Вчера ближайший сподвижник Владимира Путина Сергей Иванов почти официально стал самым сильным силовиком России. Он назначен министром обороны, его подчиненный Михаил Фрадков возглавил налоговую полицию, а министром внутренних дел стал абсолютно лояльный Путину - Иванову Борис Грызлов, лидер думской фракции "Единство".
Рокировка в Минатоме, где Евгения Адамова на посту министра сменил директор Курчатовского института Александр Румянцев, была попросту приурочена к более масштабным изменениям в силовом блоке правительства.
Закат Совбеза
То, что свои первые серьезные кадровые шаги Путин сделал на второй день второго года своего президентства, символично. Войдя в курс дела, Путин начал перекраивать систему власти под себя. Он и сам этого не скрывает: вчера президент заявил, что скоро "еще будут назначения, которые привлекут внимание общества".
Первым делом Путин одним ударом снес одну из вершин властного "треугольника", существовавшего весь первый год его правления. Вершины эти было принято определять как "преданно-путинскую" (Совет безопасности, полпреды, ближайшее окружение президента) , "старую ельцинскую" (Александр Волошин, Михаил Касьянов и т. п. ) и "либерально-питерскую" (Алексей Кудрин, Герман Греф, Анатолий Чубайс).
Совет безопасности занимал в этой схеме далеко не последнее место. "В некоторых вещах СБ был более влиятельным, чем правительство, - говорит директор Центра политической конъюнктуры Валерий Федоров. - Правительство часто лишь исполняло политику, а формировал ее Совбез". СБ под руководством С. Б. Иванова занимался более чем 20 видами безопасности - от продовольственной до информационной. При новом секретаре - уволенном с поста министра внутренних дел Владимире Рушайло Совбез таким мощным уже не будет.
"Нынешнее влияние Совбеза определяется исключительно ролью отдельно взятой личности в истории - Сергея Борисовича Иванова", - говорит информированный чиновник кремлевской администрации. С ним согласен и глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский: "Совет безопасности, конечно, станет исключительно консультативным органом, каким он и был до прихода Сергея Иванова. Думаю, что параллелизм функций СБ и силовиков в этом смысле закончился".
Первый суперминистр
О том, что в ходе весенней реорганизации правительства будут созданы "суперминистерства" во главе с политически сильными министрами, говорится уже давно. И вот первый конкретный шаг - обновление Минобороны.
Еще в прошлом году стало ясно, что маршал Игорь Сергеев в своем кресле долго не усидит: его скомпрометировала ссора с начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Но Путин медлил. Когда в конце прошлого года Минобороны получило в свое ведение военно-техническое сотрудничество - а проще говоря, торговлю оружием - стало понятно почему: президент хотел видеть на посту министра абсолютно преданного ему человека.
Пока Путин сохранял министерский портфель за Сергеевым, в СБ работали над концепцией военной реформы. По словам источника "Ведомостей" в одной из компаний ВПК, "назначение Иванова министром обороны и перевод в министерство его зама Алексея Московского означает, что людям, разработавшим этот план, поручили и проводить его в жизнь".
Показательно, что Московский, назначенный начальником вооружений - то есть ответственным за закупки военной техники - получил статус замминистра, которого не было у его предшественника. Это, по словам собеседника "Ведомостей", означает, что Минобороны теперь будет более активно лоббировать свои интересы при реформировании ВПК и управлении им. То есть, в конечном счете, Иванов и его ставленник превратят Минобороны в военное суперведомство.
За верность
Назначение верного путинца, майора запаса Бориса Грызлова, чей богатый жизненный опыт не имеет ничего общего с МВД, на должность главного милиционера вызвало удивление у многих собеседников "Ведомостей". "С Грызловым я никогда не общался, про него не знаю и обсуждать его назначение не хочу, - говорит начальник управления информации МВД Олег Аксенов. - Видимо, так надо".
Путин, похоже, и сам уловил чувство недоумения, которое могло возникнуть в милицейской среде. Представляя нового министра и провожая старого, он подчеркнул: "Что-то надо укрепить, а кого-то наказать".
Кремлевский источник "Ведомостей" не смог объяснить причин замены Рушайло на Грызлова. "Это был личный выбор президента", - говорит чиновник. Здесь можно вспомнить, что Рушайло называли то "человеком Березовского", то "человеком Абрамовича". Но никаких подтверждений этому, естественно, не было. И отправлять Рушайло в отставку, ничего не предложив ему взамен, было бы слишком резко.
По мнению главы фракции СПС Бориса Немцова, "скорее всего, президент хотел видеть абсолютно преданного человека на этом посту".
Атомное послесловие
Для Евгения Адамова первый тревожный звонок прозвучал 22 марта. На этот день в Госдуме было назначено второе чтение законопроекта о ввозе в Россию облученного ядерного топлива. Активно лоббировавший этот законопроект Адамов обещал, что его принятие принесет России $20 млрд доходов. В феврале законопроект одобрили в первом чтении больше 300 думцев, и оснований для беспокойства у Адамова вроде бы не было. Но депутаты, в том числе из проправительственных фракций "Единство" и "Народный депутат", единодушно решили отложить рассмотрение проекта на неопределенный срок. В Думу явно поступил сигнал из Кремля: судьба Адамова на волоске.
И вот министр отправлен в отставку. "Он нажил слишком много врагов", - говорит эксперт ПИР-центра Иван Софранчук. С Анатолием Чубайсом и Германом Грефом Адамов ссорился из-за планов реформы РАО "ЕЭС России". МИД часто ставили в неловкое положение жесткие антиамериканские высказывания "атомного" министра. А президентскую администрацию нервировала его излишняя самостоятельность.
По словам Софранчука, Адамов едва ли не лично убедил Путина выступить в ООН с инициативой по развитию атомной энергетики. "Это был большой успех. Но это была и пиррова победа", - говорит Софранчук.
Впрочем, источник "Ведомостей" в президентской администрации говорит, что главной причиной отставки стал "общий налет криминальности и какой-то недосказанности вокруг Минатома и Адамова". Последний скандал, в котором фигурировал Минатом, был вызван публикацией отчета думской комиссии по борьбе с коррупцией. Комиссия обвиняла Адамова в незаконной коммерческой деятельности.
Новый министр Румянцев вчера дал понять, что в политике Минатома ничего не изменится. Но осведомленный источник "Ведомостей" в министерстве предположил, что изменения все же будут. В частности, любимый проект Адамова - переработка иностранных ядерных отходов в России - будет спущен на тормозах.
|