Грузинский министр-реформатор Каха Бендукидзе расстался со своим российским детищем — “Объединенными машиностроительными заводами”. Покупатель 42% акций ОМЗ спрятался за вывеской Объединенной финансовой группы. По мнению участников рынка, заводы Бендукидзе купили менеджеры Газпромбанка, возможно, чтобы перепродать “Газпрому”. Бендукидзе принципиально отказался от активов в сырьевом секторе и с 1990-х гг. начал по крупицам собирать машиностроительный холдинг. Тогда на этот сектор серьезные предприниматели внимания не обращали. За десять лет он создал холдинг ОМЗ. В него вошли знаменитые “Ижорские заводы” и “Уралмаш”, судостроительные предприятия и даже три “дочки” чешского холдинга Skoda. Акции ОМЗ появились на Нью-Йоркской и Лондонской биржах. В 2003 г. было объявлено о слиянии ОМЗ с “Силовыми машинами”, но через полгода сделка была расторгнута. Владелец “Силмашин” “Интеррос” предпочел продать компанию немецкому Siemens. Но государство так и не дало разрешение на продажу.
О том, что Бендукидзе и его партнеры продали свою долю в ОМЗ, вчера сообщила Объединенная финансовая группа (ОФГ), которая выступила организатором сделки и расчетным агентом для всех сторон. По словам директора ОМЗ по связям с инвесторами Марины Начевой, депозитарий ОМЗ — “Новый регистратор” вчера перевел акции, принадлежавшие Бендукидзе и его партнерам, из номинального держания ПромТоргБанка в ДКК. В России у Бендукидзе теперь осталась только доля в страховой компании “Москва-Рим” (около 67%). Об этом сообщили в ОМЗ.
Новых владельцев 42,16% акций ОМЗ не называет. Президент ОФГ Илья Щербович сказал, что это несколько российских инвесторов, которые заинтересованы в инвестициях в отрасль. Детали он раскрыть отказался.
Конечные инвесторы — это физлица, действующие в интересах Газпромбанка и его топ-менеджеров, утверждают несколько бизнесменов, знакомых с условиями сделки. “Это люди из Газпромбанка во главе с [предправления банка Андреем] Акимовым”, — рассказывает один из собеседников “Ведомостей”. Он уточняет, что расчеты не завершены, но продавцы получат за свои акции от $50 млн до $70 млн. Вчера капитализация компании в РТС составляла $184,33 млн, то есть 42% акций стоили $77 млн.
Газпромбанк вел переговоры с Бендукидзе около полугода, рассказывает источник, знакомый с их ходом. Но переговоры были сложными, и стало ясно, что самому “Газпрому” или компаниям, входящим в группу “Газпром”, актив не купить. Собеседник “Ведомостей” утверждает, что проблемы создали чешские активы ОМЗ — Skoda Steel и Skoda JS. Монополии понадобилось бы разрешение на эту сделку от европейских антимонопольных органов. “А у них сложное отношение к “Газпрому”, — жалуется собеседник “Ведомостей”. Щербович подчеркивал, что покупатели ОМЗ не связаны между собой и разрешения антимонопольных органов на сделку не нужно.
Покупатели, даже если это физические лица, будут действовать в интересах “Газпрома”, уверен бизнесмен, знакомый с условиями сделки. Он напоминает, что у пенсионного фонда “Газфонд” есть около 15% акций ОМЗ и с учетом 42% акций партнеры будут контролировать компанию. А в 2005 г. Газпромбанк купил у Бендукидзе контрольный пакет акций “Атомстройэкспорта”, генподрядчика строительства атомных станций за рубежом. Бизнес ОМЗ и “Атомстройэкспорта” крепко связан: по оценке аналитика ОФГ Елены Сахновой, в 2005 г. заказы атомщиков принесут около 30% выручки ОМЗ. Но в 2006 г. эта доля сократится, указывает эксперт.
Представитель Газпромбанка настаивает, что акции ОМЗ не покупал ни банк, ни его менеджеры. А представитель “Газпрома” уверяет, что и предприятия группы не покупали долю в ОМЗ. Но начальник аналитического департамента “Антанты Капитал” Денис Матафонов уверен, что единственным покупателем в сделке с ОМЗ могут быть структуры “Газпрома”. Он допускает, что нынешние собственники — не последние, а потом перепродадут актив “Газпрому”.
Матафонов напоминает, что вскоре государство получит долю в другой машиностроительной компании — “Силовых машинах”: ее купит у “Интерроса” РАО “ЕЭС России”. До 25% единой компании государство продаст иностранному инвестору, возможно немецкой Siemens. Эксперты уверены, что госкомпании занялись скупкой машиностроительных активов, чтобы объединить их. Этого мнения придерживается Матафонов и его коллега Ирина Ложкина из ИК “Проспект”.
С Бендукидзе вчера связаться не удалось.
|