Вы верите в призраков? Не верите? А зря, они неотъемлемая часть нашего «смутного времени». Вот, например, недавно снова появился призрак Минводхоза, того самого всесильного ведомства сверхзадачей которого в период «застоя» было: «Не ждать милостей от природы!». Причем грандиозное, необоснованное вмешательство в природные процессы рассматривались, как самоцель, отвечавшая ведомственным интересам, а эффективность работы оценивалась по средствам, затраченным на ее проведение. Пиком стремлений этой организации был проект «Переброски северных рек», который, чуть было, не перелил Печору в Волгу, а Обь в Арал. В эпоху «ранней перестройки» опасность удалось предотвратить благодаря активнейшему противостоянию со стороны природоохранной и научной общественности. Не стоит уповать на то, что с тех пор общество радикально поумнело, власть научилась считать деньги и появление подобных проектов в новых «рыночных» условиях просто невозможно. Еще великий сказочник предупреждал, что «убить дракона» — не событие, а постоянный мучительный процесс... Это в полной мере относится и к идеям кардинального переустройства природы нашей страны. Призраки такого рода, искушающие мгновенным преобразованием унылого мира в сказку будущего, так просто не умирают, а умело приспосабливаются к меняющейся действительности. На место ведомственных интересов приходят корпоративные. Абсолютизированный бизнес требует сверхприбыли, а на нашей усталой планете ее получение всегда сопряжено с более или менее интенсивным разрушением естественных экосистем. Причем нещадная эксплуатация грозит в первую очередь тем странам и территориям, население и власти которых не могут или не желают отстоять свое право на приемлемую среду обитания. Не спроста в прошлом году стали припоминать о прожектах «Переброски северных рек». Но в нашей статье речь пойдет о другом, неизвестном общественности, а потому более опасном, крупномасштабном гидротехническом начинании. Итак, позвольте представить — современное воплощение старой минводхозовской идеологии — Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов реки Амур (СКИОВР), предусматривающая строительство ГЭС на главном русле Амура. И это отнюдь не новодел какой-нибудь, а дитя переменчивой российско-китайской любви справляющее в этом году пятидесятилетний юбилей. Амур — в природоохранном отношении одна из самых ценных и уязвимых рек Северо-восточной Азии. Его бассейн поделен между Россией, Китаем и Монголией. Тысячи километров основного русла Амура и его притоки — Аргунь и Уссури, служат государственной границей между РФ и КНР, что предопределяет огромные сложности в установлении согласованного режима охраны и использования водных, биологических и иных ресурсов. Примеров достаточно: КНР в одностороннем порядке воздвигла многие сотни километров дамб для борьбы с наводнениями, что способствовало интенсивному размыву российского берега; широкомасштабные односторонние попытки Китая, ограничить рубки леса приводят к резкому усилению эксплуатации лесов на нашем берегу. До последнего времени сценарии сотрудничества между Россией и Китаем на Амуре предполагали лишь истощительное использование ресурсов и широкомасштабное преобразование самой реки. В 1956 -1961 году в результате работ Амурской (СССР) и Хэйлунцзянской (КНР) комплексных экспедиций, был подготовлен «Проект Большого Амура». В нем предусматривался целый каскад гидроузлов, в том числе Амазарский, Джалиндинский, Кузнецовский, Сухотинский, Благовещенский и Хинганский. Необходимость предприятия обосновывалась производством электроэнергии, всесеторонним развитием социалистического хозяйствования, а также защитой от наводнений населенных пунктов и сельхозугодий. Средний Амур должен был, по сути, исчезнуть, превратившись в каскад водохранилищ, но эпоху «великой дружбы» это никого не смущало. Реализации первого варианта помешало радикальное ухудшение отношений с Китаем, сопряженное с пограничным военным конфликтом. Потепление отношений в 80-х вызвало к жизни второй аналогичный российско-китайский проект -»СКИВР пограничных участков рек Амур и Аргунь» под патронажем Минводхозов двух стран. Изначально планировалось учитывать весь комплекс