Новым главой МПС вместо уволенного вчера Николая Аксененко стал начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев, уже занимавший этот пост в 1992-1996 годах. Фадеев был первым железнодорожным министром России. Кроме того, он родственник Аксененко.
Премьер-министр Михаил Касьянов в свой последний перед отпуском рабочий день представил главе государства кандидатуру Геннадия Фадеева на пост главы МПС. После этого Путин встретился с Фадеевым и подписал указ о его назначении. Касьянов же поехал в министерство, чтобы объявить членам коллегии МПС об этом назначении.
64-летний Геннадий Фадеев был первым российским министром путей сообщения. Он был назначен на этот пост Борисом Ельциным в день образования МПС на базе советского железнодорожного ведомства 20 января 1992 года и проработал до 1996 года. Как тогда считалось, уволили Фадеева за слишком тесные и дружественные связи с вице-премьером правительства Олегом Сосковцом. Которого, в свою очередь, называли «духовным отцом» противников тогдашней администрации президента во главе с Анатолием Чубайсом. Начальником МЖД Фадеев является с марта 1999 года.
Геннадий Фадеев является свояком Николая Аксененко, которому, помимо прочего, всячески помогал в карьерном росте. Так в бытность начальником Октябрьской железной дороги (в 1984-987 г.г.) Фадеев привел туда Аксененко, сделав его в 1984 году заместитель начальника Мурманского отделения, в 1985 г. – начальником Ленинград-Финляндского отделения Октябрьской железной дороги. В 1986 году Фадеев взял Аксененко себе в замы. Позже Аксененко был заместителем Фадеева и в министерстве.
Назначение вместо Аксененко не просто одного из его людей, а очень близкого ему человека, говорит о том, что поддерживавшая прежнего министра команда (в том числе, сам премьер Михаил Касьянов) все же смогли удержать контроль над одним из ключевых министерств. Напоследок глава правительства наградил Аксененко почетной грамотой. А что касается нового старого министра, то премьер охарактеризовал Фадеева как «опытного, хорошо знающего отрасль профессионала». Касьянов совершенно прав: фирма «Трансрейл», один из главных участников скандала вокруг денег МПС была создана еще тогда, когда Геннадий Фадеев в первый раз возглавлял российские железные дороги.
Впрочем, роль МПС в экономике страны, а также финансовые потоки, проходящие через это ведомство, в скором времени значительно сузятся. МПС вступает в реструктуризацию (концепцию которой пролобировал Аксененко). Кто будет руководить министерством, в конце 2002 г. будет уже не принципиально. Ключевой станет должность главы РАО «Российские железные дороги», создаваемого сейчас на базе МПС. А вот в этом назначении никаких реверансов в сторону Касьянова уже не будет. Вне всякого сомненья, Владимир Путин назначит туда абсолютно лояльного человека – для подбора кандидатуры времени у президента остается достаточно.
|