Счетная палата обнаружила на счетах «Автодора» неучтенные 47 млрд рублей
«На счете госкомпании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»), которая курирует платные трассы федерального значения, числится 47,1 млрд рублей бюджетных средств, которые не отражены на ее балансе. Об этом, как стало известно «Маркеру», Счетная палата сообщила в официальном письме вице-премьеру Сергею Иванову в конце прошлого года. При этом ведомство, возглавляемое Сергеем Степашиным, указало, что план по реконструкции дорог в 2010 году выполнен «Автодором» на 52%, а по капитальному ремонту — всего на 5,7%. Не исключено, что данные Счетной палаты и привели к увольнению в конце декабря 2011 года председателя правления «Российских автомобильных дорог» Сергея Костина.
Осенью 2011 года в письме, адресованному вице-премьеру Сергею Иванову, Счетная палата отчиталась о результатах проверки деятельности «Автодора». Контрольное ведомство тогда указало, что на счете госкомпании числится 47,1 млрд рублей, которые не учтены на ее балансе. Эти средства представляют собой остаток субсидий, выделенных «Автодору» из бюджета и не использованных в его деятельности. Указанная сумма также не была отражена в бюджетной отчетности Минтранса как дебиторская задолженность «Автодора». Одним словом, средства официально не учтены в документах.
Какие нарушения нашли аудиторы
С нарушениями проводилась и передача автомобильных дорог «Автодору», который создан для управления трассами федерального значения (согласно № 145-ФЗ от 17 июля 2009 года). При приеме дорог, как выяснили аудиторы, не была проведена обязательная инвентаризация имущества, которая прошла лишь спустя 10 месяцев. «В ходе нее были выявлены земельные участки, которые не были переданы в управление «Автодору», в то время как имущество, расположенное на них, находилось у компании в доверительном управлении», — отмечалось в отчете Счетной палаты.
Были обнаружены также земельные участки, которые вошли в уставной капитал сторонних акционерных обществ. По данным на 1 июля 2011 года «Автодор» не оформил договоры аренды на 42 земельных участка (общей площадью 705,56 га) из 830 (14,2 тыс. га), переданных ему в управление. План по ремонту и реконструкции дорог не выполнен.
Счетная палата представила вице-премьеру Сергею Иванову итоги работы «Автодора» в 2010 году. Так, проведен в прошлом году на участке протяженностью 1,6 км, что составляет 5,7% от запланированного объема — 27,1 км. Объемы реконструкции, определенные программой деятельности госкомпании в 2010 году, выполнены на 52,6%. Из предусмотренных документом 155,8 км дорог работы проведены на участке протяженностью 81,9 км. Расходы на осуществление деятельности по организации строительства автомобильных дорог произведены на сумму 8,9 млрд рублей, что составляет 22,4% от утвержденного показателя. Не введен в эксплуатацию после строительства ни один из участков дорог, запланировано было 27,1 км. Наконец, 90 млн рублей, выделенные из бюджета на программу обеспечения безопасности населения на транспорте, «Автодором» не освоены.
При этом заключение Минтранса об эффективности деятельности «Автодора» в 2010 году «дублирует пояснительную записку госкомпании к годовому отчету», сообщили Сергею Иванову аудиторы. Заключение «не содержит критических замечаний ее деятельности и конкретных предложений в части результативности и эффективности использования бюджетных средств», подчеркивает контрольное ведомство.
Сколько денег выделили на платные дороги
Бюджетное финансирование Автодора в 2010 году составило 62,96 млрд рублей, это 22% от общего объема бюджетных расходов, направленных в целом на дорожное хозяйство. Оставшиеся 222,88 млрд рублей выделены Росавтодору, который курирует автомобильные дороги, не являющиеся платными.
В 2011 году на содержание российских дорог выделены большие суммы. «Автодор» получил 83,74 млрд рублей, или 21,7% от общего объема финансирования. Росавтодору выделено 300,5 млрд рублей. При этом Счетная палата указывает, что на обеспечение деятельности госкомпании (без учета расходов на оплату труда) за 2010 год и три месяца 2011-го израсходовано 202,5 млн рублей. Так, в августе 2010 года «Автодор» заключил договор с Научно-исследовательским и проектным институтом территориального развития и транспортной инфраструктуры на сумму 14,9 млн рублей. Институт должен «откорректировать основные направления деятельности на 2010 год, разработать положение о научнотехническом совете госкомпании» и т. п. Данные работы «дублируют функции структурных подразделений» «Автодора», указывает Счетная палата. Только на маркетинговые мероприятия, призванные популяризировать Автодор, ушло в прошлом году 24,6 млн рублей. «За счет указанных средств руководство и сотрудники госкомпании участвовали в форумах и выставках, изготавливались презентационные материалы», — пишет контрольное ведомство вице-премьеру.
В декабре 2011 года распоряжением правительства от должности председателя правления «Автодора» освобожден Сергей Костин. На его место назначен Сергей Кельбах, который ранее работал первым замом Костина.
Госкомпании «Российские автомобильные дороги» создана в соответствии с федеральным законом, утвержденным в июле 2009 года. Согласно документу, на «Автодор» возложены функции по строительству и контролю платных автомобильных дорог. Сегодня в доверительное управление госкомпании передано более 2 тыс. км федеральных автомобильных дорог, что составляет 22% от их общей протяженности. Организационно-правовая форма «Автодора» — госкомпания — и в российской, и в зарубежной практике управления транспортной отраслью применяется впервые». «Маркер»
|