экологических, социальных и экономических проблем, связанных с совместным использованием Россией и Китаем пограничных участков рек Амур и Аргунь. Однако, Схема не смогла наметить пути комплексного использования водных ресурсов. Под давлением китайской Стороны вся многолетняя работа оказалась прелюдией к однозначному выбору гидроэнергетического варианта с созданием плотин на Амуре, и создание Хинганского, Джалиндинского и Амазарского гидроузлов легло в основу проекта. Нашим национальным интересам отвечал альтернативный вариант, со строительством ГЭС исключительно на притоках великой реки, но он был безоговорочно отвергнут КНР. В этой СКИВР: — не рассмотрено влияние каскада ГЭС на экологическую ситуацию на Нижнем Амуре, в частности на качество воды; — не прописаны компенсационные мероприятия по снижению негативного воздействия гидростроительства на экосистемы, флору и фауну; — не раскрыты масштабы эколого-экономического ущерба от энергетики; — оставлен за скобками возможный негативный совместный эффект от одновременной работы каскадов крупных гидроузлов на Амуре и его основных притоках; — не учитывается наложение негативных последствий гидростроительства на очевидные тенденции изменения глобального климата, которые будут особенно ярко выражены именно на Среднем и Верхнем Амуре; — не предусмотрена полагающаяся по закону плата за перевод лесных земель в нелесные, нет и речи о компенсациях за затопление сельхозугодий и месторождений полезных ископаемых; — планируется затопление уникальных археологических и палеонтологических объектов; — полностью упущен социально-экономический аспект: не показано, как скажется строительство ГЭС на благосостоянии местного населения. Вторая Схема стала опасным прецедентом подмены решения действительно наболевших проблем трансграничной реки (загрязнение, берегозащита, рыболовство, сохранение биоразнообразия и др.), на однонаправленный план строительства ГЭС, усугубляющий уже существующие и создающий новые проблемы, но и создающий новые еще большие. В середине 90-х предложенный Схемой вариант однобокого «энергетического» использования Амура не нашел поддержки у научной общественности и представителей властных структур большинства регионов Приамурья. Тогда (в 1993-1994 гг.) администрация Хабаровского края, отказалась согласовать Схему, не прошедшую государственной экологической экспертизы; администрация Читинской области выступила против создания на Амуре Амазарского гидроузла; Роскомрыболовства предложил законсервировать проектные работы. В заключении Института водных и экологических проблем ДВО РАН вопросы энергетики предлагалось решать путем строительства ГЭС на притоках великой реки: «Амур должен выполнять свою главную функцию — быть экологическим каркасом в поддержании своеобразной специфики и геоэкологического единства региона». Но немедленной реализации проекта препятствовало не столько отсутствие необходимых согласований с российскими регионами и заинтересованными организациями, сколько радикальные расхождения российской и китайской Сторон по чувствительным техническим деталям. Так, например китайцы хотели, чтобы дамбы были выше, а водохранилища больше, при том, что около 2/3 затапливаемых земель относилось именно к российской территории. Общая разруха в России и оставшиеся пограничные разногласия также не способствовали началу строительных работ. В 2000 году на 6-м заседании совместной комиссии ведомства двух стран отложили план до лучших времен. Именно этот протокол вкупе с официальными согласованиями «Конспекта Схемы» со стороны Еврейской автономией и РАО «ЕЭС России» сейчас рассматриваются проектировщиками в качестве отправной точки для дальнейших действий. «А как же государственная экологическая экспертиза, обязательная для крупных проектов?» — спросит осведомленный читатель. Увы, ее просто не было: Схема-монстр успела дематериализоваться и спрятаться в архивах до того как контролирующие органы вспомнили про эту процедуру. Ну а сейчас органам экологического контроля, ослабленным бесконечными реорганизациями, и вовсе не до старых нереализованных проектов. Да и, казалось бы — не могут они из своих запыленных шкафов повредить природе. А вот и