Несколько месяцев тому назад бывшему Президенту России был сделан царский подарок. Фонду Ельцина было предоставлено право выкупить большое новехонькое здание в двух шагах от Кремля. И все это за смешную, по меркам московской недвижимости, сумму в четыре миллиона долларов. Как рассказал “МК” информированный источник, осматривать подарок семейная пара Юмашев—Дьяченко приехала в компании двух олигархов. Особняк привел всех в полный восторг. Но тут встал вопрос об оплате подарка. Магнаты помялись и пообещали выделить каждый по миллиону. “А где взять еще два миллиона? Ну их вы, Татьяна Борисовна, уж как-нибудь сами найдите!” — ответили олигархи на недоуменный вопрос президентской дочери. В итоге фонд Ельцина пока так и остался без нормального помещения. Юмашевы решили подождать, пока государство выделит им что-то бесплатно.
В дни ельцинского президентства подобная сцена была бы немыслима. Одного слова Татьяны Борисовны было бы достаточно, чтобы к ее ногам пролился золотой поток. Но все равно считать семью бывшего лидера России отыгранной политической силой было бы грандиозной ошибкой.
Ельцин: "энерджайзер" №1
Три года назад любимой темой сплетен российского политбомонда было отвратительное состояние ельцинского здоровья. Сегодня же все обсуждают фантастическое улучшение физического состояния экс-президента. Судя по всему, пенсионный период стал одним из самых приятных этапов в жизни Ельцина.
Вскоре после прихода Путина в Кремль новая власть легонько обидела бывшего главу России. По словам осведомленного источника “МК”, в 1999 году окружение убедило Ельцина, что его городская квартира в доме на Осенней недостойна президента. (Сделать это было несложно. Борис Николаевич там давно уже не жил.) Вопрос о предоставлении Ельцину роскошной квартиры в уже построенном на берегу Москвы-реки новом доме был уже практически решен. Но, едва заняв свой кабинет, свежеиспеченный управделами президента Владимир Кожин этот проект заблокировал.
Борис Николаевич явно ностальгирует по временам своего президентства. “У него в глазах такая глубокая тоска по настоящему делу!” — заметил “МК” недавно навестивший Ельцина бывший управделами Кремля Павел Бородин.
Но в беседах со своими бывшими соратниками экс-президент обязательно подчеркивает, что лично он “живет очень хорошо”. И действительно, в бытовом отношении жизнь Ельцина почти не изменилась по сравнению с временами его пребывания у власти. Все та же резиденция. Все та же охрана во главе с Анатолием Кузнецовым. Все тот же фантастически преданный Владимир Шевченко в качестве главы протокола и главного помощника. (Интересно, что одиннадцать лет тому назад Ельцин категорически не хотел принимать Шевченко на службу в свой аппарат. Не хочу, мол, этого горбачевца! Уговорить президента смог лишь Александр Коржаков.)
Грех Борису Николаевичу жаловаться и на свое здоровье. По словам ельцинских гостей, он вновь начал играть в теннис и плавать в бассейне. Экс-президент обрел также вкус к экзотическим вояжам. Сейчас, например, при ельцинском дворе обсуждается идея его полета в гости к Фиделю Кастро.
Все в порядке у экс-президента и с головой. Недавно Ельцин заглянул в раздевалку хоккейного клуба “Спартак” и поразил всех своей информированностью о точных размерах зарплат игроков НХЛ.
Иногда Борис Николаевич, правда, попадает впросак. Например, во время того же Кубка Дэвиса экс-президент пытался громко подбадривать аргентинского теннисиста Давида Налбандяна: “Будешь так играть, отправим тебя в Ереван!” Все попытки ельцинской свиты убедить его, что латиноамериканец не понимает русского, оказались безуспешными. “Какая Аргентина? — упорно твердил бывший хозяин Кремля. — Он же наш, армянский!”
