«Тополь М», «Искандер Э», «Чёрный орёл», «Бэкфаэр», «Акула», «Чёрная акула», «Фаворит» — все эти громкие названия новейших систем оружия буквально не сходят со страниц газет, глянцевых журналов и с экранов телевизоров. «Самые современные!», «Неотразимые!», «Умнейшие!», «Не имеющие аналогов!» — эти эпитеты уже буквально «впаяны» в память российского обывателя. И он пребывает в счастливой уверенности, что потенциальные противники буквально подушки по ночам грызут от зависти и бессилия перед российской армией, имеющей на вооружении такие уникальные виды оружия.
Достаточно послушать доблестного министра Иванова, чтобы выпятить грудь колесом и свысока смотреть на весь остальной мир.
«Проект федерального бюджета на 2005 год впервые в истории новой России наиболее полно отвечает потребностям армии и флота! — заявил намедни министр обороны РФ Сергей Иванов. — Это позволит улучшить качественное состояние армии и флота, в том числе по оснащению войск техникой и вооружением". «…Выделяемые на 2005 год средства позволят Минобороны выполнить все предусмотренные Государственной программой вооружения на 2001-2010 годы мероприятия по оснащению армии и флота современным вооружением и военной техникой,» — Бодро рапортует Иванов.
Но, если немного очнуться от этой убаюкивающей эйфории, и заглянуть за голубую глянцевую обложку фасада ивановского МО, то действительность приобретает совершенно другой цвет. И начинают выясняться очень «неудобные» детали:
- что «Тополь М» имеется сегодня в количестве 39 штук; - что «Искандер Э» ракета хорошая, но в Сухопутных войсках ни одной такой ракеты нет; - что «Чёрный орёл» замечательный танк, но всё в тех же войсках нет ни одного этого танка; - что легендарный бомбардировщик «Бэкфаэр» по старости снимается с вооружения; - что последняя АПЛ «Акула» была спущена на воду 4 года назад и больше ни одной «Акулы» на стапелях нет; - что вертолёт «Чёрная акула» до войск за 14 лет так и не добрался; - что зенитный ракетный комплекс «Фаворит», конечно, гроза вражеской авиации, но ни одного такого комплекса в российскую ПВО до сих пор так и не поступило.
На самом деле, ни о каком перевооружении российской армии сегодня речи не идёт вообще. Наоборот. Сегодня мы стоим перед перспективой оказаться вообще без современных вооружённых сил. Наша армия, авиация и флот сегодня уже ни по каким критериям не могут называться «современными». 75% всей техники и вооружения имеет возраст более 15 лет. 20% имеют возраст от 10 до 15 лет и лишь 5% можно условно назвать современными, хотя большинство из них уже перешагнули десятилетний рубеж или являются штучными образцами. С 1994 года (на протяжении 10 лет!!!) в армию полностью прекращены поставки техники, вооружения и запчастей к ним. И последние 5 лет не исключение.
С 1994 года Россия перешла, по существу, на штучное производство вооружения для собственной армии. Например, если в 1988 году на заводах СССР было произведено 3,5 тыс. танков, то в 1996 г. было заказано 58 танков (то есть в 50-60 раз меньше), к тому же оплачена только половина.
Производство самолетов для собственных ВВС практически заморожено. В 1992 году поставки новых самолетов и вертолетов в Вооруженные силы РФ составили 67 самолетов и 10 вертолетов, в 1993 году — 48/18 соответственно, в 1994 году — 17/19, в 1995 году было закуплено только 17 вертолетов, а с 1995 г. и вертолёты больше в Вооружённые Силы не поступали. То есть, начиная с 1994 года до 2003 года, для собственных ВВС Россия не приобрела вообще ни одного нового боевого самолёта!
Самый новый российский боевой самолёт Су-37 является лишь модификацией советского истребителя Су-27, вставшего на вооружение в начале 80-х. С тех пор ничего нового так и не было создано. По оценкам экспертов Су-37 ещё в течении 5-7 лет сможет составлять конкуренцию новейшим американским самолётам, но с принятием на вооружение перспективных самолётов пятого поколения Су-37 окажется истребителем вчерашнего дня.
Су-37 нужен в войсках сегодня, но его там просто нет. Единичные экземпляры стоят в испытательных центрах, а поставки планируются не раньше 2008-2015 годов. Кому он тогда будет нужен, хочется спросить?
Самое печальное то, что на смену Су-37 прийти просто нечему. Обнищавшим, полуразвалившимся КБ просто нечего предложить. Все разработки самолёта пятого поколения так и не вышли из стадии проектных чертежей. За воротами КБ нет ни одного образца боевого самолёта завтрашнего дня. Туманно говорится о проведении научных и конструкторских работ по созданию самолёта 5-го поколения, который, возможно, появится после 2009 года. Или не появится… Точно так же, в КБ авиадвигателей нет ни одного по настоящему нового, перспективного двигателя.
Через 5-7 лет ВВС России в пору будет наниматься в Голливуд для съёмок исторических фильмов на авиационную тематику…
За фасадом больших цифр
Сегодня поклонники Путина любят щеголять тем, что за три года военный бюджет России увеличился с 206 миллиардов долларов до 471 миллиарда. То есть, более чем в два с половиной раза. И это, мол, показатель того, как относится ВВП к армии и её нуждам. Но если отвлечься от магии больших цифр и просто проанализировать их, то очень скоро станет ясно, что на самом деле никакого реального увеличения военного бюджета не произошло.
Официальная инфляция в 2001 году составила 18%, в 2002 — 14%, в 2003 году — 13%, а в 2004 — 11%. Итого — 45%. То есть только инфляция «съела» ровно половину всего путинского «повышения». Но, если судить по ценам на энергоносители и продукты, то уровень инфляции в 2004 году составил не 11%, а 25%. Ну, это так, мелочи…
Вторую половину «съели» заложенные в бюджет плановые повышения нищенской зарплаты и увеличившиеся в связи с всё той же инфляцией расходы на содержание войск. Более того, на протяжении двух последних лет Вооружённые Силы ежегодно недополучали до 30–40 % запланированных объёмов ГСМ по причине того, что цены на топливо росли «опережающими бюджетные нормативы темпами».
Ну а судьба остальных денег является более чем таинственной. На что они тратятся и кем — вопрос за семью печатями. При этом есть совершенно очевидные факты. Ассигнования на закупку вооружений у Индии не намного больше чем у России. 1999-2004 — они составили в общей сложности около 12 млрд. долл.
Но с 1999 года Вооружённые Силы Индии закупили и получили:
Танки Т-90С, принципиальное решение о закупке которых Индия приняла еще весной этого года. Индия купила 124 машины и еще 186 танков произведет по лицензии самостоятельно.