могут, да еще как! В 2004 году Министерство природных ресурсов и его Водная служба, руководствуясь самыми добрыми побуждениями, постановили создать новую уже чисто отечественную Схему комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Амур (СКИОВР), которая поможет решить действительно наболевшие проблемы. В целях экономии скудно выделяемых госсредств эту работу заказали «опытному» проектировщику ЗАО «Совинтервод» — правопреемнику «Союзгипроводхоза» Минводхоза СССР — головного проектировщика нашумевшего экологически опасного плана «переброски северных рек». Заказ получили те же люди, что координировали работы по старой российско-китайской СКИВР. В Совинтерводе мышление такое же, как во времена «переброски». Важно обеспечить себя многолетней работой, используя запасы старых проектов, а привлечь сегодня заново 30 смежных институтов для разработки чего-то принципиально нового — нет ни ресурсов ни внутреннего стимула. И в первом же отчете заказчику Совинтервод пишет черным по белому: «Договорённости между РФ и КНР, достигнутые в Совместной Схеме и одобренные на 6-ом (заключительном) заседании Российско-Китайской Комиссии, будут выступать в настоящей СКИОВР бассейна реки Амур в качестве требований и ограничений (!!!).» Вы поняли, что это значит, уважаемый читатель? Именно! Новая Схема создается, не исходя из наболевших проблем все еще свободной великой реки, а с целью строительства ней трех «первоочередных» плотин, и посвящена решению проблем, возникающих в связи с их созданием!!! А на протокол 2000 года в дальнейшем для вида можно ссылаться как на «норму международного права, превалирующую над национальным законодательством»?! Ну и мало-ли кто что проектирует! скажете Вы. Недальновидно как-то на исторически спорной границе воздвигать общие плотины, когда внутри страны незапруженных рек — хоть пруд пруди. Ведь это же никому не выгодно, нет реального заказчика. А в этом-то и секрет живучести призрака Минводхоза. Процесс куда важнее и питательнее результата, а заказчика можно всегда сфабриковать, да еще какого! Во-первых, строительство плотин в краткосрочном плане крайне выгодно Китаю. У него с одной стороны дефицит электроэнергии, а с другой уже буквальный дефицит чистого воздуха от повсеместного сжигания угля. Во главе страны — гидроэнергетик — мистер Ху и развитию «экологически чистых» ГЭС дан зеленый свет. Минводхоз Китая — вовсе не призрак, а одно из самых влиятельных ведомств могучего социалистического государства, ныне на деле осуществляющий эпохальную переброску вод Янцзы в Хуанхэ для спасения Центральных равнин, которые стремительно поглощает пустыня, так как запасы воды исчерпаны. Строительство шести ГЭС на Амуре заложено в перспективные планы народного хозяйства (см. картинку), причем плотины там выше, а водохранилища гораздо крупнее, чем мнилось российским партнерам-проектировщикам. И возможно, не только ради получения электроэнергии, но и дабы открыть возможности для переброски части стока на нужды сельского хозяйства во внутренних районах Китая. Нет сомнений, что инвестиции на это строительство могут быть найдены. Ключевой вопрос: верит ли Китай в возможность согласия России на реализацию подобного, губительного для всего Амура проекта? Неутешительный ответ: китайцы очень прагматичны — наша беспомощность при решении спорных вопросов заставляет их думать, что при известной настойчивости (которой китайцам не занимать!) Россия пойдет и на такие уступки. Во-вторых, такое начинание вполне в русле текущей внешней политики российского правительства, которое заявило о ускоренном увеличении товарооборота с Китаем до 60 млрд долларов в год. В целом, российско-китайское сотрудничество носит удивительно однобокий, убогий характер — мы научились менять природные ресурсы и оружие на продукты первой необходимости и с опаской пытаемся освоить технологии привлечения дешевой рабочей силы для еще большего извлечения ресурсов. Есть еще правда казино и девочки — это развивается международный туризм... И теперь, размежевав нашу границу, с этой новой стартовой площадки, как же мы сподобимся дружить? Так как руководство страны видит светлое будущее в основном в валовых показателях, и в детали не вдается, то мы и будем в худшем сценарии ушестерять наш товарообмен за счет: — продажи любых ресурсов (у соседа они дефицит, а у нас якобы хоть пруд пруди); — тотальных рубок леса (вовремя и очень кстати лишенного должного государственного надзора); — допуска на российскую территорию всякой пришедшейся не ко двору на юге допотопной технологии вместе с обслуживающим персоналом: золотопромышленной, целлюлозно-бумажной, и т.