Два бывших высокопоставленных сотрудника Кремля, не сговариваясь, обратили внимание “МК” на еще одну особенность состояния Бориса Николаевича. Экс-президент глубоко убежден, что он по-прежнему пользуется огромной популярностью у населения. При каждом своем выходе в свет Ельцин ведет себя как народный трибун: поднимает руки вверх и раскланивается. “То, что публика часто аплодирует ему лишь из вежливости, а то и вовсе свистит, он не замечает”, — отметили бывшие президентские соратники.
Несмотря на все усилия врачей, экс-президент так и не смог полностью отказаться от любви к крепким напиткам. Другое дело, что это случается гораздо реже и в несравненно меньших объемах, чем прежде. По словам очевидцев, в присутствии супруги Борис Николаевич пьет только вино. А для того чтобы Ельцин мог пропустить рюмашку-другую чего-то более крепкого, иногда проводятся целые секретные операции с участием даже президентов соседних государств.
Перед визитом Бориса Николаевича в одну из стран СНГ ответственные за прием высокого гостя чиновники получили от своего президента странное указание: оборудовать на втором этаже ельцинской резиденции выставку. Причем выставлять было велено все что угодно. Главное, чтобы Наине Иосифовне понравилось и она там подольше задержалась!
Загадка была разрешена лишь после приезда Ельцина. Как только Наина Иосифовна в сопровождении супруги лидера республики удалилась на второй этаж, на столе у Ельцина словно по волшебству появились две крошечные рюмки. Бывший лидер России и его радушный хозяин начали пить за “старые времена”. Впрочем, полностью насладиться междусобойчиком Бориса Николаевичу так и не удалось. В руках у охранника зазвонил мобильник. Татьяна Борисовна стала допытываться у отца, чем это именно он занимается! (Конечно, эту историю нельзя назвать типичной. Президент этой страны СНГ всегда демонстрировал трогательную готовность во всем помочь Борису Николаевичу. Например, в кулуарах одного из международных саммитов глава РФ с подкупающей непосредственностью как-то попросил его: “А принеси чего-нибудь выпить!” Президент тут же сбегал и принес!)
Несмотря на свой образ жизни пенсионера, Ельцин по-прежнему остается главным “ретранслятором” политической воли своего клана. Дело в том, что рядовому члену ельцинской семьи получить аудиенцию у Путина довольно проблематично. Даже Юмашев, чей кабинет находится в двух минутах ходьбы от офиса ВВП, встречается с президентом весьма редко. Кроме того, даже если аудиенция получена, нет никакой гарантии того, что Путин согласится удовлетворить просьбы своего визитера.
Для Бориса Николаевича этой проблемы не существует. Он с готовностью снимает трубку прямой связи с преемником и без колебаний излагает тому свои пожелания. Экс-министра путей сообщения Аксененко от вынужденной отставки ельцинское заступничество, правда, не спасло. Но в большинстве случаев ельцинские просьбы выполняются. Как говорят, множество высших чиновников именно экс-президенту обязано сохранению своих кресел. Например, недавно он просил за одного из членов Конституционного суда. Еще раньше Ельцин, как говорят, ходатайствовал за генпрокурора Устинова. Одно время к главному законнику России относились в Кремле с подчеркнутой холодностью. Устинов начал даже подумывать было о возможности своей скорой отставки. После вмешательства Бориса Николаевича все мгновенно переменилось. Генпрокурору дали понять, что в принципе президент им доволен.
Конечно, отношения Ельцина и Путина нельзя назвать идиллическими. Использовать политический ресурс экс-президента в своих интересах стремится не только его семья, но и “посторонние” слуги народа. Поскольку Борис Николаевич требует, чтобы встреч у него было как можно больше, возможности для словесной обработки Ельцина у “халявщиков” есть. В большинстве случаев у Татьяны Борисовны и К° получается позднее убедить отца дать задний ход. Именно это, например, случилось, когда в начале этого года Немцов сумел убедить отставного президента открыто вмешаться в конфликт вокруг ТВ-6. Но иногда, как, например, в ситуации с демонстративной ельцинской поддержкой Лукашенко в его конфликте с Путиным минувшим летом, и у Татьяны случаются промашки.
