«АЛРОСА близка к продаже одного из своих непрофильных активов — 51% в нефтяном проекте Dark Oil на территории Анголы. Долю российского алмазного монополиста в ангольском нефтяном консорциуме предлагает выкупить за $15 млн ООО "Геопроспект", подконтрольное предпринимателю Аркадию Гайдамаку, - сообщил сегодня «Коммерсант». - О том, что АЛРОСА продает свою долю в ангольском нефтяном проекте, "Ъ" рассказал источник, близкий к компании. По его словам, речь идет о 51% в нефтяном консорциуме Dark Oil, до недавних пор занимавшемся поиском нефти на территории Анголы. "Заинтересованность в приобретении доли АЛРОСА выразило ООО "Геопроспект", подконтрольное Аркадию Гайдамаку. Письмо подписал господин Гайдамак как исполнительный директор этого ООО",— утверждает собеседник "Ъ". По его данным, "Геопроспект" предложил за долю АЛРОСА в Dark Oil $15 млн путем выплаты этой суммы несколькими траншами в течение трех-четырех месяцев.
Предполагалось, что сделка будет вынесена на одобрение правления АЛРОСА, которое пройдет в Мирном 24 ноября, но в последний момент этот пункт повестки был снят.. Вчера в АЛРОСА "Ъ" заявили, что информацию о возможной продаже компаний в Анголе не комментируют. Однако представитель алмазной компании признал, что "на протяжении последних двух лет реализует непрофильные бизнесы, решив сосредоточиться исключительно на алмазодобыче". Напомним, что АЛРОСА также принадлежит 32,8% акций в ангольском горнорудном обществе "Катока", занимающемся алмазодобычей».
«Источник «Ведомостей», близкий к «Алросе», утверждает, что стороны близки к заключению сделки. В самой компании от комментариев на эту тему отказались, но напомнили, что в последние два года «Алроса» продает свои непрофильные активы, поскольку хочет сосредоточиться на алмазодобыче.
В ангольский проект «Алроса» вошла в конце 2006 г. Информированный источник газеты утверждает, что компания инвестировала в него $28 млн, которые едва ли удастся вернуть, так как действие лицензии закончилось. Собеседник газеты считает, что Гайдамак заинтересовался проектом, поскольку он в состоянии договориться о продлении лицензии для Dark Oil, так как ранее он был советником экс-президента Анголы Жазе Эдуарду душ Сантуша и деловым партнером его дочери».
«Потенциальный покупатель в августе уже провел "дью дилидженс" ангольстого актива. До недавних пор АЛРОСА занималась поиском нефти на территории африканского государства, но не стала продлевать срок действия лицензии», - сообщает РБК-ТВ.
«Аркадий Гайдамак - совладелец российского медиахолдинга "Объединенные медиа", а также ряда других компаний в России и за рубежом, президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, председатель израильской партии "Социальная справедливость", гражданин Анголы, Израиля, Канады и Франции (российского гражданства не имеет), - сообщает Лента.Ру. - В октябре 2009 года признан виновным в организации незаконных поставок оружия в Анголу в обход эмбарго в 1990-е годы, заочно приговорен к 6 годам тюремного заключения, впоследствии срок был сокращен до 3 лет.
В 1972 году Гайдамак выехал в Израиль как репатриант. Полгода он прожил в сельскохозяйственном поселении (кибуце), затем устроился палубным матросом на либерийский нефтяной танкер. Когда танкер пришел в Марсель, Гайдамак отпросился у боцмана на берег, пошел на вокзал, познакомился с французскими военнослужащими и вместе с солдатами, у которых не требовали билеты, приехал на поезде в Париж. Во Франции он устроился в бригаду русских маляров, войдя, по его словам, в бизнес по продаже отремонтированных квартир. Заработав на учебу, Гайдамак поступил в техникум.
Окончив техникум, Гайдамак начал работать техническим переводчиком, получая по 100 долларов за переведенную страницу. Так как работал он быстро, а переводы были качественными, у него появилось большое количество клиентов. Гайдамак стал нанимать других переводчиков и в 1974 году организовал в Париже фирму, занимавшуюся, помимо переводов технической документации, обслуживанием иностранных делегаций. Основными клиентами его фирмы были крупные западноевропейские компании, поставлявшие в СССР промышленное оборудование, а также представители советских государственных и общественных структур и предприятий.
По некоторым сведениям, когда в 1982 году небольшая фирма Гайдамака вдруг резко расширила свою деятельность, а сам он разбогател и начал жить в роскошном особняке, им заинтересовалась французская контрразведка. Гайдамака, которого подозревали в том, что он якобы работает на КГБ, вызвали "на беседу" и, возможно, даже завербовали, сделав из него двойного агента.
