Колонка военного обозревателя " Но в то же время и стыдно. За безалаберную организацию перелета, за то, что истребитель, который его конструкторы и продавцы на всех международных выставках рекламировали как один из лучших в мире, не имеет, оказывается, надежных навигационных систем, способных подстраховывать друг друга в случае поломки одной из них. Ситуация чем-то напоминает августовское утопление батискафа АС-28 у берегов Камчатки.
Это еще хорошо, что все так закончилось, ведь потерявший ориентировку самолет могли запросто расстрелять дежурные силы ВВС НАТО, уже поднятые в воздух для пресечения полета «лазутчика». Кружившего, кстати, не так уж и далеко от столицы Литвы, куда ведут основные воздушные коридоры для гражданских лайнеров, - при той плотной облачности могло быть и столкновение.
Такое впечатление, что все это случилось не с боевым летчиком, а с малообученным стажером какого-нибудь любительского аэроклуба. Но Троянов - высококлассный пилот. У него есть лишь две слабины - старая машина (однополчанин Валерия метко назвал ее «летающим металлоломом») и скромный годовой налет часов, всего лишь треть от положенного. И это - беда всех наших ВВС, где полностью боеготовы из каждых 10 самолетов лишь 4, а норму налета (150 - 160 часов в год) имеют лишь 5 процентов пилотов. Вот и получается, что все эти проблемы выходят для нас боком даже при элементарных перелетах. Но самое опасное, что мы «тащим» их не только в зону границ с НАТО, но и в воздушное пространство чужих стран, приютившихся под крылом Североатлантического блока. Причем тех, которые, кажется, спят и видят, как бы подловить нас на таких вот проколах. И теперь вот такой «подарок судьбы». Как бы это кому-то ни показалось «непатриотичным», но Литва в данном случае поступает и с Су-27, и с майором Трояновым по тем правилам, которые мы должны принимать, раз уж вляпались. Как бы ни мучила нас «национальная гордость великороссов», но к технической сути ЧП она не имеет никакого отношения. Надо быть готовыми к самому неожиданному литовскому куражу: даже к тому, что Троянов летел бомбить Вильнюс тактическими ядерными ракетами, а когда понял, что потерял ориентировку, - сбросил их в какой-то лес. Судя по тому, что литовская сторона уже заявила о несоответствии показаний Троянова и данных представителей МО России, нас ждет еще не один такой «сенсационный замес» международного скандала. Можно ожидать, что и российская сторона заявит о том, что нашего пилота литовские следователи подкормили психотропными веществами. Все это мы уже проходили. Пока трудно предположить лишь одно - когда же конфликт будет исчерпан. Но в любом случае ясно, что свалившийся в буквальном смысле слова на голову литовцев «товар» они будут стараться продать по максимально высокой цене.
Понятно, что своего пилота мы, безусловно, на Родину вернем. Но где гарантия, что в следующий раз другие самолеты не потеряют ориентировку?"
Еще на эту тему:
«Разведка» катастрофой Летчик разбившегося Су-27 мог проверять литовскую систему ПВО
"Новые известия", АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА "Скандал с разбившимся в Прибалтике российским истребителем Су-27 перетек в самые высокие сферы. Вчера министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что Литва должна России вернуть пилота Валерия Троянова и обломки машины, а сам летчик может быть представлен к награде. Литовская прокуратура считает, что Троянов совершил преступление. А местные СМИ утверждают, что пилот Су-27 потерпел катастрофу в тот момент, когда пытался прощупать ПВО страны. В пользу этой версии говорят и факты, которые удалось выяснить «НИ». Год назад Валерий Троянов выполнял сходное задание, проверяя работу ПВО Белоруссии.
Для литовских СМИ ситуация с Су-27 до сих пор остается темой номер один. Журналисты упирают на два момента. Во-первых, они задаются вопросом, почему базирующиеся в Шяуляе самолеты ВВС Германии (напомним, Литва входит в НАТО), не среагировали на нарушение границы российским истребителем. Во-вторых, выдвигают версию, согласно которой пилот Су-27 не «заблудился», а выполнял задание по «прощупыванию» противовоздушной обороны Литвы.
