Кампания по заключению контрактов на выполнение гособоронзаказа на 2008–2010 годы провалена. Вчера первый вице-премьер Сергей Иванов заявил на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК), что вопреки поручению правительства завершить работы по заключению контрактов до 1 марта удалось оформить не более 65% контрактов. В случившемся он обвинил оборонщиков, которые нещадно завышают цены. Директора предприятий считают эти обвинения необоснованными.
«Общий объем заключенных госзаказчиками контрактов не превышает 65%, а по ряду направлений темпы размещения государственного оборонного заказа вообще неудовлетворительны», – грозно заявил Сергей Иванов. По его словам, главным образом это касается долгосрочных договоров. «Основной причиной такого положения дел стало завышение исполнителями цены контрактов с учетом возможного риска роста цен на сырье, материалы и комплектующие, то есть компенсационной составляющей», – заявил Сергей Иванов. Отметая возражения, что завышать цены оборонщики просто вынуждены, учитывая неконтролируемую инфляцию и прочие накладки с исполнением контрактов, первый вице-премьер напомнил, что «предусмотрен порядок представления госзаказчиками предложений по уточнению оборонного заказа в случае, если произошло существенное возрастание его стоимости, связанное с увеличением цен на сырье, материалы и комплектующие». Но, посетовал Сергей Иванов, «до настоящего времени ни один государственный заказчик предоставленными возможностями так и не воспользовался». Между тем, как выяснила «НГ», если легальные механизмы справедливого компенсирования роста цен уже после заключения контрактов и есть, то руководители предприятий о них просто не знают. Те же инструменты, о которых они осведомлены, иначе как издевательством над здравым смыслом назвать трудно. Например, в этом году МЭРТ рекомендовал Минобороны учитывать рост цен на металл в 8%, а только в апреле продукция «Евраз-Груп», «Северстали», «Мечела», Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов подорожала на 40–45%. На этом фоне вряд ли и в мае предприятия ОПК начнут массово заключать контракты по предлагаемым Минобороны ценам.
Ситуация унылая. Например, в Свердловской области на 100% госзаказы не заключены ни с одним из оборонных предприятий. Показатель «Уралвагонзавода» – 80%, а «Уралтрансмаш» и «Вектор» заключили договоры только на 50% заказываемой продукции. В Союзе предприятий среднеуральского ОПК причину видят в неотлаженности системы проведения конкурсных процедур на выполнение гособоронзаказа. В этих условиях большинство предприятий приступило к выполнению работ, не дожидаясь заключения контрактов. Естественно, им приходится брать кредиты. Проценты по кредитам и инфляция в итоге съедают всю прибыль. И это предприятиям тоже приходится учитывать, когда они заключают контракты на выполнение госзаказа. Минобороны, в свою очередь, считает, что, страхуясь от инфляции, подрядчики излишне завышают цены.
Такая же ситуация на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». С одной стороны, гособоронзаказ 2008 года на 40% выше, чем в 2007-м. С другой, не все договоры в рамках заказа подписаны. Об этом с тревогой говорит директор предприятия Михаил Шибаев. Речь идет о производстве учебно-боевых истребителей Як-130. Самолет – вещь капитало- и металлоемкая, а нет контракта – нет аванса, не на что приобретать комплектующие. Тем временем цены на них растут...
Оборонщики отмечают, что с 2001 года никель вздорожал в 9 раз, кобальт – в 3,6 раза, титановый лист – в 4,3 раза, авиационное топливо – в 3,1 раза, электроэнергия – в 3,9 раза, газ – в 4,5 раза, отопление – более чем в 6 раз. Зарплата трудящихся тоже не осталась на уровне 2001 года. По прикидкам экспертов, доля комплектующих и сырья в себестоимости продукции ОПК выросла в последние годы примерно вдвое. Во внутренних рублевых ценах продукция дорожает, а в экспортных долларовых – дешевеет. Работать становится невыгодно.
По словам директора ОАО «Пермский моторный завод» Михаила Дическула, рентабельность производства авиадвигателя в 2007 году составила всего 3–6%. «Таким образом, на продаже нового авиадвигателя предприятие заработать деньги на покрытие управленческих расходов и получить прибыль практически не может», – заявил директор. За прошлый год стоимость комплектующих для серийно выпускаемых двигателей ПС-90Ф для транспортного самолета Ил-76 увеличилась в 1,2–1,7 раза. Этот рост поставщики объясняют повышением цены металла на мировом рынке. Однако когда мировые цены падают, поставщики отпускные цены не меняют. «В себестоимости производства авиадвигателей семейства ПС-90А поставщики «съедают» до 70–75%, но в рамках такой цены просто нельзя существовать, а государство просто обязано регулировать цены», – делает выводы Михаил Дическул.
В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием провести проверку соблюдения антимонопольного законодательства металлургическими компаниями, приняв предусмотренные законом меры, обратились нефтяники – глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, компания «Газпромнефть» и Фонд развития трубной промышленности. Они призывают повысить экспортные пошлины на металл. Сейчас к ним присоединилось Объединение автопроизводителей России, обвинившее производителей стали в картельном соглашении.
До 95% произведенного в России металла, необходимого в авиа- и ракетостроении, уходит за рубеж. Остальное продается внутри страны по мировым ценам. По словам гендиректора ФГУП «Салют» Юрия Елисеева, «это просто диверсия, казалось бы, невинная, скрытая за механизмами рынка, но направленная на то, чтобы полностью «положить» производство». Он считает, что «необходимо принятие срочных мер со стороны правительства по координации ценовой политики при выполнении госзаказа и экспортных поставок».
lКонфликт интересов оборонщиков и металлургов можно было бы решить, не ущемляя ни тех, ни других. Достаточно внедрить механизм реальной индексации расходов оборонщиков на сырье.
|