы с Минобороны связаны с стоимостью поставок для ВМФ в рамках гособоронзаказа. В частности, до конца мая не были согласованы цены на подводные лодки проекта «Борей», - продолжает Газета.Ру.
Спор вокруг стоимости «Бореев» длится с прошлого года, когда государство приняло решение заказать для ВМФ 8 подлодок этого класса до 2018 года, а впоследствии увеличило размер заказа до 10 подлодок. За контракт на серию из пяти «Бореев» ОСК рассчитывала получить около 130 млрд рублей, то есть примерно 26 млрд рублей за единицу. Эта сумма, по утверждению судостроителей, – минимальный уровень рентабельности. Военные, напротив, считают, что ОСК закладывает в стоимость конечного изделия не связанные с производством издержки.
«Динамичный руководитель, яркая личность», – описал впечатления от работы Троценко аналитик «Тройки диалог» Михаил Ганелин. Пойдет на повышение, заявляет источник, не сообщая подробностей. Ранее источники «Газеты.Ru» говорили о возможном переходе Троценко в федеральные органы власти, в частности в Минтранс.
Но накануне топ-менеджер получил предложение войти в президентский совет по модернизации экономики.
А после появления информации об уходе из ОСК Троценко выступил с заявлением о заинтересованности в развитии атомной науки, «разработки которой нужны для флота».
«Именно судостроители яснее многих понимают необходимость развития атомной отрасли и энергообеспечения для эффективного решения целого ряда проблем автономного функционирования флота, и в некоторых случаях, также морской и шельфовой техники и, прежде всего, в тяжелых полярных условиях», - сказал он».
|