В 1987 году Гайдамак переключился с переводческого бизнеса на торговые операции в СССР. Он занялся трейдингом: покупал в Советском Союзе металл, уголь и нефть и продавал их на Запад. При этом Гайдамак не стал возвращаться на родину, продолжив жить в Лондоне и Париже, где у него не было бизнеса, но была недвижимость. Годовой оборот Гайдамака-трейдера достигал нескольких десятков миллионов долларов, при этом доход от каждой сделки в то время достигал 20 процентов.
Гайдамак занимался трейдингом до тех пор, пока в 1992 году не попал в Анголу, продав крупную партию нефтяного оборудования, которая оплачивалась поставками местной нефти. Бизнесмен получил ангольское гражданство и стал советником министерства иностранных дел Анголы. Гайдамак рассказывал, что гражданство Анголы он получил после того, как выдал правительству страны товарный кредит на сумму 70 миллионов долларов.
Имя Гайдамака связывали с махинациями вокруг возврата России долга Анголы. В 1995-1996 годах он вел переговоры по урегулированию ангольского долга. Однако сам предприниматель отвергал все обвинения в незаконности совершенных в тот период сделок.
В прессе отмечалось, что ангольский бизнес Гайдамака был тесно связан с поставками в страну российского оружия. Он выступал в качестве посредника между Эдуарду душ Сантушем (Eduardo dos Santos) - президентом Анголы, в которой шла гражданская война, - и французским предпринимателем Пьером-Жозефом Фальконе (Pierre Joseph Falcone), чьи зарегистрированные в Словакии фирмы организовали поставку в Африку оружия и техники, которые остались от советских воинских частей в странах - бывших участниках Варшавского договора. Известно, что в то время контакты с Гайдамаком поддерживал советник по африканским делам при президенте Франции Франсуа Миттеране (Fransois Mitterrand), сын главы государства Жан-Кристоф Миттеран (Jean-Christophe Mitterrand). По некоторым сведениям, Франция была заинтересована в поставках оружия, так как ей было необходимо обеспечить доступ к ангольской нефти.
В декабре 2000 года, когда французское правосудие начало расследование дела о поставках в Анголу оружия советского производства, Гайдамак выехал из страны. Он был объявлен в розыск Интерполом в качестве одного из фигурантов дела, однако арестован не был. В июне 2001 года дело было прекращено из-за многочисленных процессуальных нарушений, допущенных при расследовании. Покинув территорию Франции, Гайдамак поселился в Израиле. Это дело, фигурантами которого стали в том числе и представители французской элиты, в прессе получило название "Анголагейт".
Гайдамак продолжал вести вел свой бизнес в России. С мая 1996 по июнь 1999 года он являлся членом совета директоров Регионального акционерного коммерческого банка "Москва" (РАКБ "Москва"), а в 2000 году несколько месяцев был председателем совета правления банка "Российский кредит".
Гайдамак долгое время не раскрывал свои активы, однако в прессе появлялась информация о его предприятиях. По некоторым сведениям, предприниматель имеет крупный урановый бизнес в Казахстане и владеет группой "Казфосфат". В Анголе Гайдамак создал сельскохозяйственный холдинг Terra Verde. СМИ также называли его влиятельной фигурой в алмазном и нефтяном бизнесе Анголы. Гайдамак назвал себя самым крупным предпринимателем Анголы, если не учитывать нефтяной бизнес.
СМИ сообщали об интересах Гайдамака в России, в частности, в агропромышленном комплексе. В 2003 году он занялся "куриным" бизнесом, а в 2005 году создал ООО "Агросоюз", у которого были шесть птицефабрик в Подмосковье и Башкирии, занимавшихся производством куриных яиц. Также известно, что Гайдамак интересовался нижегородскими птицефабрикам. Кроме того, Гайдамака называли совладельцем компании "Лигастройпроект", которая пыталась купить на аукционе гостиницу "Украина", а затем выкупила торговый центр "Европарк" на Рублевке, и владельцем ОАО "Мелеузовские минеральные удобрения" в Башкирии.
