Едва договорившись об альянсе с влиятельным Межпромбанком, глава холдинга "Новые программы и концепции" (НПК) Борис Кузык принялся возвращать себе потерянные было активы. Власть в "Северо-Западном пароходстве" (СЗП) снова перешла к НПК, решения о допэмиссиях "дочек" пароходства срочно отменяются, а милиция не пускает оппонентов холдинга в офис пароходства.
Холдинг "Новые программы и концепции" контролирует через "Национальную авиационную компанию" (НАК) 54,86% акций пароходства. Еще 25,5% акций СЗП принадлежат Минимуществу. Остальные акции рассеяны среди более чем 6000 юридических и физических лиц. НПК потерял контроль над компанией в августе 2002 г. , когда в ходе внеочередного собрания акционеров большинство в совете директоров заняли представители миноритарного акционера - компании "СОТИ", контролирующего около 6% акций СЗП.
В состав СЗП входит 14 дочерних компаний, занимающихся грузовыми и пассажирским перевозками. Дочерняя компания пароходства "Северо-Западный флот" владеет 120 сухогрузами. Убыток пароходства в первом полугодии 2002 г. составил около $2 млн. Выручка компании за этот период - около $50 млн.
По словам председателя совета директоров "СОТИ" Андрея Гуськова, назначенного генеральным директором СЗП в августе, вчера утром в здание пароходства прошли представители НПК во главе с Андреем Антоновым. Они предъявили охране решение совета директоров СЗП от 18 октября, по которому новым гендиректором стал Антонов. После этого охрана сменилась, а на дверях офиса появилось объявление о том, что 21 октября считается выходным. Никого из представителей "СОТИ", занимавших руководящие должности в компании, новая охрана в здание не пустила.
И для миноритариев, и для представителей государства произошедшее в пароходстве стало неожиданностью. Представитель Минимущества, просивший не указывать его имени в печати, сказал, что член совета директоров СЗП от государства Василий Шупиро в пятничном заседании не участвовал, а вчера его коллеги весь день посылали в пароходство факсы с просьбой разъяснить обстановку. "Мы до сих пор не понимаем, что и как произошло", - говорит собеседник.
Вскоре после августовского собрания акционеров, на котором НПК потерял контроль за советом директоров, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти запретил НАК (структура НПК) голосовать пакетом СЗП в размере, превышающем 19,98% акций.
Однако Гуськов говорит, что теперь, по его информации, появилось решение Докузпаринского районного суда Республики Дагестан, снявшего с пакета НАК обеспечительный арест. Получить подтверждение этого в суде "Ведомостям" не удалось, а новый заместитель гендиректора пароходства Филипп Ильин-Адаев комментировать эту информацию отказался.
Взяв под контроль СЗП, соратники Кузыка первым делом прекратили процесс размывания доли пароходства в его 100% -ных "дочках" - это "Северо-Западный флот", "Пассажирский порт", Невский судоремонтный завод, "Речной песок", а также Санкт-Петербургский, Ленинградский и Череповецкий речные порты. Во всех этих компаниях за время правления миноритариев собрания акционеров решили, что у пароходства должно остаться не более 50% акций, блокирующий пакет должен быть у государства, а остальные акции планировалось предложить новым акционерам. Таким образом СЗП, по словам Гуськова, намеревалось привлечь $40 млн.
"Вся работа Гуськова была направлена на организацию допэмиссий акций дочерних компаний СЗП, что не устраивает НПК", - говорит Ильин-Адаев. По его словам, одновременно с советом директоров, отстранившим Гуськова от должности, прошли собрания акционеров дочерних компаний СЗП, отменившие решения о допэмиссиях.
Эти действия вполне могут найти поддержку в Министерстве транспорта. "С конца августа ситуация в СЗП развивалась в неправовом поле. Во вторник пройдет совет директоров с участием замминистров транспорта Николая Смирнова и имущественных отношений Николая Гусева, которые должны разрулить конфликтную ситуацию. Важно защитить интересы государства как акционера, не допустить вывод активов общества, в том числе через допэмиссию акций", - говорит источник, близкий к Минтрансу. Похожую повестку сегодняшнего совета директоров описывают и в Минимуществе.
Один из клиентов СЗП говорит, что смена гендиректора пароходства ничего не меняет в бизнесе, поскольку гендиректор занимается политическими, а не судоходными вопросами. "Оба хороши - что первый раз в августе одни цирк устроили с голосованием, что сейчас какой-то дагестанский суд восстанавливает в правах, а в офис помогают войти автоматчики", - говорит грузовладелец. По его мнению, СЗП пошло бы на пользу, если бы его перепродали за $22 - 25 млн стратегическому инвестору, который знает, как развивать шиппинговый бизнес.
Между тем, по сведениям "Ведомостей", стратегического инвестора Кузык себе уже нашел - на прошлой неделе несколько источников сообщили, что 50% -ный пакет НПК готовится выкупить Межпромбанк, основателю которого Сергею Пугачеву многие наблюдатели приписывают заметное влияние в Кремле.
"[В партнерах у Кузыка] появился Пугачев - вот [Кузык] и активизировался", - рассуждает источник в одной из судоходных компаний. "Возможно, возврат пароходства под эгиду Кузыка - первый результат его партнерства с таким мощным игроком, как Межпромбанк", - вторит ему эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Впрочем, непосредственные участники конфликта эту версию не поддерживают. В Межпромбанке и НПК ее комментировать не стали, а Гуськов, считающий назначение Антонова гендиректором нелегитимным, сказал: "Я не думаю, что такие незаконные способы [захвата активов] могут ассоциироваться с Сергеем Пугачевым".
|