д.; — форсированного совместного строительства плотин на главном русле Амура; — выдачи земель в краткосрочную аренду под истощительные сельхозтехнологии (мы же все-таки боимся что в долгосрочной их у нас просто заберут); — строительства нефтепроводов вдоль и поперек бассейна Амура, чтоб была сомнительная свобода экономического маневра; — ну и «по мелочам» — добирания драгоценных биоресурсов вроде калуги для обеспечения осетровых ферм на юге Китая; — строительства вдоль пограничной полосы бесчисленных свободных экономических зон обеспечивающих такой могучий и беспорядочный товаропоток, что ни один таможенник не разберется что из этого контрабанда; — далее фантазируйте сами, исходя из реалий сегодняшнего дня. Нарисованная страшилка, к сожалению, не плод болезненного воображения авторов, а просто перечисление уже известных планов сотрудничества, готовящихся к реализации. В такой ситуации китайские (а значит — ура-международные!!!) инвестиции в совместное строительство плотин — просто козырный туз в смысле отчетности наверх об успехах сотрудничества. А с какими это сопряжено экологическими, социальными, геополитическими и экономическими издержками разбираться будем потом. Тогда-то нам придется вспомнить недавнюю историю этого участка Российско-Китайской границы, столь богатую конфликтами и территориальными спорами. Даже если не рассматривать в будущем худшие силовые сценарии, затяжная пограничная тяжба по плотинам (стратегическим объектам с неясными правами собственности) в перспективе гораздо болезненнее прошлых споров о естественно намытых рекой пограничных островах. В общем, совершенно очевидно, что создание плотин на Амуре значительно ослабит восточные рубежи России, а слабость — не лучшая основа для добрососедских отношений с кем бы-то ни было. Ну а РАО ЕЭС? спросите Вы. Ему же это крайне невыгодно! Зачем строить проблемный объект на границе, когда можно экспортировать электроэнегрию с притоков в тот же Китай? Обнародованные перспективные планы гидростроительства не содержат упоминаний о проектах ГЭС на Амуре. Кроме того, заместитель Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Л.В.Драчевский недавно заявил, что, согласно новой экологической доктрине, энергетики отказываются от строительства гидросооружений на «проблемных» водоемах. Но с другой стороны, если РАО будет поставлено перед выбором строить ГЭС на Амуре или отдать эту инициативу целиком какой-нибудь конторе «Рога и копыта», зарегистрированной в России китайскими партнерами, как Вы думаете что оно выберет? Кроме того, если посмотреть сейчас на проекты крупных ГЭС РАО, то обнаружится что в целях экономии средств на проектирование (!) предпочтение отдается разработкам 60-80х годов, не соответствующим современным экологическим и социально-экономическим требованиям. В общем, несмотря на благие намерения «отказаться от строительства на проблемых водоемов», мораторий на строительство ГЭС на главном русле Амура РАО ЕЭС не объявлялся ... И главное — это выгодно Совинтерводу. Здесь его хлеб и его репутация. И он будет искать и улещивать все потенциально заинтересованные стороны, начиная с Водной Службы, РАО и администраций регионов. Потому что спланировать полное превращение Амура в каскад водохранилищ ему посильно, а создать современную Схему комплексного использования ресурсов великой свободной реки — увы, нет! Зато за плечами у него колоссальный опыт МинводхозаСоюзгипроводхоза по бесконечному планированию радикального «улучшения» Божьего Мира, невзирая на законы природы и государства, а также интересы местных жителей. И виртуозно передергивать карты в этой игре они не разучились: «Опыт совместной разработки СКИВР пограничных участков рек Аргунь и Амур выявил значительный, если не