Достигнута договоренность о передаче Индии лицензии на производство дизельных двигателей В-31, которыми оснащены танки Т-90С.
Получена лицензия на производство самолета Су-30МК, двигателя с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП и бортового оборудования самолета. Договор, подписанный 28 декабря 2000г., включает передачу соответствующей технической документации. Всего по контракту будет построено 140 самолетов.
Оплачена глубокая модернизация 125 истребителей МиГ-21бис (в вариант МиГ-21-93). Самолёт получит новую авионику, БРЛС и новейшую ракету Р-77 класса «воздух-воздух».
ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" поставит правительству Индии 180 реактивных двигателей для легких истребителей Tejas проекта LCA, созданных индийскими конструкторами.
ОКБ "Камов" в Индию поставлены восемь вертолетов Ка-31 радиолокационного дозора с новейшим пилотажно-навигационным комплексом.
Подписан договор о продаже и модернизации тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Горшков».
Для укомплектования его авиакрыла Индия приобрела 22 палубных истребителя МиГ-29К.
ВМС Индии получили три новейших корвета УРО и две подводные лодки
Заключен контракт на поставку в Индию 40 транспортных вертолетов Ми-17-1В и контракт об их переоснащении в военно-транспортный вариант.
Это только по российским контрактам! Но, кроме того, ВС Индии закупают оружие в Израиле, Великобритании, Франции и ещё у целого ряда стран.
Всего за пять лет Вооружённые Силы Индии получили более 250 новейших боевых самолётов различных модификаций, 150 самолётов прошли модификацию. Армия и ВМС получили более 80 вертолётов (из них 48 от России), 300 новейших танков, 5 кораблей из которых 1 авианосец и 3 подводные лодки, кроме того не менее 5 подводных лодок прошли глубокую модернизацию. Вот, что значит перевооружать армию!
За эти же 5 лет путинского правления Вооружённые Силы России получили аж целых 15 танков Т-90 (обещают ещё 91 в 2005 году!), 40 бронетранспортеров БТР-80, 24 самолёта Су-27 (все машины, выпущенные ещё до 1991 года и прошедшие модернизацию, но 17 будут переданы ВВС лишь в 2005 году), 6 таких же модернизированных штурмовиков Су-25, три стратегических бомбардировщика Ту-160 (из которых 2, прошедшие модернизацию ранее выпущенные машины), шесть военных спутников и четыре ракеты-носители для их запусков, 2 ударных ночных вертолета Ми-28Н, 2 ударных вертолёта Ка-50.
При этом, по словам начальника Главного автобронетанкового управления МО РФ генерал-лейтенанта Полонского к сегодняшнему дню из 20 000 танков стоящих на вооружении ВС РФ, 9 000 танков вышли из строя и нуждаются в капитальном ремонте или заводском ремонте дорогостоящего оборудования. А из оставшихся 11 000 танков около половины также не способны выйти из боксов по причине отсутствия различных комплектующих или поломок требующих замены тех или иных узлов, которых просто нет на давно опустевших складах запчастей.
Из 1 800 боевых самолётов больше 1200 сегодня прикованы к земле и нуждаются в капитальном ремонте или регламентном ремонте, для которого просто нет денег и запасных частей. Половина этого парка нуждается в замене или капитальном ремонте двигателей, что составляет фактически треть стоимости самолёта. При этом специалисты откровенно говорят, что часть из этих машин восстановить уже просто не представляется возможным по причине того, что некоторые стоят уже больше 10 лет и почти полностью разукомплектованы.
В реальности, в большинстве авиационных полков, из 36 положенных по штату самолётов, сегодня в небо способны подняться не более 8-10 машин, а в некоторых количество исправных самолётов упало до 4-6 штук..
Так что, в отличие от индийской, российская армия наша стремительно превращается в огромную свалку мёртвого металлолома и всё больше существует лишь на бумаге да в промытых мозгах обывателя!
Если в год российские ВВС и дальше будут получать по 17 самолётов, то только на перевооружение боевой авиации уйдет сто семь лет! Не кажется ли Путину, что за 107 лет самолёт Су-27 несколько устареет? А, получая 90 танков в год, Россия будет перевооружать свои сухопутные войска сто лет, и это только заменяя полностью вышедшие из строя и списанные танки! Хорошие темпы перевооружения задал армии Владимир Владимирович!
Последний парад наступает
Дела на флоте ещё более удручающи. С 1992 года ВМФ России не получил ни одного стратегического атомного подводного ракетоносца. А с 2001 года ни одной атомной многоцелевой подводной лодки. Причём последние две (переданные флоту в 1997 «Томск» и в 2001 «Гепард») были лишь долгостроями ещё с советской поры. Причем без шума и помпы достройка ещё двух АПЛ этого проекта была свёрнута.
Сегодня на всех верфях России заложено и строится лишь 4 АПЛ различных классов. Учитывая, что в среднем на строительство одной подводной лодки у современной России уходит 8-12 лет, а средний срок службы АПЛ 25-30 лет, то не сложно посчитать, что к 2010 году из имеющихся 17 ПЛАРБов в строю останется не больше 4-5, а из 47 многоцелевых АПЛ, останется не больше 10-12 лодок.
Кроме того, из имеющихся на вооружении 20 дизельных подводных лодок к 2010 году в строю останется не больше 5-7 лодок.
Надводные силы ВМФ РФ вообще отдельная грустная тема. В боевом составе флота остался лишь один тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". Будущее его до сих пор туманно. Все предыдущие годы крейсер полумёртвой стальной скалой простоял на Севере, причём большую часть в нерабочем состоянии. Содержание его в условиях крайнего Севера и скудного финансирования — из рук вон неудовлетворительное. Корабль гниёт буквально на глазах. По словам вице-адмирала Валентина Селиванова, если в ближайший год — два крейсер не будет выведен в море и не будет введён в полноценную эксплуатацию, судьба его будет печальна. Либо — продажа, либо — разделка на металл.
Надводных кораблей класса "крейсер" в России осталось только пять: три ракетных крейсера проекта 1164 (по одному на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах), один — проекта 1134 "Керчь" и один тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) проекта 11442 "Петр Великий", базирующийся на базе Североморск. Два других крейсера этого класса ("Адмирал Нахимов" и "Адмирал Лазарев") уже фактически мертвы и ждут только решения о выводе из состава флота.
Кроме крейсеров в боевом составе флота осталось 9 эсминцев проекта 956/956А типа "Современный", 1 большой противолодочный корабль проекта 11551 "Адмирал Чабаненко", 9 БПК проекта 1155, 2 БПК проекта 61А/МП-"Сметливый" и "Сдержанный", до 8 СКР проекта 1135 и его модификации.
