Не только Роман Абрамович, но и люди, которые помогают ему богатеть, становятся миллиардерами. Американский журнал Forbes оценил состояние руководителя группы компаний “Миллхаус” Евгения Швидлера в $2,2 млрд, что обеспечило ему 140-е место в списке 400 богатейших граждан США. В этом списке есть еще два выходца из России — совладелец ТНК-ВР, “Суала” и “Связьинвеста” Леонард Блаватник и основатель Google Сергей Брин.
400 самых богатых граждан США, по оценке Forbes, сколотили себе состояние в $1,25 трлн. Первую строчку списка, как обычно, занял создатель Microsoft Билл Гейтс ($53 млрд).
Самый богатый русский американец — основатель Google 33-летний Сергей Брин (12-е место, $14,1 млрд). Он и его компаньон Ларри Пейдж (13-е место, $14 млрд) “уже в нескольких шагах от первой десятки” — их общее состояние за два года выросло в 3,5 раза, замечает Forbes. Связаться с Брином не удалось. Управляющий партнер компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов говорит, что после кризиса доткомов, случившегося в 1999-2000 гг., Брин и Пейдж первыми придумали зарабатывать на продаже контекстной рекламы в поисковой системе Google. Сейчас компания стоит $300 млрд, Брину принадлежит менее 5%, говорит Ашманов.
Семья Брин эмигрировала в США, когда Сергею было шесть лет. Другой участник списка — Леонард Блаватник
(40-е место, $7 млрд) уехал жить в Америку в 1978 г., отучившись четыре года в Московском институте инженеров транспорта. Он окончил бизнес-школу Гарвардского университета и Колумбийский университет. В 1986 г. создал промышленный холдинг Access Industries. В отличие от Брина, сделавшего состояние на талантливой идее, Блаватник удачно инвестировал в покупку активов. Встреча с институтским товарищем Виктором Вексельбергом предопределила его судьбу в России. Сейчас их альянсу принадлежит 25% ТНК-ВР и контрольный пакет “Суала”. Блаватник самостоятельно купил 25% акций “Связьинвеста”. Эксперты оценивают эту компанию в $4,5 млрд. Доля Блаватника в ТНК-ВР стоит около $5 млрд, в “Суале” — около $1,5 млрд. Access Industries не раскрывает полной информации о своих активах, среди них есть энергетические предприятия в Казахстане, приобретенный в 2005 г. за 4,4 млрд евро нефтехимический завод Basell (Голландия). Вице-президент Access Industries Питер Торен заявил, что он не уполномочен давать комментарии о состоянии Блаватника.
140-е место в списке Forbes занял руководитель группы компаний “Миллхаус” Евгений Швидлер ($2,2 млрд). Он уехал в Америку в 1991 г. Окончил там бизнес-школу, работал в Deloitte & Touche. Взлет его карьеры начался после знакомства с Романом Абрамовичем. Forbes пишет, что в начале 90-х они создали нефтетрейдера Runicom, в 1995 г. взяли под контроль “Сибнефть”, президентом которой стал Швидлер. Абрамович поручает ему курировать важнейшие проекты: Швидлер представлял его в совете директоров “Русала”, а сейчас — в “Евразе”. Абрамович принимает стратегические решения, участвует в сделках на этапе входа и выхода из проектов, а Швидлер занимается оперативным управлением, объясняет знакомый с обоими бизнесменами предприниматель. Forbes называет Швидлера “миноритарным партнером” “Миллхаус”, хотя сам он никогда не признавал себя совладельцем компаний, которыми управлял. Швидлер — супертоп, он не ведет себя как простой наемный менеджер, хотя и действует с оглядкой на Абрамовича, скорее всего у него есть небольшая доля в компаниях “Миллхаус”, предполагает собеседник “Ведомостей”. “Недавно Абрамович подарил Швидлеру свою яхту Le Grand Bleu вместе с командой из 65 человек, вертолетом, аквариумом и быстроходным катером”, — пишет Forbes. Один из составителей списка богачей Татьяна Серафин говорит, что стоимость этой яхты тоже учтена при расчете состояния Швидлера. Ее коллега Мэтью Миллер уточняет, что Швидлер получил часть средств от продажи в прошлом году “Сибнефти”. В “Миллхаус” отказались от комментариев.
Главный редактор российского Forbes Максим Кашулинский согласен с оценкой американских коллег. “Подсчитывая состояние Абрамовича при составлении списка богатейших людей России, мы исходили из того, что у него есть партнеры, но состояние Швидлера в 15-17 раз меньше, чем у Абрамовича”, — говорит Кашулинский.
|