Иногда шорох устраивает и сам Борис Николаевич. Как и в годы своего президентства, “дедушка” по-прежнему любит высказываться жестко и откровенно. Бывает, что объектом ельцинской критики становится и сам Владимир Владимирович. Как говорят, в паре случаев экс-президент прозрачно намекал: зря я, мол, сделал Путина своим преемником!
Противостоящий Ельцину и К° питерский клан, естественно, пытается обернуть эти ситуации в свою пользу. Президенту мгновенно докладывается о “нелояльном” поведении предшественника. Иногда питерские устраивают и специальные антиельцинские кампании в СМИ. На критику со стороны своего предшественника Путин, разумеется, реагирует без особого восторга. Вспомнить хотя бы язвительный комментарий ВВП по поводу вмешательства Ельцина в конфликт Москвы и Минска. Но в целом все попытки расколоть альянс двух президентов оказались пока безуспешными.
Юмашевы: от Лондона до Жуковки
Накануне президентских выборов 1996 года канцлер Германии Коль предложил Ельцину и его семье политическое убежище на случай поражения. Как рассказал “МК” Александр Коржаков, Борис Николаевич был искренне оскорблен. Он и мысли не допускал, что жизнь в России может быть опасной для его семьи. Но после прихода к власти Путина в Москве все больше стали поговаривать о фактической эмиграции младшей дочери экс-президента.
Последние два года за границей Татьяна Борисовна и К° проводили гораздо больше времени, чем в России. Чаще всего ельцинскую дочь с мужем видели в Англии. Отношение Юмашева к этой стране можно назвать страстной любовью. Даже в свою бытность главой кремлевской администрации Валентин Борисович периодически надолго упархивал в туманный Альбион “учить английский язык”. Кроме этого чету периодически замечали во Франции, в Германии, в Швейцарии, в Австралии... Но вскоре после рождения у Юмашевых в Лондоне в этом апреле дочери Маши семья прочно обосновалась в России. Или, если точнее, в довольно скромной по олигархическим стандартам вилле в районе Жуковки.
Сейчас Валентин Борисович по-прежнему располагает кабинетом в первом корпусе Кремля — в двух шагах от офиса Волошина. Интересно, что Юмашев, как и в старые годы, по-прежнему является в президентскую резиденцию в своей привычной униформе: в джинсах и свитере. В путинском Кремле это смотрится дико. Но экс-главе ельцинской администрации на это явно наплевать.
Один из недавних визитеров кремлевского офиса Юмашева сказал “МК”, что хозяин кабинета явно “мучился от скуки и безделья”. Но скорее всего это впечатление обманчиво. Валентина Борисовича по-прежнему можно назвать “политическим директором” семейного клана экс-президента. По словам экспертов, его главная функция — это связь: между различными флангами ельцинской семьи, между семьей и Кремлем, семьей и региональными лидерами...
Например, сейчас Юмашев озабочен разруливанием ситуации на телеканале ТВС. В свое время Валентин Борисович сыграл скрытую, но важную роль в сколачивании пула олигархов для финансирования бывшего канала Березовского. А сегодня он пытается добиться, чтобы конфликт между акционером Чубайсом и акционером Абрамовичем был разрешен в пользу последнего.
Можно предположить, что Юмашев выполняет и другую важную функцию. И сам Березовский, и его бывшие партнеры из ельцинского клана клянутся в частных разговорах, что они больше не общаются. Часть экспертов склонны верить этим заявлениям. Известно ведь, что сначала Березовский разошелся во взглядах с Абрамовичем. И только потом у него возник мощный конфликт с Путиным и официальной властью. Кроме того, дружба с “президентским врагом №1” для Кремля означала бы демонстрацию вопиющей нелояльности. А Абрамовичу и К° это совершенно ни к чему.
