На днях состоялось внеочередное собрание акционеров ОАО «Омскшина» – одного из крупнейших предприятий отрасли, входящего АК «СИБУР». На собрании было решено провести допэмиссию акций предприятия и разместить их по открытой подписке. Таким способом акционеры предприятия решили изыскать средства – почти 606,5 млн руб. – для модернизации оборудования. Деньги, полученные в результате размещения дополнительных акций, будут направлены на техническое перевооружение и модернизацию производства ОАО «Омскшина». Эта инициатива является частью стратегии холдинга, нацеленной на упрочение лидирующих позиций в условиях, когда сам рынок растет, российские конкуренты становятся сильнее, а западные строят в России свои предприятия. Подоплека нынешнего решения – это реакция на усиление конкуренции на шинном рынке. Дело в том, что определяющим фактором в конкурентной борьбе стало не количество шин, по которому догнать АК «СИБУР» очень сложно, а их качество. И, по словам специалистов, именно на него СИБУРу в первую очередь стоит обратить внимание. В противном случае холдинг хотя и останется лидером в России по производству и продажам шин, но начнет постепенно терять свою рыночную долю.
«Омскшина» наряду с тремя шинными заводами («Волтайр», «Уралшина», Ярославский шинный завод) входит в состав АК «СИБУР» крупнейшего российского нефтегозохимического холдинга, доля которого на российском шинном рынке в 2003 г., по собственным данным, превысила 46,9%. «Омскшина» производит более 100 типоразмеров и моделей шин радиальной и диагональной конструкции для грузовых, легковых автомобилей, сельскохозяйственных машин, мотоциклов и велосипедов. В январе-июле 2004 г. предприятие выпустило 2,95 млн шин, что на 33% меньше аналогичного периода 2003 г. В то же время выпуск грузовых моделей шин увеличился на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. – до более чем 1,23 млн. Выпуск легкогрузовых шин составил свыше 184 тыс., что соответствует уровню 2003 г. В июле завод «Омскшина» выиграл тендер на комплектацию автомобилей семейств «Газель» и «Соболь» Горьковского автозавода.
В середине прошлой недели было проведено внеочередное собрание акционеров «Омскшины», на котором рассматривался вопрос об увеличении уставного капитала ОАО «Омскшина» путем размещения дополнительных акций. Участники этого собрания единодушно проголосовали за то, чтобы увеличить уставный капитал предприятия с помощью дополнительного выпуска 505 362 обыкновенных акций и разместить эти акции по открытой подписке. Цена размещения дополнительных акций составит 1200 руб. за штуку. Таким образом планируется привлечь почти 606,5 млн руб. «Средства, полученные в результате размещения дополнительных акций, будут направлены на техническое перевооружение и модернизацию производства ОАО «Омскшина». Это последовательный шаг в рамках выполнения долгосрочных программ АК «СИБУР» по повышению эффективности шинного бизнеса, качества продукции шинных предприятий с углубленной их специализацией и оптимизацией модельного ряда шин – сказала RBC daily Анна Степанова, пресс-атташе компании «СИБУР – Русские шины», курирующей шинное направление АК «СИБУР».
Дело в том, что еще в апреле в холдинге пришли к выводу, что до 2008 года наиболее динамично будет увеличиваться рынок легковых и грузовых шин (до 5% ежегодно), и решили развиваться, ориентируясь, прежде всего, на запросы рынка. Поэтому в рамках программы по повышению качества продукции, разработанной компанией «СИБУР – Русские шины», «Омскшина» начала ориентироваться на выпуск радиальных грузовых, легкогрузовых и легковых шин. Глобальная цель данного начинания – сохранять лидерство на российском рынке до 2008 г., имея стабильную рыночную долю. Всего СИБУР до 2008 г. намерен инвестировать в свой шинный бизнес до 300 млн долл., доведя в 2008 г. его оборот до 1,1 млрд долл.
Подоплека же нынешнего решения СИБУРа относительно «Омскшины» – это реакция на усиление конкуренции на шинном рынке. Дело в том, что в настоящий момент в России уже построен завод Michelin, строится предприятие Nokian Tyres, а один из главных российских конкурентов СИБУРа – группа «Амтел» (28% рынка) – уже давно взяла курс на модернизацию своих производств, делает это достаточно агрессивно и уже добилась определенных результатов. Например, на предприятии группы «Киров I» в мае 2003 г. было запущено новое оборудование мощностью 2,2 млн шин в год для производства продукции под торговой маркой Nordman, на предприятии «Амтел-Черноземье – I» в Воронеже в 2003 г. началась установка нового оборудования мощностью 2,2 млн шин в год, завершившаяся в марте 2004 г. и т. д. Инвестиции «Амтела» в его собственные основные производственные мощности в 2003 г. составили 48 млн долл.
Решающим же фактором в конкурентной борьбе, по словам участников шинного рынка, сегодня является не столько лидерство в тех или иных сегментах по объемам выпускаемой продукции, сколько то, какое количество шин в конечном итоге удастся реализовать. Это напрямую зависит от соотношения «цена – качество» выпускаемых шин, при этом определяющим параметром является качество. «Конкуренция на рынке высока, и требования по качеству будут только расти. Если ты не будешь выпускать качественную продукцию, то уже никого не будет интересовать, сколько ты производишь шин, их просто не купят», – прокомментировал ситуацию в интервью RBC daily Радик Ильясов, генеральный директор ОАО «Нижнекамскшина». А другой эксперт отрасли пояснил RBC daily, что для сохранения рыночной доли компании «СИБУР – Русские шины» сегодня в любом случае придется приложить максимум усилий. По его словам, если компания не будет привлекать средства для модернизации производства также динамично, как это сегодня делает та же группа «Амтел», рыночная доля компании «СИБУР – Русские шины» может начать уменьшаться уже в 2006 г.
|