Бывший помощник президента Бориса Ельцина, гендиректор холдинга "Новые программы и концепции" (НПК) Борис Кузык устал в одиночку бороться с проблемами, которые создают ему миноритарии и госчиновники. По информации "Ведомостей", он уже готов продать контрольный пакет своего холдинга Межпромбанку.
Холдинг "Новые программы и концепции" был образован в 1998 г. на базе "Северной верфи" - одного из крупнейших в России судостроительных заводов, Северо-Западного пароходства и ряда активов в оборонке (Ковровский механический завод, ОКБ Сухого и др. ). В период расцвета НПК - в 2000 г. , когда "Северная верфь" сдала два эсминца для ВМФ Китая, - оборот холдинга оценивался в $650 млн, в том числе выручка "Северной верфи" составила $531 млн, а указанная в ее балансе прибыль - $102 млн. Собственниками НПК считается Борис Кузык и ряд его менеджеров.
Менеджер одного из предприятий, входящих в сферу интересов НПК, сообщил "Ведомостям", что оформление продажи Межпромбанку 50% -ной доли НПК примерно за $50 млн началось около двух недель назад. Другой знакомый с ситуацией источник называет меньшую сумму сделки - $30 млн. Информацию о том, что Кузык продает часть своего бизнеса основателю Межпромбанка Сергею Пугачеву, "Ведомостям" подтвердили сразу в нескольких компаниях оборонного и транспортного сектора. А близкий к НПК источник пояснил, что сделка носит прежде всего политический характер: "В лице Межпромбанка Кузык рассчитывает найти мощную силу, способную защитить его от нападок".
В начале этого года у НПК начались проблемы. Сначала контракт на $1,4 млрд на постройку еще двух эсминцев для Китая чуть было не уплыл от "Северную верфи" к Балтийскому заводу. В апреле Счетная палата решила, что два недостроенных эсминца с готовностью 70% и 44% в 1997 г. незаконно попали в собственность верфи. Минфин инициировал подачу прокуратурой иска в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, и в июле суд постановил взыскать с "Северной верфи" полную стоимость этих кораблей - $603 млн. А в августе проблемы у НПК начались и с Северо-Западным пароходством: получившие в нем власть миноритарные акционеры во главе с Андреем Гуськовым хотят расторгнуть контракты с "Северной верфью".
Один из топ-менеджеров крупной судостроительной компании Петербурга говорит, что Кузык пошел на сделку из-за угрозы банкротства: "Понятно, что необходимость выплатить по иску прокуратуры $600 млн равнозначна банкротству "Северной верфи", и в этой ситуации партнерство со столь политически влиятельной структурой, как Межпромбанк, является едва ли не единственным выходом". В Межпромбанке не подтвердили, но и не опровергли факт сделки. Близкий к НПК источник говорит, что условием сделки является сохранение за Борисом Кузыком менеджерских функций и не исключена возможность обратного выкупа доли после разрешения конфликтов.
Издатель журнала "Экспорт вооружений" Руслан Пухов допускает, что Межпромбанк всерьез интересуется оборонкой. "Этот бизнес, требующий высокой политической поддержки, позволяет проводить через счета банка огромные средства и дает высокую прибыль. Однако осваивать его с нуля непросто. Даже Дерипаска осознал, что делать автомобили - это не то что опустить два электрода в ванну с глиноземом", - говорит эксперт. По его мнению, если после войны двух верфей удастся создать холдинг, объединяющий "Северную верфь" и Балтийский завод, то это пойдет на пользу отрасли и стране. В группе "ИСТ", контролирующей Балтийский завод и до недавнего времени владевшей 18,8% "Северной верфи", ситуацию не комментируют. В купившей этот пакет компании "РИНАКО" тоже. Источник в одной из судоходных компаний говорит, что Межпромбанк уже ищет партнеров по Северо-Западному пароходству, которые могли бы эффективно управлять им, а возможно, и выкупить предприятие.
А гендиректор пароходства Андрей Гуськов говорит, что готов работать с Пугачевым, если тот не станет использовать пароходство как центр издержек, а верфь - как центр прибыли и будет иметь четкие цели в транспортном бизнесе.
|