Похоже, эта зима станет в лондонских судах «русским сезоном». Не успел закончиться перекрестный допрос истца по делу «Березовский против Абрамовича», как газеты обсуждают следующее громкое дело: Сергей Полонский подает в суд на Александра Лебедева. Попутно Елена Батурина выигрывает иск против газеты Sunday Times, и уже никто не удивится, если какая-нибудь еще парочка российских миллиардеров встретится во дворе нового, с иголочки здания королевского суда на Ченсери-лейн.
Полонский подает на Лебедева в суд, разумеется, не за саму драку в эфире НТВ — этим уже занялся Следственный комитет в России, — а за серию интервью в английской прессе, в которых владелец Evening Standard и The Independent мотивировал свой поступок. Стоит отметить, что ничего такого уж возмутительного он не сказал. В интервью программе Newsnight на BBC Лебедев заявил, что до начала съемок знать не знал, кто такой Полонский, а потом полтора часа терпел его нападки и оскорбления, так что у него просто не было выбора. Не очень понятно, опровержения чего именно требует Полонский. Кроме того, у ответчика и судьи есть весьма весомый аргумент, уже прозвучавший в деле «Березовский против Абрамовича»: у Полонского попросту нет репутации в Англии, которую можно было бы защищать от посягательств. Единственное, что можно сказать о нем по вырезкам из британских газет за последние два года, — что это эксцентричный, хоть и не очень успешный предприниматель из России.
Все это связано вовсе не с тем, что английские суды как-то особо справедливы (хотя они, безусловно, гораздо более независимы от вмешательства властей, чем российские). Дело в специфике английского законодательства: любое негативное высказывание считается здесь заведомо ложным, а судьи в 99% случаев встают на сторону жертвы, то есть презумпция невиновности в этом случае не работает — в отличие, скажем, от США, где свобода слова защищена Первой поправкой и бремя доказательства ложности высказывания лежит на истце.
В результате Лондон стал мировой столицей так называемого «клеветнического туризма» (libel tourism), когда истец прибегает к помощи именно английского суда, даже если дело о защите репутации никак не связано с Англией. Единственное условие: у английской публики должен быть доступ к оскорбительному высказыванию; с развитием интернета таковой доступ есть сейчас у всех (даже если им никто не пользуется). Поэтому, по разным оценкам, количество дел о клевете в английских судах за прошедшее десятилетие увеличилось в три-четыре раза. Кстати, один из самых активных «туристов» — Борис Березовский. С 2003 года он успел засудить за намеки на свои связи с криминалом журнал Forbes, газету The Guardian, телеканал «РТР-Планета» и председателя «Альфа-Банка» Михаила Фридмана.
«Клеветнический туризм» считается одной из главных угроз свободе слова в Англии. Изданиям, пишущим на острые темы, приходится избегать британского рынка: размер компенсации может многократно превышать доход от продаж. Участились случаи судебных разбирательств не только с писателями и журналистами, но и с блогерами, причем в последнем случае доходит до абсурда: автора записи в блоге могут привлечь к суду даже не за собственно пост, а за комментарий, оставленный читателем. Правозащитные организации, например Freedom House, и издатели давно агитируют за изменение английских законов о диффамации, а в августе 2010 года Барак Обама подписал законопроект, по которому американские суды отказываются приводить в исполнение решения английских, если они противоречат Первой поправке.
Адвокаты, специализирующиеся на делах о диффамации, — одни из самых высокооплачиваемых, их гонорары исчисляются тысячей фунтов в час и выше. Полонского представляет фирма Carter Ruck, которую Комиссия по жалобам на прессу (PCC) назвала «заклятым врагом британской журналистики». С подачи Carter Ruck появился уникальный в своей драконовской сущности феномен — так называемые «суперпостановления» (superinjunction), когда журналистам в судебном порядке запрещают не только о чем-либо писать, но даже упоминать сам запрет.
Среди британских журналистов мнение на этот счет однозначное. Люк Хардинг, обозреватель The Guardian, специализирующийся на российской тематике, считает, что дело «Полонский против Лебедева» — прекрасный пример несовершенства английских законов: «Разумеется, это связано с тем, что Лондон — столица клеветнического туризма. Ведь это абсурд — подавать в суд именно здесь, где никто не видел ни передачи, ни того самого удара. Если в этом деле кто и выиграет, так это английские адвокаты, которые и так успели сказочно обогатиться на процессе Березовского и Абрамовича».
|