Впрочем, даже если эти сведения и соответствуют истине, литовские военные все равно не смогли бы вовремя отреагировать на проникновение истребителя. Су-27 находился в воздушном пространстве Литвы как минимум несколько десятков минут. По правилам, силы ПВО должны были запросить неопознанный самолет на частоте бедствия, а затем поднять в воздух дежурные истребители и принудить чужака к посадке. Возможно, если бы литовская сторона поступила именно так, Россия не лишилась бы машины, стоимость которой исчисляется десятками миллионов долларов. Однако, похоже, литовцы «проспали» нарушителя.
Эта версия объясняет и тот факт, что пилот двигался над территорией Литвы, сохраняя полное радиомолчание. Кстати, как удалось выяснить «НИ», Валерий Троянов уже участвовал в проверке ПВО чужого государства, пересекая его границы. Год назад, 19 октября майор Троянов на Су-27 вторгся в воздушное пространство Белоруссии. Но поскольку этот полет проходил в рамках официальной командно-штабной тренировки объединенной системы войск ПВО Содружества независимых государств, о нем сообщало даже общенациональное белорусское телевидение. Навстречу «нарушителю» тут же были подняты два истребителя. Операция по перехвату проходила в густой облачности, однако за вершилась успешно: российский самолет был посажен на землю. Впрочем, называть учебные действия по проникновению в «чужое небо» уникальными язык не поворачивается. Это довольно стандартная процедура для опытных пилотов.
Тем временем вчера вечером литовская генпрокуратура наконец-то разрешила Валерию Троянову, который находится под домашним арестом, встретиться с женой Ольгой, добравшейся до Вильнюса. «Наши дипломаты встретили Ольгу на границе и проводили в здание посольства, – рассказал «НИ» пресс-атташе посольства России в Латвии Михаил Калугин. – Но встречи с мужем удалось добиться не сразу, переговоры с представителями генпрокуратуры Литвы шли целый день».
Еще на эту тему:
«Майор не знал английского…» Гибель российского истребителя Су-27 в Литве не удивляет. Как давно уже не вызывает удивления ни одна из катастроф отечественных Вооруженных сил
"Новое время", Владимир Воронов, http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3100&art_id=6696
" По официальной версии три истребителя Су-27 дислоцированной в Ленинградском военном округе 6-й армии ВВС и ПВО вылетели с аэродрома Лодейное Поле в направлении Калининграда. Пилоты должны были отработать взаимодействие с авиачастями Балтийского флота. Полет должен был проходить в нейтральном воздушном коридоре над Балтикой. Помимо истребителей в группу входили еще два фронтовых бомбардировщика Су-24 и самолет дальнего радиолокационного наблюдения А-50. Машина майора Троянова следовала в этой авиагруппе последней и на значительном отдалении от других машин. Что именно случилось с Су-27, пока сказать трудно. Возможно, после того как самолеты вошли в зону облачности, истребитель просто отстал от общей группы. Представители МО РФ утверждают, что поступило сообщение о потере ориентации: предположительно, отказало навигационное оборудование самолета. Потому Су-27 и оказался в воздушном пространстве Литвы – без приборов пилот не смог ориентироваться над морем. Доложив на землю о случившемся, летчик выработал топливо, снижаясь кругами, и катапультировался.
Безъязыкая авиация
Литовский министр обороны Киркилас сообщил, что служба контроля воздушного пространства вела наблюдение за самолетом в течение шести минут. И в связи с нарушением воздушного пространства в воздух по тревоге были подняты дислоцированные на литовской авиабазе истребители F-4 «Фантом» немецких ВВС. Однако в таком случае ПВО Литвы крупно «зевнуло»: по словам главнокомандующего литовской армией Валдаса Туткуса, Су-27 пробыл в воздушном пространстве целых 20 минут, правда, он «не представлял военной угрозы», а его пилот, «находясь в воздушном пространстве Литвы, включил сигнал SOS». И в ходе анализа данных радара тоже сделали вывод, что у самолета возникли технические неполадки и пилот потерял ориентацию. В общем, литовцы решили нарушителя не сбивать, хотя и могли. Еще литовский министр обороны скажет, что «упавший самолет отнюдь не новый, да и его пилот, кажется, уже сделал не одну аварию». Намек на низкую квалификацию пилота более чем очевидный.