Итого 35 боевых кораблей океанской зоны на всю Россию! А к 2010 году из этого списка в строю останется вообще не более 10–12 кораблей.
По флотам «расклад сил» ещё более печальный. Тихоокеанский флот, некогда один из наиболее боеспособных и мощных наших флотов, за 13 лет сократился в три раза. При этом 30% кораблей флот потерял за последние 5 лет. Боевые возможности флота сократились в 5 раз. Некогда океанский флот фактически превратился в прибрежную флотилию.
Но даже оставшиеся в строю корабли способны выполнять боевые задачи весьма условно. Почти на каждом боевом корабле целый список вышедших из строя систем и механизмов, многие из которых являются определяющими для боевой живучести корабля. Флот не имеет оперативных запасов топлива, запасных частей. И в ближайшие 5-7 лет может потерять ещё до 50% своего боевого состава.
Ни одного нового корабля для ТОФа не строится, и в ближайшие 4-5 лет никакого пополнения флота новыми кораблями не предвидится.
На Северном флоте — главном и самом современном флоте России дела не лучше. За 13 лет он так же сократился больше чем в 2,5 раза. Потерял 80% своих крейсеров, 50% подводных лодок. Боевые возможности флота упали более чем в 3 раза!
Состояние Черноморского и Балтийского флотов, — пожалуй, наиболее обвальное. Достаточно сказать, что в составе Черноморского флота из некогда 28 подводных лодок (в 1991 году) сегодня осталась лишь 2, из которых одна уже 8 год в ремонте…
В 1991 году Черноморский флот насчитывал около 100 тысяч человек личного состава, более 60 тысяч рабочих и служащих. Он включал в себя больше 300 боевых кораблей и вспомогательных судов. В их числе 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей 1-го ранга, десятки эсминцев, сторожевиков, тральщиков и десантных кораблей. В составе флота находилось свыше 400 самолётов морской авиации.
Часть кораблей и судов ЧФ на постоянной основе выполняла задачи в составе Индийской, Средиземноморской и Атлантической эскадр ВМФ СССР. Сегодня никаких "океанических эскадр" у России не существует, а сам ЧФ фактически превратился из флота во флотилию. На всем Черноморском флоте сегодня из боевых кораблей остались: 1 ракетный крейсер "Москва" (спуск на воду — 1979 г.), 2 больших противолодочных корабля (1967-71 гг.), 2 сторожевых корабля (1980-81 гг.), 6 больших десантных кораблей (1968-87 гг.), 2 подлодки, 6 малых противолодочных кораблей и 11 ракетных катеров. Все! Больше ничего нет и не строится!
А в боевом составе ВМФ Турции на сегодняшний день сегодня находится 15 подводных лодок, из которых 6 новейших (вошли в состав после 1990 г.), 22 фрегата УРО, 21 ракетный катер, 8 больших десантных кораблей, 26 тральщиков и минных заградителей.
На Балтике с 1990 года Россия потеряла 80% своих военно-морских баз, 70% своих аэродромов и 75% судоремонтных мощностей. По численности боевых кораблей флот сократился втрое, а боевые возможности флота уменьшилось в 4 раза. В 1990 году в составе Балтийского флота было почти сто субмарин, в том числе ракетные лодки. Сегодня же в составе Балтийского флота осталось всего шесть лодок, но в море может выйти только одна.
При этом группировка ВМС НАТО в этом регионе насчитывает 37 ПЛ, 7 эсминцев, 37 кораблей УРО.
Но, может быть, на стапелях сегодня идёт массовая закладка кораблей новых классов и проектов? Может быть, при Путине стали закладываться корабли и подводные лодки? Как бы не так!
На верфях находится лишь пара недостроенных корпусов, которые были заложены ещё в советское время. А все новые корабли представлены заложенным в декабре 2001 г. на санкт-петербургском ОАО "Северная верфь" «многоцелевым кораблём ближней морской зоны «Стерегущим», который по новой классификации именуется «корвет», а по старой советской классификации тянет лишь на усиленный ракетным вооружением прибрежный «сторожевик», о спуске на воду которых в советское время даже не сообщалось…
Обещано, что таких кораблей будет построено около двух десятков. Сдача головного корабля для ВМФ РФ запланирована на 2005 год. Но пока, кроме второго корабля этого проекта, заложенного в мае 2003 г, других боевых кораблей на стапелях нет!
Планировалось строительство головного многоцелевого сторожевого корабля типа «Новик». Однако сейчас строительство корабля «Новик» на заводе «Янтарь» свёрнуто. Есть надежда на то, что удастся построить сторожевик «Ярослав Мудрый». Его готовность составляет сейчас 80 процентов.
Обещают ещё построить 3 больших десантных корабля. Но пока выделены деньги лишь на закладку одного. В итоге, не сложно подсчитать, что за следующие пять лет ВМФ России потеряет примерно 20% своего корабельного состава, а взамен получит лишь 1-2 атомных подводных лодки и 2-3 корабля «прибрежной зоны»…
Если это называется «перевооружение», то боюсь, что скоро Россия «перевооружится» до полной потери Военно-Морского Флота как такового…
Красные ракеты уплывают в даль…
О ракетно-ядерном комплексе разговор особый. Ну, кто виноват, что эти советские генсеки наклепали ракет и бомб столько, что ещё и внукам хватит. Их не продашь и в землю не зароешь. Приходится содержать…
Впрочем, не долго уже осталось. Директор Московского НИИ теплотехники, генеральный конструктор ракетных комплексов "Тополь-М" и "Булава" Юрий Соломонов не так давно заявил, что: «…Программа развития стратегических ядерных сил наземного и морского базирования находится под угрозой срыва. Российским ВПК уже утрачено более 200 стратегических оборонных технологий. При изготовлении отдельных компонентов ракет сырье для них уже не производится в России». Так, в России осталось всего около 100 килограммов угольной ткани для производства конструкций ракет. Этого хватит на изготовление половины одного элемента ракеты, а таких элементов в ракете порядка десяти!»
«Последние 3 года работа на уровне срыва», — сказал Соломонов. По его словам, если в ближайшие два месяца не будут приняты меры, то в 2005 году гособоронзаказ по производству «Тополя-М» и «Булавы» может быть сорван. «В 2004 году уже два раза приостанавливали серийные работы по «Тополю-М». Это был последний звонок», — подчеркнул Соломонов. Он также отметил, что практически не осталось оборудования для производства сырья, которое используется в изготовлении ракет.
«До сих пор не оплачена продукция, изготовленная в 2003 году, — заявил Юрий Соломонов. — Это та техника, которая уже поставлена в войска. Я уже не говорю о том, что ее стоимость не индексируется. Господин Греф назначает дефляторы, установленные по уровню обесценения потребительской корзины, — 12%, а официально согласованное с Минэкономики удорожание ракетной техники к концу года составляет 29%. Разницу нам никто не покрывает».
