Исправительный суд Парижа огласил вчера приговор по делу "Анголагейт" — самому громкому коррупционному скандалу во Франции за последние годы. Судья счел доказанной вину родившегося в СССР израильского бизнесмена Аркадия Гайдамака и его французского коллеги Пьера Фальконе в незаконных поставках оружия в Анголу в 1990-е годы. Оба получили по шесть лет тюрьмы, как и требовал прокурор. Правда, господин Гайдамак был приговорен заочно — во Франции он не живет уже много лет.
Знаменитое сейчас дело "Анголагейт" было заведено в 1997 году, когда французское правосудие заинтересовалось поставками оружия в Анголу, к которым оказались причастны многие известные во Франции люди. Сама же история началась в 1993 году, когда оставшиеся без советской военной помощи войска президента Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуша вели кровопролитные бои с повстанцами из группировки УНИТА. Правительственная армия остро нуждалась в оружии и боеприпасах, за которые Луанда готова была платить живыми деньгами, алмазами и нефтью. Помочь ангольскому лидеру взялись проживавший тогда во Франции Аркадий Гайдамак и французский предприниматель Пьер Фальконе.
Как утверждает обвинение, словацкая фирма ZTS Osos, принадлежавшая господину Гайдамаку, занималась поиском подходящего оружия в России и странах Восточной Европы. Затем оно переправлялось в Анголу. Оплата же сделок проходила при участии французской компании Brenco International Пьера Фальконе. В общей сложности они продали Анголе 420 танков Т-62, 150 тыс. снарядов, 170 тыс. противопехотных мин, 12 вертолетов и шесть боевых кораблей на общую сумму $791 млн.
Французская прокуратура посчитала, что сделки проводились незаконно, и это полностью осознавали предприниматели, которые постарались обезопасить себя от уголовного преследования во Франции, подкупив влиятельных людей. В частности, компания Пьера Фальконе заплатила в общей сложности $2,5 млн старшему сыну тогдашнего президента Франции Франсуа Миттерана Жану-Кристофу, который был советником отца по вопросам африканской политики. Еще один советник президента Миттерана, Жак Этели, получил $160 тыс., а тогдашний глава МВД Шарль Паскуа — $450 тыс.
В результате, когда год назад обвинительное заключение было передано в суд, оно разрослось до 468 страниц и 42 обвиняемых. Обвиняемым инкриминировался целый ворох статей, начиная от контрабанды оружия и коррупции до незаконного получения средств и соучастия в уголовно наказуемом деянии.
Все обвиняемые свою вину отрицали. Так, Аркадий Гайдамак неоднократно утверждал, что он был всего-навсего "нефтяным трейдером" и по просьбе Луанды лишь переводил деньги за ангольскую нефть российскому правительству, продававшему оружие. Само дело он называет "политической манипуляцией", инициированной против него главным управлением внешней безопасности Франции (DGSE), которое в ангольском конфликте тайно поддерживало группировку УНИТА.
Кроме того, с самого начала в защиту Аркадия Гайдамака и Пьера Фальконе встали власти Анголы, которые благодаря этим предпринимателям в 1990-е годы смогли справиться с УНИТА и покончить с гражданской войной. Луанда требовала изъять доказательства вины обвиняемых, чтобы не нарушать ее государственную тайну. Однако вчера судья счел вину главных обвиняемых доказанной. Как и требовала прокуратура, Аркадий Гайдамак и Пьер Фальконе получили по шесть лет тюремного заключения. Господин Фальконе был арестован прямо в зале суда. Его партнер был приговорен заочно — во Франции господин Гайдамак не появляется много лет.
|