Савеловский суд Москвы вчера вынес новый приговор по скандальному делу «Аэрофлота». По решению суда бывшие первый замгендиректора авиакомпании Николай Глушков, главный бухгалтер Лидия Крыжевская и экс-глава ЗАО «Финансовая объединенная корпорация» (ФОК) Роман Шейнин признаны виновными в хищении у «Аэрофлота» более 214 млн руб. При этом судья Любовь Молчанова учла, что подсудимые являются инвалидами и людьми пенсионного возраста, и приговорила их всего к двум годам лишения свободы условно. Вчера ни прокуратура, ни сами осужденные не заявили о намерении обжаловать обвинительный приговор. «Надо в запасе иметь здоровье, чтобы доказывать», -- заявил Роман Шейнин, адвоката которого прямо с чтения приговора с сердечным приступом увезла «скорая помощь».
Тем не менее обвинительный приговор по этому делу является знаковым. В первую очередь потому, что именно в рамках дела «Аэрофлота» до сих пор находятся в розыске такие известные личности, как Борис Березовский (он живет в Англии, где получил статус политбеженца) и Бадри Патаркацишвили (он живет в Грузии, где возглавляет национальный Олимпийский комитет).
Дело «Аэрофлота» тянется уже восемь лет. За это время оно уже однажды рассматривалось в Савеловском суде (тогда приговор был отменен), а один из главных обвиняемых умер. В январе 2005 года после продолжительной болезни скончался бывший замгендиректора "Аэрофлота" по маркетингу Александр Красненкер.
Расследование о хищении денег «Аэрофлота» Генпрокуратура начала в 1998 году. Автором всей схемы по невозвращению валютных средств из-за границы и их отмыванию следователи посчитали Бориса Березовского. Но тогда задержать его не удалось, и за решетку попали топ-менеджеры компании, которые, как отмечало следствие, воплотили в жизнь преступный план Березовского.
По версии Генпрокуратуры, в 1995--1996 годах г-н Глушков уговорил тогдашнего гендиректора «Аэрофлота» Евгения Шапошникова аккумулировать 80% валютной выручки авиакомпании в швейцарской фирме «Андава». Совладельцами этой фирмы, как считает следствие, являлись сам Глушков и Березовский. В результате Александр Красненкер отправил в 80 зарубежных представительств «Аэрофлота» предписание перечислять все заработанные средства «Андаве», а Лидия Крыжевская визировала такие соглашения с «Андавой». Деньги эти, по данным обвинения, поступили на личные зарубежные счета обвиняемых. Кроме того, по версии Генпрокуратуры, Роман Шейнин, руководя ФОК, заключил с «Аэрофлотом» ряд договоров о предоставлении авиакомпании через ту же «Андаву» кредитов на крайне невыгодных условиях. В случае если «Аэрофлот» не мог вовремя расплатиться по этим кредитам, ФОК имела право списывать сумму долга вместе с пени и штрафами прямо со счетов «Андавы». По данным следствия, «Аэрофлот» умышленно вовремя не возвращал часть денег, и ФОК только на пени и штрафах заработала 214,9 млн рублей.
В апреле 2001 года, пока шло предварительно следствие, г-ну Глушкову Генпрокуратура инкриминировала еще и побег из гематологического научного центра, куда бизнесмена привезли из СИЗО на лечение. По данным следствия, организовать эту операцию пытался соратник Березовского Бадри Патаркацишвили, который привлек для этого экс-главу службы безопасности ОРТ Андрея Лугового и двух охранников Глушкова. Они попытались вывезти подследственного на машине, но были схвачены ФСБ.
Первый процесс по делу «Аэрофлота» начался в Савеловском суде летом 2001 года и продолжался почти три года. В марте 2004 года суд признал фигурантов дела виновными, но не в мошенничестве и отмывании денег, а лишь в злоупотреблении полномочиями и невозврате из-за границы валютной выручки. В результате Глушков получил срок, который уже отсидел в СИЗО, а Красненкер, Крыжевская и Шейнин были амнистированы.
Приговор обжаловали обе стороны -- обвинение доказывало, что подсудимые ушли от ответственности за мошенничество, защита продолжала настаивать на полном оправдании. В июне 2004 года Мосгорсуд принял сторону Генпрокуратуры и отменил прежний приговор, сочтя ошибочной переквалификацию с мошенничества на злоупотребление полномочиями. В результате дело вернули на новое рассмотрение в ином составе судей.
В ходе процесса 9 февраля 2005 года Савеловский суд прекратил уголовное преследование бывшего замгендиректора по коммерческим вопросам «Аэрофлота» Александра Красненкера в связи со смертью.
Выступая в прениях, гособвинитель просил приговорить Глушкова к пяти годам лишения свободы, Крыжевскую -- к четырем с половиной годам, Шейнина -- к четырем годам. Защита настаивала на полном оправдании подсудимых. Суд пошел на компромисс. С одной стороны, подсудимые были признаны виновными в хищении у «Аэрофлота» 214 млн 988 тыс. руб. С другой -- суд учел, что обвиняемые уже преклонного возраста, являются инвалидами, общественно не опасны, и приговорил их к двум годам лишения свободы условно каждого, с испытательным сроком в один год. С Глушкова также было снято обвинение в невозврате валютной выручки -- за истечением срока давности.
Вчера ни прокуратура, ни адвокаты обвиняемых не говорили о решении обжаловать приговор. Обе стороны процесса заявили, что сначала намерены внимательно изучить текст документа.
|