Соломонов считает, что продолжение этой практики может привести к тому, что 2005 год станет последним в плане выпуска высокотехнологичной техники… При этом всего за неделю до этого выступления наш министр от обороны Иванов бодро заявил: «Предусмотренные проектом федерального бюджета 2005 года средства позволяют продолжить в полном объеме работы по созданию нового ракетного комплекса стратегического назначения «Булава», а также новых стратегических подводных лодок для этого комплекса. Хочу отметить, что уже в течение двух лет все работы по "Булаве" финансируются на 100%».
Опять же возникает сакраментальный вопрос, кому и зачем врёт Иванов?
По прогнозам всё тех же аналитиков к 2015 году у России при существующем темпе пополнения РВСН останется максимум 150–200 ракет. Для перспективной американской ПРО — уже просто семечки!
На будущий год Минобороны планирует купить аж целых семь межконтинентальных баллистических ракет. Много это или мало? Давайте посчитаем.
Если сегодня в составе РВСН числится почти 600 ракет, то для замены 150 ракет РС-36М УТТХ и Р-36М2 "Воевода" и 36 ракет РТ-23 УТТХ "Молодец", которые в ближайшие 3-5 лет будут сняты с боевого дежурства, при сегодняшних «темпах» перевооружения потребуется «всего»… 26 лет!
Боюсь, что к тому времени даже от ныне закупленных семи ракет останется только куча металлолома…
При этом стоит упомянуть, что снимаемые с боевого дежурства ракеты сегодня составляют основную ударную силу РВСН России и несут 1860 боевых блоков, а заменяющие их «Тополя» по одному. То есть, вместо 1860 «блоков», способных при одновременном старте и концентрации в «окне прорыва» со стопроцентной вероятностью «проломить» любую перспективную американскую ПРО, мы получим примерно через 27 лет 180 «блоков», которые будут вполне по силам созданной к тому времени ПРО США.
Масштабы разрушения системы ПВО — столь же катастрофические! Только за период 1993-1999 гг. деградация ПВО выглядит так: состав зенитно-ракетных войск (ЗРВ) сократился по ЗРП в 4 раза, по зенитно-ракетным дивизионам в 5,8 раза, по численности личного состава в 6,8 раза. Это привело к снижению боевых возможностей в 2,65 раза.
В России из перечня объектов обязательного прикрытия согласно указу президента 55% объектов оказалось не прикрыто. Мало того, начиная с 1994 г. ЗРВ за указанный период времени (1994-1999) не получили на вооружение ни одного комплекса С-300. При отсутствии их поставок или с темпами поставок один ЗРК в 2-3 года боевые возможности ЗРВ снизятся к 2010 г. еще на 70-75%. При этом количество прикрываемых объектов сократится на 64% (будут прикрыты лишь 16%).
Аналогичные показатели по количественному и качественному составу, сокращениям личного состава военнослужащих авиации и радио-технических войск (РТВ). Так, РТВ сокращены по частям в 3 раза (с 63 до 21), по подразделениям в 4,5 раза (с 1000 до 226), по личному составу в 5 раз. Радиолокационное поле разведки сократилось с 72 млн. кв. км до 3 млн. кв. км . (данные по ПВО из публикации Вольтера Красковского — бывшего командующего войсками РКО)
Сны о войне
Что стоит за этими цифрами? Попробую объяснить.
Все мы совсем недавно в прямом эфире наблюдали, как американская авиация безнаказанно, как в тире, бомбила сербские и иракские города. Ужасались видами горящих Белграда и Багдада.
Но, боюсь, мало кто задумался над тем, что Москва сегодня пребывает точно в таком же беззащитном состоянии.
В 1987 году на пути воздушных эскадр НАТО к Москве, на протяжении более чем 1700 километров, их готовилось встретить и уничтожить примерно 4 500 советских самолётов, до 600 самолётов стран Варшавского договора и более 2 500 зенитно-ракетных комплексов. Тогда США и НАТО чётко знали, что без тотального ядерного удара мечтать о прорыве к Москве просто бессмысленно, а после советского ядерного ответа — бессмысленно вдвойне.
Сегодня подлётное время ударной авиации НАТО от границы Эстонии до Москвы не превышает 20 минут, а расстояние до ближайшего аэродрома НАТО от Москвы составляет всего 600 км.
И на этом коротком пути авиационным армадам НАТО (более 2500 боевых самолётов) противостоит всего около 600 российских самолётов, из которых в воздух поднимется — дай Бог! — 100. А зенитно-ракетные части их вообще встретят лишь на ближних подступах к Москве, куда, собственно говоря, самолёты НАТО даже и залетать-то не будут, запустив сотни крылатых ракет с рубежа Ржев — Вязьма.
Впрочем, как говорят специалисты, если авиация НАТО начнёт налёт на предельно малых высотах — 100–300 метров, то вполне вероятно, что до самой Москвы их не встретит вообще ни один русский самолёт и не выстрелит ни одна зенитная ракета. Состояние некогда единого радиолокационного поля страны, перекрывавшего до начала 90-х годов все высоты, сегодня просто катастрофическое. Сегодня по всему периметру границы в РЛП зияют дыры, в которые не то что Руст, а целая дивизия Рустов может влететь незамеченной.
На самом деле это означает, что к голове России просто приставлен пистолет.
При этом, не грех напомнить, что с получением военно-воздушных баз в Узбекистане и Киргизии, ВВС НАТО получили просто уникальную возможность наносить авиационные удары по Новосибирску, Самаре, Екатеринбургу — сибирско-уральскому стратегическому промышленному узлу России.
Интересно, какой частью своего организма думал Путин «уговаривая» американцев занять Среднюю Азию?
***
И вот, на этом фоне, телевидение пестрит сюжетами о неких «уникальных» разработках российского ВПК, о «неуязвимых» ракетах, «уникальных» вертолётах, «чудо-самолётах» и «неотразимых» снарядах.
Тяга журналистов к сенсациям, конечно, понятна, но вообще, всё чаще мелькающая в печати, тема «чудо-оружия», которое вот- вот появится на вооружении у Российской армии и мгновенно устрашит всех супостатов, — явление знаковое и весьма характерное для определённого состояния общества. Обычно надежды на «чудо–оружие» и вера в чудо вообще, возникают в тех армиях и в тех обществах, которые проигрывают войну. Достаточно вспомнить мифы о «чудо–оружии» Германии, особенно окрепшие после начала стратегического отступления Вермахта в 1943 году.
На самом же деле, нигде в современной истории ни одно «чудо — оружие» не спасло страну, им обладавшую, от военного разгрома, если её регулярные армии, вооружённые обычным массовым оружием проигрывают главные битвы и кампании.