Гайдамак - медиамагнат. По данным на конец 2007 года, его медиахолдинг "Объединенные Медиа" (ОМ), созданный в том же году на базе издательского дома "Московские новости", объединял ежедневную газету Business & FM, радиостанции "КИНО FM" и Business FM, еженедельники "Московские новости" и The Moscow News. В состав холдинга также входило одноименное рекламное агентство, а с декабря 2007 года - журнал "Популярные финансы". В 2008-2009 годах пакет Гайдамака в "Риндек Групп Лтд" (контролируемой Гайдамаком компании-владельце "Объединенных медиа") значительно сократился за счет передачи доли топ-менеджерам холдинга, стремящимся развивать этот бизнес и готовым брать на себя связанные с этим риски. По данным источника "Коммерсанта" на апрель 2009 года, Гайдамак являлся владельцем более 51 процентов холдинга ОМ.
Гайдамак известен своими инвестициями в спорт. Так, в июле 2005 года Гайдамак был избран президентом иерусалимского баскетбольного клуба "Апоэль", а в августе 2005 года стал владельцем иерусалимского футбольного клуба "Бейтар".
Гайдамака называли главным спонсором российской Аграрной партии. Сам предприниматель заявлял, что не финансирует партию, но кредитует птицефабрики ее главного спонсора Алексея Чепы.
В Израиле Гайдамак впервые выступил в роли публичного политика и общественного деятеля. В апреле 2007 года он выразил намерение занять пост мэра Иерусалима, чтобы превратить этот город "в символ мира и иудаизма". В том же году Гайдамак создал общественное движение, а позднее и собственную политическую партию - обе организации получили название "Цэдек Хеврати" ("Социальная справедливость"). В августе 2008 года предприниматель называл свою партию самой многочисленной в стране. В ноябре того же года как лидер "Цэдек Хеврати" он принял участие в выборах мэра Иерусалима, однако проиграл, набрав лишь 3,6 процента голосов.
Избирательная кампания Гайдамака проходила на фоне начавшихся в октябре того же года судебных слушаний по делу "Анголагейт". По некоторым данным, слушания открылись, "несмотря на давление со стороны Елисейского дворца и министерства обороны Франции, неофициально выступающих за отмену суда и закрытие этого дела". В феврале 2009 года стало известно, что французская прокуратура потребовала для Гайдамака и Пьера Фалькона наказания в виде шести лет тюремного заключения, а также года тюрьмы Жана-Кристофа Миттерана. Обвинение также настаивало на штрафе в размере 5 миллионов евро для Гайдамака и в размере 375 тысяч евро для Фалькона. В том же месяце СМИ со ссылкой на израильскую газету Haaretz рассказали о предпринимаемых Гайдамаком попытках ускорить процесс получения им российского паспорта. Подчеркивалось, что получение предпринимателем российского гражданства могло значительно затруднить его экстрадицию во Францию или в Израиль.
Заочно официальное обвинение в отмывании 650 миллионов шекелей (около 173 миллионов долларов) израильская прокуратура предъявила находящемуся в России Гайдамаку в начале октября 2009 года. В конце того же месяца французский суд признал израильского предпринимателя виновным в организации незаконных поставок оружия в Анголу. Он полностью поддержал требование прокуратуры и приговорил Гайдамака и Фалькона к 6 годам тюремного заключения. Жан-Кристоф Миттеран был судом приговорен к 2 годам условно и штрафу в 375 тысяч евро.
В том же месяце бывший министр внутренних дел Франции Шарль Паскуа, также проходивший по делу о поставках оружия в Анголу (приговорен к 1 году тюрьмы и штрафу в 100 тысяч евро), заявил, что Гайдамак являлся сотрудником французских спецслужб. По словам Паскуа, о поставках оружия "знали и президент Франции, и премьер-министр, и большинство министров". В данном в ноябре того же года интервью Гайдамак подчеркнул, что "никогда не было продаж оружия через какие-либо французские структуры, все поставки осуществлялись российскими госкомпаниями или аффилированными с ними структурами". Свое преследование во Франции предприниматель связал с политикой: по его словам, дело "Анголагейт" было "сфабриковано, чтобы помешать Паскуа участвовать в президентских выборах 2002 года". На прямой вопрос о том, работал ли он на французскую разведку бизнесмен ответил: "Кем я мог работать на французскую разведку? Я просто человек".
В апреле 2011 году Апелляционный суд Парижа оправдал Паскуа по делу о поставках оружия, а Гайдамаку и Фалькону сократил тюремные сроки до 3 и 2,5 лет соответственно.
Гайдамак - коллекционер: ему принадлежит крупная коллекция ампира. Кроме того, он является автором книги "Русский ампир" (2000). Гайдамак известен как крупнейший спонсор еврейской общины в России. В мае 2005 года он был избран президентом Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений страны (КЕРООР).
Гайдамак награжден высшим орденом Франции - орденом Почетного легиона за спасение в 1995 году двух французских летчиков из боснийского плена».
|