15 февраля 2000 года директор Федеральной налоговой полиции Вячеслав Солтаганов подписал приказ №109-лс "О поощрении Юмашева В.Б." и "О поощрении Абрамовича Р.А.". "За активное участие в становлении Федеральных органов налоговой полиции на территории Российской Федерации "главный налоговик страны приказал наградить Юмашева и Абрамовича именным оружием - 7.65-мм пистолетами "Вальтер". Через две недели, 2 марта, той же чести был удостоен руководитель Администрации президента Александр Волошин (приказ №177-лс): ему достался именной револьвер "TAURUS" 357 MAGNUM ND 931633.
Не могу знать, в чем заключалось их "участие в становлении Федеральных органов налоговой полиции", возможно, даже и активное. Но совершенно понятно, что Солтаганов, выдав оружие трем гражданским лицам, нарушил как Федеральный закон об оружии, принятый 13 ноября 1996 года, так и ряд должностных инструкций, что в целом должно быть поводом для возбуждения против него уголовного дела по статье о злоупотреблении должностным положением.
Оправдать свое преступление незнанием закона Солтаганову вряд ли удастся. Он - профессиональный юрист: окончил среднюю школу милиции, затем высшую и завершил свое образование в Академии МВД. Прошел все ступени служебной лестницы: от постового до начальника Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД России. С 1998 года работал заместителем начальника Главного контрольного управления президентской администрации. Так что солтагановские приказы "о поощрении" скорее следует рассматривать как завуалированную форму взятки трем влиятельнейшим в государстве лицам.
Разберемся сами в юридической подоплеке этой истории. Статья 20 Закона "Об оружии" ("Награждение оружием, продажа, дарение и наследование оружия") гласит:
"Наградным является оружие, полученное военнослужащими и сотрудниками государственных военизированных организаций на основании приказа руководителей указанных организаций, а также оружие, полученное гражданами Российской Федерации на основании указа Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, наградных документов глав иностранных государств и глав правительств иностранных государств".
Как известно, Абрамович, Волошин и Юмашев не являются ни военнослужащими, ни сотрудниками государственных военизированных организаций. Рядовой запаса Абрамович служил в артиллерийском полку, в автовзводе. Руководитель президентской администрации - и вовсе "штатская крыса", получил воинское звание за учебу на военной кафедре Московского института инженеров транспорта, половину сознательной жизни провел на железнодорожной станции "Москва-Сортировочная". Юмашев почему-то старательно скрывает даже от близких друзей свои отношения с вооруженными силами (не "откосил" ли он от армии?).
Эта троица вполне могла бы рассчитывать на именное оружие, будь они гражданами другого государства. Скажем, Казахстана или Киргизии, где, по их законам об оружии, "наградным является оружие, полученное гражданами на основании Указа Президента Республики, постановления Правительства". То есть высшее руководство этих азиатских стран вправе награждать пистолетами любого, на его взгляд, достойного гражданина. В России, повторю, этой привилегией обладает четко очерченный круг людей в погонах. Ни офицеры запаса, ни секретные агенты налоговой полиции (если к таковым можно было отнести Абрамовича, Волошина и Юмашева) в их число не входят.
Есть и другой юридический вопрос, который в отличие вышеназванного, остается без ответа. По нашей информации, Абрамович, Волошин и Юмашев ввезли свое "именное оружие" из-за границы без разрешения и некоторое время незаконно хранили его дома. Солтаганов лишь легализировал преступное приобретение. Так это или нет, должны выяснить компетентные органы.
Кроме того, согласно постановлению правительства РФ от 21 июля 1998 г. №814, "лица, получившие наградное оружие, обязаны в 2-недельный срок представить в органы внутренних дел по месту жительства оружие". Проверить исполнение этого правило также обязаны соответствующие службы.
Вручение военнослужащему оружия в качестве награды уже больше двух столетий считается одним из самых почетных поощрений. Эта награда исключительно русская, не имеющая аналогов ни в одной армии мира. Её удостаивали только офицеров, генералов и адмиралов (раньше при этом вручалось лишь холодное оружие). Традиция награждения холодным оружием сохранялась (с перерывами) и в советский период и была нарушена всего один раз, когда в 1921 году Реввоенсовет республики отметил заслуги С.С. Каменева и С.М Буденного почетным огнестрельным оружием.
Честно говоря, я не питаю иллюзий по поводу того, что эта история с награждением оружием вызовет ажиотаж в Генеральной прокуратуре и станет причиной отставок Солтаганова и Волошина. Остается с горьким разочарованием наблюдать, как неправедные деньги и спесивая власть, попирая законы, рушат вековые традиции государства, опошляют своим прикосновением его символы.
|