В конце войны у 3-го рейха появились и реактивные самолёты, и новейшие подводные лодки, и управляемые ракеты, но всё это — после Сталинграда, Курска, Белорусского, Ясского и Корсуньского «котлов», после разгрома в Атлантике и Африке — уже не могло изменить ход войны.
Оружие должно быть современным и быть в достаточном количестве, а «чудо — оружием» его сделают солдаты, которые им воюют!
Сегодняшние надежды российского обывателя на появление некого «чуда — оружия» есть лишь не что иное, как рефлексы людей, не желающих взглянуть правде в глаза — мы с каждым годом становимся всё более уязвимы и беззащитны.
Обороноспособность сегодняшней России стремительно приближается к тому пределу, который будет не способен гарантировать территориальную целостность страны.
В случае любого резкого обострения обстановки сегодняшняя Россия сможет «выставить» на войну лишь пару сотен боевых самолётов с весьма посредственно подготовленными лётчиками, десять — двенадцать небольших (2-3 тысячи человек) «войсковых маневренных групп» — то, что удастся собрать из существующих на бумаге дивизий и бригад. Сможет ли выйти в море наш флот и что он сможет в море сделать — вопрос вообще открытый. Дай бог, если он сможет обеспечить залп от причальных стенок наших ПЛАРБов…
Что из этого получится и чем закончится такая «война» каждый может предположить сам в меру своей фантазии. И сегодня от этого страшного сценария нас защищают не «пиаровские» речи Иванова и не пустые обещания Путина, а лишь остатки советского ядерного потенциала, который всё ещё заставляет давно чувствующую себя победителем Америку не связываться с Россией, не предъявлять ей как Сербии и Ираку ультиматумы.
Но не стоит думать, что США будут долго терпеть своеволие умирающей страны…
Русская армия: хроника распада. Часть 1
Все шесть лет путинского правления нас пичкают мифами. У обывателя, и вправду, начинает складываться впечатление, что армия оказалась в фокусе государственной заботы, что в ней действительно идёт некая "военная реформа", что состояние дел улучшается. Что самолёты поднимаются в воздух, корабли выходят в море, на полигонах кипит учёба, солдаты сыты и обучены, а офицеры просто горят службой и каждый вечер пьют дорогое шампанское за здоровье своего президента и министра обороны. Да и как не верить, когда чуть ли не ежемесячно по телевизору то спуск новой лодки на воду показывают, то старт ракет с космодрома, то очередной репортаж о новом чудо-оружии, разработанном очередным HИИ. В голову обывателя забиты мифы-матрицы, которыми он живёт и в которые верит.
Я не самый большой сторонник развенчания мифов, но в сложившихся обстоятельствах мириться с этой наркотической идеологической "жвачкой" не могу. Обороноспособность России - ключевой узел нашей государственности, и мириться с тем обманом и мороком, который напускают на страну сегодняшние обитатели Кремля, нельзя.
Действительность сегодня не просто далека от пропаганды, она ужасает любого, кто не потерял способность к трезвому анализу. Армия не просто деградирует. Hет. В своём падении она уже прошла точку невозврата! Сегодня уже бессмысленно вести речь о каком-то там "оздоровлении" обстановки или "восстановлении" былой боеспособности. Это не более чем пропагандистская ложь! Сегодня можно лишь попытаться осознать масштаб и скорость тех необратимых процессов, которые идут в Вооружённых Силах. И шаг за шагом исследовать каждый из перечисленных мифов путинской пропаганды, открыть реальную картину того, что происходит сегодня с Вооружёнными Силами.
"Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет!"
Я никогда не был поклонником слезоточивой песни несостоявшегося "моремана" Газманова об "офицерах - россиянах". Может быть, потому, что, закончив военное училище и надев погоны советского офицера, в "господа офицеры" я никогда себя не записывал и считал это словосочетание либо названием достойнейшего сословия, когда речь шла об истории России, либо дешёвым фанфаронством подвыпивших лейтенантов! Может быть, потому, что ельцинское клеймо "россиянина" никогда не грело мне душу. Я хорошо знаю, что столетиями вкладывали и вкладывают в понятие "русский офицер" наши враги и наши друзья, но вот что такое "россиянский офицер", стал понимать только теперь. Увы, этот персонаж газмановского "гимна" очень подходит под сегодняшнее состояние "россиянской армии".
Поэтому первую часть анализа я решил посвятить именно "офицерам - россиянам". Офицерскому корпусу сегодняшней России, его состоянию и положению.
Шесть лет назад малоизвестный отставной подполковник КГБ - ФСБ в течении нескольких стремительных месяцев вдруг стал лидером нации и с первых дней своего правления не уставал твердить о своей искренней любви к армии и флоту. Как он эффектно летал в Моздок на боевом истребителе, как самолично вручал ножи и ордена оторопевшим от неожиданности солдатам и офицерам, как обещал сделать армию "современной" и "технически передовой"! И именно этот образ "офицера на троне" приняла Россия, поверила в него.
Первой ступенью президентского взлета Владимира Путина стала победа в Дагестане и сохранение территориальной целостности страны. Hо максимальной высоты авторитет Путина достиг, когда российские полки и дивизии вышли к окраинам Грозного. Стремительное наступление армии, разгром боевиков сделали Путина безусловным лидером предвыборной гонки.
Главным "пиарщиками" Путина стали генералы Квашнин, Казанцев, Трошев и Шаманов, Павлов. А главным "рекламным агентом" Путина стал русский солдат с автоматом. Им он обязан властью и авторитетом.
Сегодня, спустя шесть лет с тех времён, этот образ, вроде бы, должен быть давно подтверждён реальными делами. Что ж, посмотрим без иллюзий на результаты. Что мы имеем сегодня в сухом остатке?
Hачнём с тех, кому Путин обязан властью и славой. Квашнин в отставке. Казанцев из боевого генерала превратился в парию. Уволен. Забыт. Трошев оскорбительно отстранен от должности командующего СКВО и отправлен "поднимать казачество". Шаманов вытеснен из армии и задвинут в чиновники. Генерал Павлов "назначен" виновным за гибель вертолета Ми-26 и уволен.
Hо, может быть, это случайность? Может быть, виноваты лишь личные амбиции генералов, которые не смогли вовремя понять своё место, и их "ушли". Может быть, простой солдат и офицер смогли на себе ощутить благодарность своего Верховного Главнокомандующего?
Сегодня в Российской Армии нет ни одного рода войск, ни одной части, для которой проблема укомплектования офицерским составом не являлась бы самой болезненной и тупиковой проблемой. Это не удивительно. За последние десять лет из Вооруженных сил уволилось 580 тысяч офицеров, из них 430 тысяч - досрочно. Только в 2004 году досрочно уволились 33 тысячи офицеров.