Но часть политнаблюдателей уверена, что в условиях глубокой секретности контакты семьи и ее “блудного сына” все-таки поддерживаются. И отвечает за них именно старый соратник олигарха Юмашев. И дело здесь не только в любви Валентина Борисовича к вояжам в британскую столицу. Как говорят, во время внутриклановых разборок 1999—2000 годов именно Таня и Валя до конца защищали Бориса Абрамовича.
Что же касается Татьяны Борисовны, то кроме забот о своей шестимесячной дочери она еще директорствует в фонде Ельцина. Знакомые дочери экс-президента утверждают, что, несмотря на отсутствие нормального офиса, эта контора существует не только на бумаге. Например, фонд помогал финансировать церемонию вручения премии “Ника” и часто подбрасывает денег неким детским учреждениям.
Согласно источнику, близкому к ельцинской обслуге, Борис Николаевич до самого последнего момента не знал о грядущем браке своей дочери с Юмашевым. И первоначально отношение экс-президента к этому союзу было весьма негативным. Но сейчас все отношения уже явно восстановились. Ельцин демонстрирует трогательную заботу о благосостоянии семейства Юмашевых. Например, во время своего пребывания в Киргизии бывший президент специально звонил дочери и настойчиво рекомендовал ей землю на берегу горного озера Иссык-Куль. Как старый друг бывшего российского лидера президент Акаев был готов сделать большую скидку и продать большой кусок земли для виллы “всего” за 50 тысяч долларов.
Старые игры по новым правилам
Финансовый гений ельцинского клана Роман Абрамович появляется сейчас в Москве довольной редко. Свое время олигарх делит между виллой на мысе Антиб на французской Ривьере и Чукоткой. Но отсутствие Абрамовича в столице не приводит к ослаблению позиций связанной с ним бизнес-империи.
По оценкам международных банкиров, “старосемейный” клан контролирует сегодня до 20 процентов ВВП России. Ельцинская семейная группа по-прежнему играет первую скрипку в нефтебизнесе, металлургии, автомобилестроении и многих других отраслях. Политики, тесно связанные со “старой семьей”, все еще возглавляют самые хлебные российские госведомства типа таможни или Пенсионного фонда.
Конечно, за три путинских года в жизни “семьи” многое изменилось. Поменялись, например, правила игры внутри клана и его взаимоотношения с внешним миром.
Изменение 1. Внутриклановая демократия. В ельцинскую пору “семья” отличалась жесткой централизованной структурой и фантастической сплоченностью.
Члены клана могли влюбляться друг в друга, затем ссориться и расходиться. Но это никак не влияло на их деловые взаимоотношения. Несколько лет тому назад Юмашев увел жену Светлану у журналиста Андрея В. Но это не разрушило дружбы двух мужчин. Наоборот, по протекции Валентина Борисовича брошенный супруг получил видный пост в президентском аппарате. Кроме того, по совместительству он взялся выгуливать собаку своей бывшей жены и ее сожителя... Через некоторое время гражданский брак Валентина Борисовича со Светланой закончился. Но они опять же остались в деловых отношениях. В период расцвета их романа Юмашев подарил Светлане пресс-клуб в одном из арбатских переулков. В течение довольно долгого времени эта контора использовалась ельцинской семьей для пропагандистских атак против питерского клана.
Первый мощный удар по этой системе был нанесен в 1999 году, когда “семья” начала отторгать своего тогдашнего главного идеолога Березовского. Сегодня жесткая централизованная структура исчезла. По оценке экспертов, с каждым годом “семья” становится все более рыхлым и аморфным конгломератом. Сейчас, например, согласно олигархическим сплетням, от Абрамовича начинает постепенно отдрейфовывать один из его ближайших соратников.
Но распад группы крайне маловероятен. Как выразился один из высокопоставленных сотрудников нашего Белого дома: “Ее членов объединяют не столько общие воспоминания о прошлом, сколько общее желание не быть съеденными!”. В случае ухода каждого члена “семейной” группы в самостоятельное плавание вероятность подобного исхода резко повышается. Конкурирующие кланы не дремлют.
