Бывший президент “СИБУРа” Яков Голдовский, посидевший в тюрьме из-за конфликта с “Газпромом” по поводу активов, спустя три года возвращается в большой бизнес. Правда, уже не в России. Как он рассказал “Ведомостям”, новый нефтехимический холдинг Голдовский собрался строить на базе литовского нефтяного концерна Mazeikiu nafta, 53,7% акций которого “ЮКОС” выставляет на продажу. “После ухода из проекта под названием "СИБУР" я продолжил заниматься нефтехимическим бизнесом”, — рассказал “Ведомостям” Яков Голдовский. Сейчас он основной совладелец австрийской Petrochemical Holding и управляет 100% ее акций (остальные акционеры — частные фонды).
Petrochemical в 2003 г. купила активы обанкроченного завода “Корунд” в России и приобрела долю в литовской Nemuno Banga Group, крупнейшем в Восточной Европе производителе ПЭТ-сырья (заготовок для пластиковых бутылок) с оборотом около $200 млн в год. Сейчас компании Голдовского принадлежат уже 100% Nemuno Banga Group, которая с тех пор приобрела еще два завода и строит новое производство ПЭТ-сырья в Литве. Вместе с запланированным на следующий год строительством завода терефталевой кислоты оба литовских проекта оцениваются примерно в $450 млн.
Но главным активом нефтехимической империи Голдовского должен стать литовский нефтеконцерн Mazeikiu nafta. “Как только мы узнали, что "ЮКОС" продает в нем свою долю, мы решили участвовать в тендере, — говорит бизнесмен. — С Mazeikiu nafta мы сможем построить в Литве мощную нефтехимическую компанию”.
Голдовский увлекся нефтехимией восемь лет назад, когда начал скупать акции предприятий этой отрасли при поддержке “Газпрома”. Он и его партнеры приватизировали нефтегазохимический холдинг “СИБУР”, 51% акций которого в 2000 г. выкупил “Газпром”. Голдовский возглавлял “СИБУР”, под управлением которого было уже 90 предприятий — от сырья до конечной продукции, но большинство их принадлежало фирмам, близким к Голдовскому.
Злоключения его начались в 2001 г., когда он предложил “Газпрому” оплатить включение этих активов в состав “СИБУРа”. А новое руководство “Газпрома” сочло, что эти приобретения и так делались на деньги “СИБУРа”, и обратилось в Генпрокуратуру. Девять месяцев предприниматель провел в тюрьме, передал-таки “Газпрому” активы, и суд освободил его, признав виновным лишь в превышении полномочий.
Тем не менее Голдовский умудрился снова стать партнером “Газпрома”. По его словам, Petrochemical в мае продала Газпромбанку 55% компании Baltic Holding, специально созданной для покупки Mazeikiu nafta. Однако в августе Газпромбанк вышел из проекта, поскольку газовый концерн решил сосредоточиться на сделке с “Сибнефтью”, объяснил его топ-менеджер. Но Голдовский уверяет, что “вопрос с финансированием покупки Mazeikiu nafta решен”, ссылаясь на договоренности с западными банками. Проект, по его оценке, потребует 1-1,3 млрд евро.
Но чиновник литовского правительства считает, что у конкурентов компании Голдовского — ТНК-ВР, “ЛУКОЙЛа” и “Казмунайгаза” — гораздо больше шансов получить Mazeikiu nafta, поскольку главным требованием к покупателю будет гарантия поставок сырья на завод. “Нефть — биржевой товар, крупные нефтехимические компании Европы, например MOL, закупают ее”, — говорит на это предприниматель.
Топ-менеджер “Газпрома” назвал планы Голдовского построить в Литве нефтехимический холдинг “бесперспективными”. “Такой рентабельности, как в "СИБУРе", ему уже не добиться, — отмечает он. — Ведь Голдовскому придется закупать нефть по очень высокой цене”.
Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров тоже не видит больших шансов на успех столь амбициозного проекта. “Вряд ли компании Голдовского удастся обойти таких серьезных претендентов на Mazeikiu nafta, как "ЛУКОЙЛ" и ТНК-ВР, — считает эксперт. — Для выживания Mazeikiu необходимы нефть и большие средства, вряд ли Голдовский сможет их найти”.
|