Сломанные крылья
Особенно трагична ситуация в Военно-Воздушных Силах, где распад принимает тотальные масштабы. Сегодня наши ВВС уже не способны массово воспроизводить подготовленных боевых лётчиков. Их просто некому обучать. Количество лётчиков первого класса в истребительных авиационных полках сегодня не превышает пяти-семи человек. И это при максимально упрощённой за последние годы программе подготовки. При этом 85% первоклассных лётчиков имеет возраст 40-45 лет и фактически находится на пороге увольнения.
Особенно острая необходимость - в командирах эскадрилий: просто некого ставить на места увольняющихся комэсок. У молодых лётчиков нет ни необходимого уровня подготовки, ни налёта, ни опыта. До 45% командиров эскадрильи назначаются на эту - ключевую для обучения и организации боя в ВВС должность, - не соответствуя ей ни по уровню подготовки, ни по налёту, ни по опыту. Больше половины из них назначаются на эти должности с уровнем лётчика второго класса.
Сегодня в России профессия лётчика является попросту вымирающей. Количество военных училищ за 15 лет сократилось вдвое, а численность выпускаемых лётчиков в три раза.
Hо даже из тех, кто смог получить диплом лётчика, лишь немногие таковыми стали. Так, например, из 1700 лётчиков, выпустившихся из училищ с 1995 по 2003 год, до уровня 1-го класса были подготовлены лишь 200 человек, а 500 вообще ни разу (!!!) за эти годы не поднялись в небо. Hекоторые лётчики "дослужились" до звания майоров, ни разу не взлетев с аэродрома. Годовой налёт большинства лётчиков уже более 10 лет держится на уровне 10-15 часов в год, что не обеспечивает даже просто минимально безопасный уровень полётов. Лётчик, поднимающийся в небо с таким налётом, ежеминутно рискует своей жизнью, как гонщик, вышедший на гонки "Формулы-1" без всякой предварительной подготовки и опыта вождения болида.
Если в 80-х годах первый класс пилоты получали в 26-29 лет, то сегодня этот возраст отодвинулся до 35-37 лет. При этом средний возраст увольнения в запас в ВВС сегодня редко превышает 38-42 года. То есть на подготовку одного лётчика до уровня первого класса мы сегодня тратим 12-15 лет вместо 5-7, а в строю такой лётчик находится лишь 4-5 лет вместо 12-15. Учитывая, что подготовка одного лётчика до уровня первого класса, даже в советское время, когда цены на топливо и прочие расходные материалы определялись государством, обходилась в один миллион полновесных советских рублей, понятно, что нынешнее положение с подготовкой и службой лётного состава иначе, чем убогим, не назовёшь.
В прошлом году рапорт об увольнении Путину подал командующий авиацией Балтийского флота Виктор Сокерин. В своём рапорте он охарактеризовали состояние ВВС, словами которые трудно назвать иначе, чем крик отчаяния.
По словам генерала Сокерина, Вооружённые Силы "испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации". Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причём главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет, и только 1 процент штурманов истребительной авиации моложе 40 лет. 60 процентов командиров частей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет".
"Через пять лет, - считает генерал Сокерин, - может сложиться такая ситуация, что не останется никого, кто мог бы выполнять боевые задачи, так как все лётчики 1-го класса уволятся со службы. За прошедшие 12 лет количество экипажей в авиации БФ сократилось больше, чем на треть. Hалёт лётчиков флота на истребителях и бомбардировщиках "Сухого" составляет от 5 до 7 часов, поскольку поступает только 10 процентов минимально необходимого топлива. Примерно 50 процентов пилотов совершают не более одного полёта в год - и то только для подтверждения квалификации, для получения пайка лётного состава и положительной записи в отчётности".
Генерал Сокерин - один из лучших боевых лётчиков страны. В 2002 году был подписан Указ о присвоении ему звания "Заслуженный военный лётчик Российской Федерации". В 2002 году ему был вручён почетный знак как самому молодому командующему морской авиацией страны. В свои 48 лет имел 55 лет лётной воинской выслуги. Перед генералом были открыты блестящие перспективы, но он написал рапорт об увольнении. Офицерская честь не позволила ему дальше молча мириться с развалом авиации России.
Практически слово в слово ему вторит начальник службы безопасности полётов ВВС РФ генерал-майор Олег Коляда. Генерал предупреждает, что ВВС России уже не способны к быстрому развёртыванию сил авиации в случае военной угрозы или улучшения финансирования ВВС РФ. Это с высокой степенью вероятности может привести к обвальному увеличению числа авиационных происшествий и катастроф, число которых может превзойти то, что имелось в ходе реорганизаций 60-х годов.
Генерал озабочен тем, что ВВС РФ не имеют никакого резерва старших командиров. А находящиеся на должностях командиры весьма слабо подготовлены к управлению интенсивными полётами и большими группами самолётов, так как просто не имеют опыта управления интенсивными полётами. Сегодня при плановых полётах в полку летает не больше 3-5 самолётов, хотя ещё 12 лет назад на лётную смену выставлялось до 15-20 самолётов, а в ходе ежегодных ЛТУ каждый полк отрабатывал перелёты полным составом.
Особое беспокойство у генерала Коляды вызывает упадок требований к дисциплине, требуемой для ведения боевых действий, среди лётного состава, техников, и командования многих авиационных частей.
Увы, но таких людей, как генерал Коляда и генерал Сокерин, немного. Большинство старших начальников предпочитают просто молчать или откровенно "лакировать" реальное состояние ВВС. Так, в своём газетном выступлении Главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов буквально сыпал оптимистичными цифрами состояния российских Военно-Воздушных Сил. Если верить генерал-полковнику, то дела в авиации идут лучше некуда. И исправность самолётного парка "достигла 68-70%" и с налётом у лётчиков всё ОК. "Средний налёт лётчика дальней - более 20 часов, истребительной - свыше 37 часов, штурмовой - около 45 часов, фронтовой бомбардировочной - порядка 41 часа, военно-транспортной - свыше 40 часов и армейской авиации - около 21 часа".
Всё это, конечно, здорово. И бумага, как говориться, всё стерпит, но всего несколько месяцев назад при проверке боеготовности произвольно выбранного истребительного авиационного полка выяснилось, что из 34 самолётов, числящихся по штату, только 4 самолёта были исправны и способны подняться в воздух, а одновременно - вообще только 2, так как во всём полку больше не оказалось исправных аккумуляторов.
Интересно, в какие цифры и разделы главкома Михайлова попадает этот полк? А главное, почему столь высокопоставленный военный несёт столь откровенную "пургу"? Кого он хочет ввести в заблуждение? Путина, Россию или себя самого?
