Свою деятельность на посту главы МПС 64-летний пенсионер федерального значения Геннадий Матвеевич Фадеев начал с отступления со всех позиций, которые до последнего отстаивал его харизматический предшественник.
Первым делом Фадеев согласился с Германом Грефом в том, что инвестиционная программа отрасли в этом году должна обойтись не в 158 млрд руб. , а в 93,7 млрд руб. Для Аксененко эта цифра была немыслимой - он и в прошлом году, когда незапланированные потери МПС от унификации составили 8 млрд руб. , умудрился инвестировать 112 млрд руб. Николай Емельянович, когда его критиковали за слишком раздутую инвестпрограмму, ссылался на заключение компаний Arthur Andersen и McKinsey, которые единогласно советовали инвестировать в железную дорогу не меньше 160 млрд руб. в год в течение ближайших 10 лет. А Фадеев помнит времена 1992 - 1996 гг. , когда он сам был министром и отрасль не имела возможностей даже для простого воспроизводства. Ему тогда и в голову не приходило просить у правительства увеличения тарифов на 66% в год, чтобы производить капвложения на треть всех доходов. Предел мечтаний Фадеева - повышение на 35% в год.
Возможно, именно поэтому Фадеев с легкостью отказался от любимых бизнес-проектов Николая Емельяновича, целесообразность которых вызывала массу вопросов не только у Грефа. Вот, например, министр связи Леонид Рейман давно недоумевает, зачем железнодорожникам вкладывать по $1 млрд в год в телекоммуникации, если "эти услуги можно закупать на рынке". Фадеев с ним согласился, и "Транстелекому" в этом году будет не на что достраивать оптоволоконную сеть. А значит, не реализуется мечта Аксененко о самом мощном международном трафике из Юго-Восточной Азии в Европу.
А конкуренты владельца "Евразхолдинга" Искандера Махмудова обвиняли Аксененко в том, что тот за счет тарифов собирался строить железнодорожные ветки от БАМа к Эльгинскому и Чинейскому месторождениям за 31,5 млрд руб. и 8,8 млрд руб. соответственно. А когда вице-премьер Илья Клебанов посчитал, что производить эти инвестиции за счет тарифов не следует, Аксененко заявил, что найдет на эти стройки кредиты. Фадеев же, свободный от обязательств предшественника, решил просто дорогу к этим месторождениям не прокладывать.
Другой любимый проект Аксененко - строительство моста на Сахалин за 126 млрд руб. (4 млрд руб. в 2002 г. ). Его главный аргумент в том, что государству этот мост геополитически необходим, поэтому оно должно инвестировать в него из тарифов. У Фадеева принципиально иная позиция. "У МПС на это денег нет", - заявил он сразу после назначения.
А еще, как говорят близкие к новому министру люди, с 1999 г. , когда Фадеев стал начальником Московской железной дороги, он не уставал возмущаться приказами Аксененко вкладывать огромные деньги в реконструкцию московского стадиона "Локомотив". Поговаривают, что именно он рассказал главе "Русала" Олегу Дерипаске, что только в 2001 г. МЖД была вынуждена вложить в стадион 2 млрд руб. - больше, чем в вагоны. А уж Дерипаска раструбил об этом на весь мир. Что теперь будет с финансированием футбольного клуба "Локомотив", участника Лиги чемпионов UEFA - тоже непонятно.
|