определяющий интерес Китая к совместному энергетическому использованию пограничных участков. При положительном решении Российской Стороны, возможен компромисс по выполнению ряда обоснованных требований к совместному использованию и охране водных ресурсов...» — утверждают проектировщики новой СКИОВР. Такой подход означает отказ от национальных интересов России по комплексному использованию водных ресурсов в пользу «энергетических»(и не только энергетических) интересов КНР и не отвечает современным представлениям о стратегии водопользования. Кроме того, он ставит российскую сторону в заведомо проигрышные условия для любых дальнейших переговоров с Китаем по вопросам природопользования и экологической безопасности. Между тем, динамично развивающийся Китай остро переживает сегодня не только энергетический, но и экологический кризис. Правительство КНР в целом ясно осознает опасность безудержного экономического роста и неустанно нарабатывает законодательную и институциональную базу для предупреждения неблагоприятных экологических последствий. В течение 2003-2005 гг. в КНР был усилен институт экологической экспертизы; первыми в его поле зрения попали именно схемы водопользования и гидротехнические сооружения. По крайней мере, три крупных проекта были отменены из-за недопустимых ущербов биоразнообразию, объектам культурного наследия и водно-болотным комплексам. Приостановлено несколько десятков уже ведущихся строек, а их проектная документация отправлена на доработку. Если твердо и настойчиво говорить с соседом об общей экологической безопасности и устойчивом развитии, то в КНР сегодня найдутся заинтересованные собеседники на самом высоком уровне. Но если позиция России не будет твердой и последовательной, то у властей КНР войдет в привычку решать свои не только экономические но и экологические проблемы за счет северного соседа, как это происходит сейчас с «Программой охраны естественных лесов Китая», успешное продолжение которой впрямую зависит от быстрого роста объемов ввоза российского круглого леса. При этом неважно, как и где он был заготовлен. Для процветания Приамурья, нужны не каскады ГЭС в главном русле, а желание российского правительства по настоящему комплексно решать насущные проблемы региона. Прежде всего, необходимы: четкая позиция и твердая последовательность во взаимоотношениях с соседями по границе. Сегодня наступил момент когда, надо выработать предельно конкретную стратегию природопользования, отвечающую национальным интересам России на Амуре. При этом потребности соседей должны учитываться, но не превалировать над нашими. Иначе очень скоро для россиян делать собственный выбор будет уже невозможно. Амур — важнейший источник чистой воды, а это все более важный стратегический ресурс для всех стран бассейна и потенциальный повод к крупным политическим разногласиям. Сегодня в результате нескоординированного использования общих ресурсов: перепромысла рыбных стад, переброски части стока рек, одностороннего строительства противопаводковых сооружений, отведения неочищенных стоков, сведение лесов и т.д. постепенно снижается продуктивность и устойчивость экосистем бассейна. Проблемы загрязнения и использования водных ресурсов в общем бассейне могут и должны быть решены сегодня, несмотря на сложность трансграничных переговоров. От этого зависит не только здоровье населения и качество сельхозпродукции, но и уникальное рыбное хозяйство в восстановлении и приумножении которого заинтересованы Россия и Китай, и даже Япония. Международные комплексные усилия по сохранению чистоты и биологической продуктивности Амура и прилегающих акваторий будут куда продуктивнее бесплодных споров о том, кто слил больше нечистот в общую реку. При формировании совместной программы управления ресурсами бассейна могут быть взяты за основу наиболее прогрессивные достижения природоохранной политики и практики стран-участниц: принятая в Китае политика охраны болот и восстановления лесов в целях стабилизации водного режима, высокие российские стандарты заповедного дела и т.