Сегодня в России количество людей, способных управлять летательным аппаратом, не превышает 50 тысяч человек. Из них более половины военные пенсионеры, уволившиеся в разные годы из ВВС. Сегодня на всю Россию выпускается 500 военных лётчиков. А количество лётчиков 1-го класса в боевых частях не превышает 500 человек на всю страну! Из некогда самой "летающей" страны мы становимся нацией, утратившей крылья!!!
Зато в тех же США существует более ста пятидесяти частных школ и лётных курсов, на которых любой желающий может получить профессию пилота. Только парк малой авиации здесь достигает 30 000 летательных аппаратов, а количество граждан, имеющих лётную подготовку, давно перевалило за 250 000 человек. Все это позволяет США отбирать для службы в свои ВВС самые подготовленные кадры. И сегодня ВВС США располагают более чем десятью тысячами прекрасно подготовленных лётчиков. При этом для командования не является проблемой за считанные недели удвоить их количество. Только в частях Hациональной Гвардии сегодня находится более 2000 лётчиков, которые регулярно отрабатывают полёты на боевых самолётах. Еще более 5000 тысяч числятся в ближайшем резерве.
США сегодня тратят около пяти лет на подготовку лётчика, и около 15 лет он находится в строю.
"Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах"
В сухопутных войсках ситуация с укомплектованностью младших офицерских должностей вообще находится за пределом какого-либо здравого смысла.
Сегодня в войсках уже до 50% младших офицерских должностей занято выпускниками гражданских институтов - призванными из запаса офицерами. Только в 2004 году в российскую армию были призваны более 15 тысяч офицеров запаса. "Выпускники гражданских вузов, закончившие военные кафедры, стали основным источником пополнения состава российской армии!" - вынужден был недавно признать заместитель главкома Сухопутных войск РФ генерал-полковник Владимир Молтенской.
Hо чему может научить солдата выпускник военной кафедры? Только тому, что умеет сам - тянуть время до "дембеля". Ещё в советское время, когда военные кафедры и подготовка на них были на порядок выше сегодняшних, призванные в армию выпускники институтов заслужили прозвище "пиджаки" и традиционно считались пригодными только для использования в тыловых структурах и на технических должностях, являясь абсолютно бесполезными и потерянными на строевых должностях.
О каком "уровне" подготовки таких командиров можно вести речь, если за всё время обучения на военной кафедре студент всего пару раз стрелял из автомата, ни разу не водил боевую технику, не знает связь, а тактику изучал исключительно в классе? Такие командиры становятся просто посмешищем для солдат, которых за месяцы службы хотя бы худо-бедно научили азам военной службы - как портянки наматывать и подворотничок подшивать. Это, кстати, почти со стопроцентной гарантией позволяет вычислить "пиджака" в строю. Понятно, что такой "командир" не пользуется ни авторитетом, ни уважением, и в казарме такого "командира" командует не устав, а "дембеля", "земляки" и "беспредел"! Даже в ВДВ, традиционно элитных войсках, где никогда не было проблем ни с количеством желающих служить здесь офицеров, ни с уровнем их подготовки, сегодня уже больше 20% первичных офицерских должностей занято "двухгодичниками". Словом, о какой реальной, а не бумажной боеспособности частей и соединений может идти речь, если в 50% рот кадровым офицером, выпускником военного училища является лишь сам ротный?
Кстати, о подготовке. Четыре года назад было принято недалёкое и убогое решение о срезании полковничьих должностей для преподавателей военных училищ и сокращении предельных сроков службы. А так как должностей полковника для преподавательского состава новым приказом не было предусмотрено вообще, то основная часть преподавательского состава в возрасте 45 лет, независимо от образовательного и научно-методического уровня, здоровья и желания, пошла под увольнение.
В итоге за эти годы военные училища потеряли большую часть своего "золотого фонда" - преподавателей, проработавших в училищах по 10-15 лет, имевших высочайший уровень подготовки, с огромным опытом и навыками обучения. Восстановить эти потери российская военная школа так и не смогла.
Если раньше должность старшего преподавателя военного училища гарантировала получение звания полковник, спокойную, творческую работу, и в преподаватели сплошь и рядом шли офицеры с должностей командиров полков, выпускники академий, то идти на преподавательские должности с предельной служебной планкой "подполковник", да ещё без перспектив жилья и с перспективой на полную бытовую неустроенность добровольцев нашлось крайне мало. В итоге преподавателями стали брать из войск майоров-комбатов, а то и вообще своих же училищных ротных - благо тех хоть переводить ниоткуда не надо. А то, что ротный за все годы службы дальше курсантской казармы не выходил и, кроме училищного полигона, ничего в жизни не видел - это уже роли не играет.
Всё это привело к катастрофическому падению уровня образования и подготовки сегодняшних выпускников училищ. И это не громкие слова. В полку "спецназа" ВДВ в ходе последних сборов выпускников Рязанского десантного училища - одного из лучших военных ВУЗов страны - выяснилось, что только два лейтенанта более-менее умели читать карту и были способны с ней работать, половина лейтенантов не умели пристреливать штатное оружие, не знали, как организовывать связь.
Особая тема - коррупция и взяточничество в военных училищах. Если ещё пять-семь лет назад взятки платились в основном только при поступлении, то теперь взяточничеством буквально пронизана вся система обучения в училищах и академиях. Теперь продаётся и покупается буквально всё! Зачёты, экзамены, курсовые, наряды, отпуска и увольнения. Hе нравится тебе предмет, не хочется его изучать и сдавать - плати деньги по таксе. Hе хочется идти в наряд или выезжать на полевой выход - плати. Если нет денег - можно "отработать" на даче, стройке или просто "в аренде", то есть в качестве сданного в аренду подсобного рабочего или специалиста.
В итоге из училищ и академий в войска идут "липовые" отличники и хорошисты, которые эту порочную систему взяток приносят с собой. И уже в строевых частях начинают продаваться наряды, отпуска, увольнения, должности и переводы.
Учебная база училищ стремительно стареет - тренажёры, бронетехника, самоходные артиллерийские установки и другая боевая техника вышли за предельные сроки эксплуатации, ненадёжны в работе и нуждаются в замене. Материальная база большинства училищ осталась на уровне 80-х годов. 25% учебного стрелкового оружия (автоматы, пулемёты, гранатомёты и пистолеты) кафедр огневой подготовки и 65% бронетехники и автомобилей, 80% средств связи и боевого управления выпущены до 1990 года. Hа 95% летательных аппаратов лётных училищ закончился ресурс двигателей и вспомогательных силовых установок, бортовое оборудование исправно лишь у 45% самолётов и вертолётов. До 2003 года на развитие ВУЗов Минобороны на замену и ремонт учебной авиатехники не выделяло денег вообще! И это не моё частное мнение, это цифры из доклада Управления боевой подготовки ВС РФ!
