С 1 октября этого года Владимир Потанин и Михаил Прохоров решили поставить развод на твердую правовую основу. Партнеры заключили соглашение, в котором четко сказано, как именно управляются (см. врез) и делятся активы и при каких условиях может быть ликвидирована «КМ-инвест», на которую они записаны. «Ведомостям» удалось ознакомиться с этим соглашением.
На что влияет Прохоров До заключения соглашения общими активами управлял Потанин, Прохоров был «спящим акционером». Теперь у «КМ-инвест» появился совет директоров из шести человек (по три представителя каждого акционера). Потанин, как председатель совета, имеет решающий голос, однако есть целый ряд вопросов, по которым необходимо единогласное решение. К ним относятся эмиссии акций в непубличных компаниях группы, утверждение консолидированного годового бюджета всех компаний группы, а также назначение гендиректора «КМ-инвест».
-------------------------------------------------------------------------------- «КМ-инвест» Владеет и управляет активами Михаила Прохорова и Владимира Потанина стоимостью $11 млрд Активы: 8% «Норникеля», 7,6% «Полюс золота», 69% Росбанка, 55,6% «Открытых инвестиций», 100% «Проф-медиа», 100% «Интеррос-эстейт», 98,1% «Роза Хутор», 87,7% СК «Согласие», 25,8% «Русиа петролеум», 100% «Сити» и проч.
Согласно документу Прохоров либо Потанин могут потребовать продажи принадлежащих «КМ-инвест» акций публичной компании («Норникель», «Полюс золото», «Открытые инвестиции»), если не смогут согласовать состав ее совета директоров (решить, за какого кандидата будет голосовать «КМ-инвест»). Так, по мнению Прохорова, случилось с «Норникелем» в октябре.
Продажи долей в непубличных компаниях каждый из акционеров «КМ-инвест» может потребовать в любой момент, никаких ограничений тут нет. Например, полтора месяца назад «Онэксим» (компания Прохорова) выступил с таким требованием по страховой компании «Согласие» и «Интеррос-эстейт» (управляет офисами «Интерроса»), рассказал «Ведомостям» гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов. «Нам интересен ритейл, а “Согласие” мы считаем перспективным активом. Мы согласны как выкупить компании целиком, так и просто разделить доли», — говорит он. Ответа Потанин еще не дал, отметил Разумов. «Интеррос» пока думает, объяснила представитель компании Лариса Зелькова.
На принятие решения о способе продажи соглашение отводит четыре месяца с момента поступления предложения о продаже. Доли могут быть проданы третьей стороне, одному из акционеров «КМ-инвест» или обоим поровну.
Если консенсус так и не будет найден, Прохоров и Потанин могут потребовать созыва собрания акционеров «КМ-инвест» для принятия решения о ликвидации группы. Второй партнер в таком случае обязан проголосовать за ликвидацию. Далее создается ликвидационная комиссия из трех человек — по одному представителю с каждой стороны и независимый председатель.
Еще один описанный в соглашении повод для ликвидации стороны уже пропустили. До ноября партнеры должны были согласовать список так называемых стратегических активов, в которых каждый из них получит преимущественное право выкупа друг друга. «Онэксим» предлагал включить в этот список все публичные компании и «Согласие» с «Интерроc-эстейт», говорит Разумов. Список не был согласован, но срок для запуска ликвидации в связи с этим вопросом уже пропущен, рассказывает он.
Следующий повод для ликвидации может появиться 1 февраля. Рафаэль Акопов до сих пор не утвержден в должности гендиректора «КМ-инвест», потому что за его назначение не голосовал «Онэксим», говорят источники в «Онэксиме» и «Интерросе». Потанин в соответствии с соглашением акционеров имел право назначить своего представителя на пост исполняющего обязанности гендиректора «КМ-инвест» на пять месяцев. Срок полномочий Акопова истекает в марте, подтверждает Зелькова, поскольку Прохоров отказался назначать директора на длительный срок. Однако если по истечении четырех месяцев с момента подписания соглашения партнеры так и не назначат гендиректора, то любой из них может запустить механизм ликвидации, свидетельствует соглашение. Решение они должны принять до 1 февраля.
Разумов говорит, что его компания заинтересована в том, чтобы «КМ-инвест» управляла активами в соответствии с договоренностями, достигнутыми акционерами 1 октября.
Однако у компании постоянно появляются поводы запустить ликвидацию. К примеру, до сих пор не утвержден бюджет «КМ-инвест» и расходы компаний внутри группы для Прохорова непрозрачны, сетует он. Если все останется так, как есть, Разумов не исключает, что «Онэксим» потребует ликвидации компании. «Это уравняет акционеров в правах», — объясняет он. Акопов считает, что «Онэксим» в любом случае намерен запустить процедуру ликвидации до марта. Прохоров, по его словам, уже рассматривает такую возможность и предложил ему возглавить ликвидационную комиссию, в случае если процедура будет запущена. Прохоров через своего представителя отказался это комментировать. Зелькова комментировать возможность запуска процедуры ликвидации «КМ-инвест» не стала.
Акопов считает, что акционерам «КМ-инвест» логичнее было бы не доводить дело до процедуры юридического раздела. До конца года он намерен предложить акционерам вариант экономической ликвидации «КМ-инвест» с последовательной распродажей всех активов. Этот способ, по мнению Акопова, имеет массу преимуществ перед юридической ликвидацией. Структура группы «КМ-инвест» включает в себя более 50 компаний, весь процесс ликвидации может занять до четырех лет. На распродажу активов может уйти лишь 1,5-2 года и такой способ ликвидации «КМ-инвест» принесет акционерам на $2 млрд больше, чем юридическая ликвидация, полагает Акопов.
Управляющий директор «Атона» Стивен Дашевский уверен, что найти покупателя на стороне на большинство активов «КМ-инвест» Акопову удастся относительно быстро. «Это привлекательные активы с хорошим потенциалом роста», — отмечает он.
В подготовке статьи принимала участие Ксения Рыбак
|