д. Первые шаги в этом направлении уже делаются. В 2002г. WWF совместно с 7 экологическими организациями региона разработали «План действий по сохранению биологического разнообразия Амурского пресноводного экорегиона», а в 2003г создана Амурская коалиция общественных организаций для претворения этого плана в жизнь. Общественные организации России и Китая готовят почву для проектирования трансграничных резерватов на особо ценных участках долины. Но без серьезной государственной подддержки благие начинания общественных организаций вряд ли смогут кардинально улучшить ситуацию. Если же Российская власть проявит политическую волю и сформулирует достойную комплексную программу охраны и восстановления ресурсов Амура, которую она в состоянии выполнять, то соседи, несомненно, присоединятся к этой инициативе в силу больших долгосрочных выгод. . Если Россия продолжит плыть по течению потакая растущим аппетитам соседа, то через десятилетие Приамурье окажется непосредственно в зоне рукотворного экологического бедствия, которая быстро разрастается на север с равнин Центрального Китая, с ежедневными пылевыми бурями, песками засыпающими поля и экологическими беженцами из районов где уже нельзя ни жить ни заниматься сельским хозяйством. С другой стороны мы слишком увлеклись продажей ресурсов. Не стоит уповать на то, что, заполонив свою землю плотинами и водохранилищами, амурчане смогут безбедно жить за счет доходов от их эксплуатации. Развитие гидроэнеогетики не может быть самоцелью; оно должно отвечать интересам населения и удовлетворять потребности других отраслей хозяйства. Необходима четкая государственная программа, увязывающая энергетику с развитием хозяйства и улучшением социального климата в регионе. Альтернатива Амурскому каскаду — бережное освоение некоторых притоков великой реки, при соблюдении всех природоохранных и социальных норм. Гидроэнергоресурсы Приамурья следует осваивать не в интересах КНР и супермонополий, а в интересах дальневосточников и всей России. При планировании гидростроительства в бассейне Амура, необходимо учитывать, что действующие и планируемые гидроузлы способны оказать негативный кумулятивный эффект на сток и другие параметры среды в масштабах всего амурского бассейна. Надо разработать и сравнить несколько вариантов размещения малого числа крупных ГЭС, чтобы иметь возможность выбрать экологически наименее опасный сценарий развития гидроэнергетики на долгую перспективу. В отличие от Европейского Центра собственные потребности Дальневосточного региона удовлетворяются существующими мощностями на десятилетия вперед. Есть время возможность проработать и осуществить оптимальный вариант развития экономики региона. На наш взгляд, это должен быть вариант без ГЭС на самом Амуре. Сотрудничество с Китаем в энергетике может быть полезным не при реализации гигантских экологически опасных проектов с перегораживанием Великой реки, а при развитии у нас малой гидроэнергетики. Ведь в КНР создание малых «сельских» гидроэлетростанций уже поставлено на поток, и успешно справляется с энергообеспечением местных заводов по переработке лесной и сельскохозяйственной продукции. И нам бы так! К сожалению, ныне, работая над СКИОВР, Совинтервод вовсе не ориентируется на комплексное использование водных ресурсов, а просто пытается реанимировать устаревший гидроэнергетический сценарий, тем самым, закрывая возможность продуктивной работы по решению насущных проблем Амура. Такая Схема будет служить лишь формальным приложением к однобокому плану тотального гидростроительства с катастрофическими социально-экологическими последствиями. Нельзя допустить профанации государственного документа стратегической важности. Для обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности Дальневосточного региона необходимы особое внимание и оперативный контроль за подготовкой СКИВОР бассейна р. Амур со стороны МПР РФ, научной общественности и региональных властей. Мы рассматриваем эту публикацию, как обращение в МПР и Водную Службу России с просьбой не допустить на предстоящих переговорах с Китаем заключения договоренностей о плотинах на Амуре, а также пересмотреть техническое задание и состав разработчиков СКИОВР. Иначе ужасные призраки и миражи могут стать явью, а экологическая и геополитическая стабильность приамурья обратятся в прах.
|