У хозяина “Северстали” Алексея Мордашова не выдержали нервы. Под натиском миноритариев, недовольных условием слияния “Северстали” и Arcelor, он изменил свое предложение люксембургской компании, согласившись уменьшить свой пакет в Arcelor до 25% c предполагавшихся 32,2%. 30 июня собрание акционеров Arcelor должно было одобрить слияние “Северстали” с Arcelor, после которого Алексей Мордашов, заплатив 1,25 млрд евро, стал бы владельцем 32,2% акций люксембургской компании. Но Мордашов передумал. Вчера он заявил, что меняет свое предложение: он готов стать владельцем 25% Arcelor, исключив из сделки денежную составляющую.
На изменение условий предложения предприниматель пошел под давлением миноритариев Arcelor, уверен аналитик “Тройки Диалог” Сергей Донской. Они были недовольны тем, что российский бизнесмен получит большое влияние на компанию и что эта сделка ущемляет их интересы. Изначальная договоренность предполагала, что Arcelor организует выкуп собственных акций на 6,5 млрд евро, в результате доля Мордашова вырастет до 38,5% и он будет освобожден от необходимости делать акционерам компании предложение о выкупе их акций. О перспективе получить 38% в новых условиях ничего не говорится. Теперь предполагается, что, если сам Мордашов увеличит свой пакет до 33,3%, то выступит с офертой. Близкий к сделке источник добавляет, что Мордашов будет наращивать пакет в Arcelor, скупая акции на рынке.
За меньшую долю в Arcelor Мордашов хочет большей свободы. Он хочет снять с себя ограничение не менять размер своей доли в Arcelor (предполагалось, что он не сможет покупать акции Arcelor в течение четырех лет, до 5% акций он сможет продать через два года, а оставшиеся — через пять лет), а также не голосовать вопреки рекомендациям совета директоров Arcelor. Раньше он мог cамостоятельно голосовать в одном случае — если совет директоров не поддержит рекомендации комитета по стратегическому развитию, который должен был возглавить Мордашов. Сейчас он отказался от идеи создания этого комитета.
Сделка с Мордашовым могла не состояться, если бы против нее проголосовало более 50% акционеров Arcelor, обычно на собрания приходят владельцы не более 30-40% акций Arcelor, напоминает топ-менеджер одной из российских металлургических компаний. “Мордашов не боялся, что акционеры не одобрят его предложение, просто он не хотел скандала, критики со стороны миноритариев, возможных судов потом”, — полагает он.
А скандал уже назревал. Несмотря на то что весь последний месяц менеджеры “Северстали” провели в переговорах с миноритариями, многие были против альянса с российской компанией. Группа инвесторов, владеющая около 30% акций Arcelor, требовала изменить условия голосования по сделке с “Северсталью”, которые не оставляли шансов заблокировать ее. Крупнейший акционер Arcelor Роман Залески заявил, что ему не нравится предложение “Северстали”. Американская консалтинговая компания Institutional Shareholder Services также рекомендовала акционерам Arcelor проголосовать против сделки с Мордашовым — по ее мнению, акционерам не дали достаточно времени, чтобы изучить условия сделки. Активизировался и конкурент “Северстали” — Mittal Steel. Она еще в мае сделала оферты на покупку акций Arcelor за 21 млрд евро. Совет директоров Arcelor однажды уже отклонил предложение Mittal, но на днях заявил, что возобновил переговоры с Mittal.
“Северсталь” сделала шаг навстречу миноритариям, заявил “Ведомостям” представитель “Северстали”. Теперь объединение с “Северсталью” обойдется акционерам Arcelor дешевле, продолжает он. В “Северстали” утверждают, что менять предложение в части размера пакета Arcelor “Северсталь” не будет.
Мнения участников рынка о том, почему Мордашов изменил условия, разошлись. “Идет борьба, он хочет купить акции Arcelor, поэтому и меняет условия”, — считает топ-менеджер одной из российских компаний. “Это плохой сигнал — Мордашов чувствует, что его позиции ослабевают, возможно, сделка с Arcelor под угрозой срыва”, — считает другой.
Аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов напоминает, что с мая, когда было объявлено о слиянии, стоимость сталелитейных компаний упала. Arcelor подешевела на 1,5 млрд евро, а “Северсталь” — на $1,5 млрд. Логично, что Мордашов изменил свое предложение, продолжает эксперт, оно должно больше понравиться миноритариям. Кроме того, Мордашов вынужден играть вслепую, ведь он не знает, в чем суть нового предложения Mittal, которое совет также рассмотрит 25 июня. Суть предложения Миттала неизвестна.
Вчера европейские регулирующие органы по финансовым рынкам приостановили торги по акциям Arcelor SA до объявления решения совета директоров Arcelor по планируемому слиянию с “Северсталью”, передало Dow Jones. Капитализация Arcelor вчера упала на 250 млн евро до 22,4 млрд евро. Стоимость “Северстали” не изменилась — 15,5 млрд руб. ($5,7 млрд, или 4,5 млрд евро).
|