Нынешний год начался для российского ВПК крайне удачно: 3 января было подписано соглашение о поставке в Китай двух эсминцев. Контракт оценивается в $1,4 млрд. За то, кто будет "осваивать" эту сумму, развернулась борьба между двумя командами. Обе -- "пропитерские".
Пожалуй, никогда ранее российские экспортеры оружия и военной техники не испытывали такого подъема, как в последнее время. Вопреки устоявшейся традиции подводить итоги в феврале-марте, Владимир Путин еще накануне Нового года обнародовал официальную цифру объемов оружейного экспорта за минувший год: $4,4 млрд. "живой" валюты -- больше, чем в любой год за последние 8 лет.
И вот еще один значительный успех. 3 января "Рособоронэкспорт" подписал очередной крупный контракт. В этот раз на поставку в Китай двух эсминцев проекта 956ЭМ (экспортный модернизированный).
Эсминцы проекта 956 имеют водоизмещение 7940 т. Длина корабля -- 156,5 м., ширина -- 17,2 м, осадка -- 6 м. Скорость хода -- 32 узла. Экипаж -- 296 человек.
Возможности эсминца таковы, что ему достаточно 30 секунд, чтобы стрельбой одной из двух башенных двухорудийных артиллерийских установок калибра 130 мм с расстояния в 5--6 км разрезать пополам корабль типа крейсер (темп стрельбы -- 90 выстрелов в минуту). Сверхзвуковыми ракетами "Москит" эсминец способен уничтожить еще несколько кораблей противника.
Всего с 1981 по 2000 год на "Северной верфи" было построено девятнадцать кораблей проекта 956. Семнадцать из них несут вахту в составе российского Военно-Морского флота, два -- в ВМС Китая.
По неофициальным данным, стоимость заказа, который должен быть выполнен за четыре года, составляет около $1,4 млрд. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не успели, как говорится, высохнуть чернила на подписях под контрактом, как за его выполнение развернулась настоящая борьба.
Еще 4 апреля -- на этапе предконтрактной работы -- Российское агентство по судостроению приняло решение, что строиться новые эсминцы для Китая будут на "Северной верфи" (Санкт-Петербург), где в рамках первого российско-китайского контракта уже были построены два таких эсминца.
Но такой расклад, вполне понятно, не устраивал конкурентов: Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград) и санкт-петербургский Балтийский завод.
В качестве "тяжелой артиллерии" был задействован руководитель президентской фракции "Единство" Госдумы Владимир Пехтин, за которым, как утверждают, стоит курирующий в правительстве ВПК вице-премьер Илья Клебанов. За несколько дней до подписания контракта, 25 декабря, за подписью Пехтина были разосланы депутатские запросы министру обороны, председателю Счетной палаты и многим другим высокопоставленным чиновникам с требованием разобраться, почему до сих пор не компенсированы госбюджету средства, израсходованные на строительство корпусов первых двух эсминцев, которые, как уже упоминалось, в 1997 году были переданы "Северной верфи" для их доводки и поставки в Китай. По утверждению Владимира Пехтина, госбюджет не получил за них $300 млн.
Руководство предприятия отвергает эти обвинения и утверждает, что никаких проблем во взаимоотношениях "Северной верфи" и Минобороны сегодня не существует. По словам представителей "Северной верфи", согласованная с Минобороной -- и это подтверждают в аппарате начальника вооружений Минобороны -- сумма компенсации составляет не $300 млн., а 180 млн. рублей (примерно $6 млн.). И ее перечислят в бюджет после того, как контракт будет считаться полностью реализованным. То есть в конце I квартала этого года.
Письмо возымело действие. Ранее, как уже говорилось, предполагалось, что строить эсминцы должна "Северная верфь". Теперь решено провести тендер на выполнение контракта -- об этом заявил курирующий в правительстве ВПК вице-премьер Илья Клебанов. По неофициальным сведениям, в тендере кроме "Северной верфи" примут участие санкт-петербургский Балтийский завод и Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (Калининград).
Реальная борьба, скорее всего, развернется между первыми двумя фирмами. И хотя на Балтийском заводе эсминцы 956-го проекта ранее не строились, многие эксперты не исключают, что предпочтение может быть отдано ему. Дело здесь не в производственных мощностях предприятия (они выполнить контракт в срок вполне позволяют), а в возможности оказывать влияние на принятие решения. На сегодняшний день у генерального директора Балтийского завода Олега Шуляковского и гендиректора группы компаний "Ист-Полиметалл" Александра Несиса, владеющего контрольным пакетом акций ОАО "Балтийский завод", таких рычагов достаточно. По сведениям "Профиля", интересы именно этого предприятия отстаивают Пехтин и Клебанов.
Впрочем, исход борьбы еще не предрешен. Похоже, что "кандидатуру" "Северной верфи", руководимой Борисом Кузыком, давно и демонстративно подчеркивающим свою близость к президенту, поддерживает Михаил Касьянов. Последний в декабре присутствовал на закладке на "Северной верфи" многоцелевого корвета "Стерегущий" (проект 20 380) и назвал это событие знаковым, символизирующим начало модернизации Вооруженных сил России.
Кто в результате победит -- станет ясно к концу февраля, когда должны быть подведены итоги тендера.
|