Изменение 2. Равноудаленность как она есть. Во время правления первого Президента России для входящих в ельцинскую “семейную” группу чиновников абсолютным приоритетом были бизнес-интересы своего клана.
Раннее лето 1998 года. Над страной нависла зловещая тень дефолта. Кабинет Кириенко судорожно ищет способы наполнить трещащий по швам бюджет. Внезапно выясняется пикантная подробность. За право использования российских небес иностранные авиакомпании платят несколько сотен миллионов долларов в год. Все эти деньги исправно поступают контролируемому тогда Березовским “Аэрофлоту”. Во времена госконтроля над этой компанией подобная схема, возможно, была разумной. “Но почему плата за общенациональное достояние должна доставаться частной лавочке БАБа?” — задались вопросом в Белом доме. Однако постановление правительства о переводе платежей в федеральную казну было заблокировано тогдашним шефом кремлевской администрации Юмашевым. Стоны министров о грозящей России финансовой катастрофе оставили Валентина Борисовича равнодушным.
Волошин и Касьянов не могут сейчас позволить себе подобных фокусов. По нынешним правилам игры внутри власти высший федеральный чиновник — это прежде всего слуга президента. Конечно, он по-прежнему может оказывать услуги своим друзьям. Но только не в ущерб своему положению.
Поэтому обладатели высоких властных кабинетов научились иногда говорить “нет” своим олигархическим друзьям. Например, по данным из Белого дома, Касьянов решил сейчас установить для приватизации “Славнефти” стартовую цену в 1,5 миллиарда долларов. Абрамович и К° настаивали на гораздо более скромной цифре.
По информации околокремлевских источников, сейчас изменилась даже схема финансовых отношений между олигархатом и высшим чиновничеством. Раньше каждый бизнес-клан подкармливал своего ставленника в коридорах власти. Сейчас в некоторых ключевых госведомствах заведен другой порядок. Все олигархи платят дань в одну общую “черную” кассу. Так что к чиновникам деньги поступают уже “обезличенными”. Такая вот “равноудаленность власти”!
Изменение 3. Региональная вольница. Снижение своих возможностей в чертогах федеральной власти ельцинский клан, как, кстати, и другие олигархи, компенсировал в регионах. Здесь никакого “повышения сознательности” у чиновников не наблюдается. Даже наоборот.
Самым крайним примером является, конечно, Чукотка. Абрамович здесь фактически заменил собою федеральную власть. (Плохо это или хорошо — другой вопрос.) Но более типичной является ситуация, скажем, в Омской области. Власть Романа Аркадьевича внешне здесь никак не проявляется. Но все в области знают: власть Абрамовича в этом регионе почти беспредельна.
Очень показательными, в смысле возможностей ельцинского клана, были недавние выборы в Красноярске. Имя кукловода, приказавшего местному избиркому отказаться утвердить итоги губернаторских выборов, так и не было озвучено. Но мало кто из экспертов сомневается, что этим человеком был зять Юмашева Олег Дерипаска.
На начальном этапе сотрудничества между Юмашевым—Дьяченко и Березовским—Абрамовичем политики были гораздо больше нужны бизнесменам, чем наоборот. В середине минувшего десятилетия обитатели Кремля могли остановить свой выбор на какой-нибудь другой парочке бизнесменов. Именно эти люди стали бы суперолигархами.
Но с течением времени ельцинские царедворцы все больше превращались в политическую обслугу своих некогда “ручных” бизнесменов. Сейчас этот процесс вступил в завершающую стадию. В конечном итоге Юмашев и Дьяченко станут просто очень богатыми людьми с хорошими связями в мировом политбомонде. А у Абрамовича и К0 есть все шансы еще на долгие десятилетия сохранить свой статус вершителей судеб российской экономики.
|