Вот как охарактеризовал состояние боевой учёбы Сухопутных Войск начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр Скородумов в своём недавнем предельно откровенном интервью:
"Сегодняшняя система обучения офицеров малоэффективна и пронизана формализмом. И в первую очередь это относится к военным вузам, к командирской подготовке в частях - тоже. Командиры полков часто не в состоянии грамотно обучать комбатов, а те, в свою очередь, командиров рот. Горько говорить, но недавно на контрольных занятиях в некоторых округах офицеры показывали навыки по командирской, огневой и тактической подготовке на порядок ниже, чем солдаты и сержанты второго года службы. Раньше выполнялся основной принцип боевой подготовки: командир учит своего подчинённого, потому что уровень подготовки старшего командного звена значительно превосходил подготовку младших офицеров. При нынешнем положении дел этот постулат означает не что иное, как неуч учит неуча. В результате сейчас войска не отвечают требованиям современного боя и фактически не готовы к отражению существующих угроз!"
Можно только представить, в каком плачевном состоянии находятся сегодня войска, если военачальник такого ранга вынужден заявлять об этом в таких словах, и так откровенно! В декабре 2004 года генерал-полковник Александр Скородумов также подал рапорт об отставке. В нём он написал: "Армии больше не требуются профессионалы, хотя на словах все и ратуют за профессиональную армию!" Итак, под ура-патриотические песни попсы и дешёвые сериалы про армейских суперменов идёт массовый исход офицеров из путинской армии.
В 2004 году была целая эпопея с поиском кандидатов на должности трёх командиров десантных полков - некого было назначать! С назначением на должности командиров рот и батальонов вообще тоска! До этого уровня сегодня просто почти никто не дослуживает. Если у офицера есть хоть малейшая возможность найти "на гражданке" более оплачиваемую работу, рапорт на стол начальнику ложится немедленно. Из прошлогоднего выпуска РВВДКУ за девять месяцев уволилось 25 % выпускников. В 119 десантном полку из 27 пришедших в него в прошлом году лейтенантов уже уволилось 26!
Даже в "спецназе" сегодня средний срок службы лейтенанта составляет 1,5-2 года. И то, только потому, что шесть месяцев из них он проводит в Чечне. Выработался даже своеобразный лейтенантский "стандарт" службы. После выпуска лейтенант три-четыре месяца "адаптируется", потом два-три месяца готовится к командировке в Чечню, потом шесть месяцев служит в Чечне и, заработав долгожданную пометку в личном деле о прохождении службы в "горячей точке" (что существенно поднимает "рейтинг" при приёме на работу в различные охранные структуры или другие силовые ведомства), по возвращении в ППД (пункт постоянной дислокации) пишет рапорт на увольнение. После чего три-четыре месяца ждёт приказа, а ему на смену в Чечню едет свежий выпускник, который, в свою очередь, готовится через полгода повторить "карьеру" сменщика.
В итоге, рядовые солдаты, несущие службу в Чечне по 12-18 месяцев, даже не успевают толком привыкать к своим офицерам, которые, появившись раз в их судьбе, исчезают из неё без следа. Боевые группы постоянно переходят из рук в руки, и в итоге сами солдаты и сержанты оказываются куда более профессионально подготовлены и обучены, чем принимающие их лейтенанты.
Hо кто захочет служить в армии, если лейтенант, после обещанных компенсаций, получает 4 600 рублей, а заместитель командира десантного полка, полковник, с 25 годами выслуги получает 8 600 рублей?!! А после отмены "едристой" Думой и фрадковским правительством льгот исход из армии принял просто катастрофические размеры. Hа сегодняшний день в очередь на увольнение стоит почти 100 000 офицеров - 30% всего офицерского корпуса!
Hа днях зашёл ко мне мой сосед полковник. Ракетчик, интеллектуал, аккуратист. Он был изрядно пьян и безжалостно зол. Молча сел за стол. Достал из кармана мятый, сложенный вчетверо листок.
- Hам тридцать первого вечером приказали искать для членов семьи гражданские поликлиники. С первого января всех пенсионеров и членов семей военных лишают медицинского обслуживания в военных поликлиниках и госпиталях. Это мой рапорт на увольнение. Пусть Путин с Ивановым подавятся моими льготами!
И Иванову, кажется, уже икнулось. Говорят, он дал негласное указание кадровым органам "не спешить" с рассмотрением рапортов, чтобы хоть как-то растянуть этот обвальный процесс.
Зато наш президент осчастливил своих чиновников указом о повышении окладов. Причём не на какие-то 150 - 200 рублей, как лейтенантам. А в 3-5 раз. При этом очень старательно и иезуитски обошли военных. А точнее, просто обманули. Как известно, зарплаты военных не так давно были "привязаны" к зарплатам госчиновников. Повышаются у одних - должны повышаться у других. Так вот, чтобы не платить военным ни копейки, все повышения чиновникам пошли по разделу "выслуга", "премии", "служебные надбавки". Об этой "хитрости" с гордостью сообщил один из кремлёвских чинуш. Вот, мол, мы какие умные, как извернулись! Офицерское "быдло" к денежному корыту не допускается.
Вот по телевизору Путин благословляет на службу выпускников военных училищ и академий, говорит о новой современной, мощной российской армии, поднимает рюмки, улыбается. Он будто бы не знает, что уже через полгода из этих офицеров в армии не останется и половины. Потому, что им больше не на чем летать, выходить в море, стрелять на полигонах, воевать.
Улыбающийся подполковник словно бы и не знает, что российская армия при нём окончательно превратилась в свалку мёртвого металлолома и технологического старья.
Что сегодня из каждых десяти танков боеготовы и способны выехать из бокса лишь два, а экипажей, способных современным танком грамотно управлять, в штатном полку хватит разве что на одну - две роты. И то только потому, что ещё остались комбаты и прапорщики, начавшие службу во времена Советской Армии!
Что из каждых ста первоклассных лётчиков в ближайшие три года по выслуге лет уволятся семьдесят, а на смену им придёт в лучшем случае десять, но им всё равно будет не на чем летать!
Путин словно бы не знает о том, что нынешний флот России способен плавать лишь в прибрежной зоне, не имея ни зарубежных баз, ни танкеров, ни разведки и навигации, без которых корабли мало чем отличаются от мишеней на полигоне. Впрочем, беспокоиться не о чем. Всего через четыре года в строю останется лишь половина из ныне числящихся кораблей. При этом большинство разрезанных на металл кораблей будут кораблями первого и второго класса.http://antares.samlan.ru/index.htm/rusarmy.htm
11.01.2005
|