Две океанские яхты — 114-метровая Pelorus и 108-метровая Le Grand Blue, пришвартованные в конце июля у причала Рижского пассажирского порта, вызвали в столице Латвии настоящий ажиотаж. Публика глазела на два прекрасных корабля. Один из них привез на конкурс песни «Новая волна» Романа Абрамовича (4-е место в российском списке Forbes, $11,2 млрд), второй — его верного помощника Евгения Швидлера.
С 1994 года Швидлер имеет гражданство США. Но еще до отъезда на учебу в Штаты он познакомился с молодым кооператором Романом Абрамовичем. В 1993 году, получив MBA, Швидлер работал в нью-йоркском офисе аудиторской компании Deloitte & Touche, собирался строить карьеру. Но тут позвонил Абрамович. Он уже всерьез занимался нефтетрейдингом. Его компания «Петролтранс» стала крупнейшим партнером нефтедобывающего предприятия «Ноябрьскнефтегаз», будущего ядра «Сибнефти». Абрамович позвал Швидлера делать большой бизнес в России, перед ним открывались захватывающие перспективы. Каков итог 16 лет безупречной службы у Абрамовича? Сегодня можно ответить на этот вопрос с достаточно большой точностью.
Крупнейшим из активов, где присутствует фонд Романа Абрамовича Millhouse, является металлургический концерн «Евраз». Millhouse управляет пакетом в 35,62% акций «Евраза». Интересы Абрамовича в совете директоров металлургического гиганта представляют три человека. Один из них — Евгений Швидлер, директор российского ООО «Миллхаус».
В конце июля «Евраз» опубликовал свой годовой отчет за прошлый год. В нем впервые указана доля Евгения Швидлера в компании — 3,43%. Собственником этих акций Швидлер стал по итогам покупки фондом Millhouse Абрамовича пакета у акционеров «Евраза» в 2006 году — то есть Швидлеру принадлежит 9,6% «пакета Millhouse» в «Евразе». Текущая стоимость акций «Евраза», конечным бенефициаром которых является Швидлер, составляет $424 млн.
Золотодобывающая Highland Gold Mining (HGM) и производитель лекарств «Фармстандарт» — вот еще две компании, ставшие объектом инвестирования Millhouse и раскрывшие долю Швидлера в своем капитале. В HGM Millhouse контролировал около 40% акций. Из них на Швидлера было переоформлено 8%. То есть 20% пакета Millhouse. Акционером HGM Швидлер остается до сих пор. Его доля стоит сегодня около $50 млн.
Когда в 2007 году «Фармстандарт» разместил свои акции на Лондонской бирже, на лица и компании, связанные с Millhouse, пришлось 30%. А на Швидлера лично — 6%. То есть доля Швидлера в «пакете Millhouse» составила 20%. В 2008 году акции «Фармстандарта» Швидлер продал.
Что в итоге? Можно предположить, что Евгению Швидлеру принадлежит от 10% до 20% совместно заработанного с Романом Абрамовичем имущества. Да, кстати, яхта Le Grand Blue, на которой Швидлер с семьей прибыл в Ригу, тоже подарок патрона
|