Однако начальник службы безопасности полетов Минобороны РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов тут же заявил: майор Валерий Троянов – опытный пилот, аварий ранее не имевший. Возможно, вот только следующее откровение генерала потрясает: оказывается, пилот не знает английского языка и потому не смог объяснить ситуацию представителям НАТО! Летчик, не знающий английского, это нонсенс. Как можно было выпустить в воздух, на международную трассу такого летчика?! Это же не пилот Ан-2, совершающего рейсы в Нерюнгри, а боевой истребитель – либо он владеет международным языком общения, либо его надо держать подальше от границ. Так или иначе, но это весьма любопытный факт, штришок к вопросу о квалификации.
Другая странность в том, что все военные чины дружно кинулись разъяснять, что, мол, при отказе навигационных систем потеря ориентации над морем, где нет видимых ориентиров, обычное дело. Разумеется – но лишь для пилота, совершенно не подготовленного для полетов над морем. Троянов – не морской летчик, такой подготовки не проходил. Уже потому выпускать его в полет над морем – служебное преступление.
Не меньше претензий можно предъявить и военным диспетчерам, которые отвечали за проводку группы: уж они-то просто обязаны были помочь пилоту – чтобы хотя бы вывести к своей территории. В конце концов, в авиации отрабатывают варианты вывода самолета к аэродрому при отказе приборов. Весь полет авиагруппы выглядит откровенной авантюрой: в опасный полет по международному коридору и над морем послали летчиков, не умеющих ориентироваться в сложной ситуации и даже в случае необходимости не способных вести переговоры на общепринятом в авиации английском языке.
Полный износ на хозрасчете
Бывший главком ВВС России Анатолий Корнуков считает, что причиной гибели истребителя мог стать не отказ приборов или ошибка пилота, а усталость металла, поскольку, хотя это «и железо, но у него есть свой срок, так как металл испытывает постоянное напряжение, имеется остаточная деформация из-за плотности воздуха и перепадов давления». Литовцы, кстати, подтверждают, что машина далеко не новая. При этом Корнуков со знанием дела намекнул, что «беда одна не ходит, если проблемы с отказом одной машины есть, следовательно, никто не может гарантировать, что такая же ситуация не случится с еще одной», а «самолеты надо не только ремонтировать, их надо и менять». На что, как водится, денег нет.
Кстати, оборудование Су-27 вполне могло быть повреждено на земле из-за ненадлежащего состояния аэродрома. На днях заместитель главкома ВВС по тылу генерал-лейтенант Иван Пеньков выдал «страшную» военную тайну: свыше 70 процентов авиабаз требуют незамедлительного капитального ремонта по причине практически полной изношенности. Сам главком ВВС Михайлов еще в феврале 2005 года на заседании коллегии Минобороны заявил примерно то же: полеты боевой авиации скоро станут просто невозможны. В данный же момент у ВВС России набирается не более десятка авиабаз, отвечающих требованиям безаварийной эксплуатации боевой техники! На всех других самолеты просто-напросто гробят. Однако в ответ на это Сергей Иванов предложил ВВС… самим изыскать источники внебюджетного финансирования для поддержания аэродромов в надлежащем виде. ВВС на хозрасчете – это, конечно, нечто.
Авария внешнего значения
Так что не произойди 15 сентября крупной неприятности именно в Литве, это могло случиться позже – там же или в Латвии, Эстонии. Поскольку едва ли не чудом может считаться, что до сих пор самолеты ВВС России не падали на территории этих стран: в последнее время они постоянно барражируют в опасной близости от границ, регулярно нервируя натовских операторов системы ПВО имитацией массированных авианалетов. По крайней мере, известно, что в августе этого года самолеты российских ВВС произвели имитацию налета на Эстонию.
Конечно, такие штучки – обычное дело для эпохи «холодной войны». Однако сейчас в такие забавы стоило бы играть осторожнее: неровен час «отказ навигационных систем» может произойти аккурат во время такого «учебного» налета. Пикантность же нынешней ситуации придает еще и то, что рухнувший в Литве истребитель нес на своем борту штатное вооружение с полным боекомплектом: 30-мм пушку со 150 снарядами и четыре управляемые ракеты класса «воздух- воздух». То есть вполне мог произойти еще и вооруженный инцидент! А ведь и в более благословенные для нашей авиации времена случалось такое, от чего волосы дыбом вставали. Скажем, 4 июля 1989 года пилот советского истребителя МиГ-23, вылетевшего с польской базы, получив аварийный сигнал о пожаре, направил машину в сторону моря и катапультировался. Боевой самолет без пилота тогда еще несколько часов спокойно продолжал полет, пролетев над всей Западной Европой до Бельгии, где и рухнул, разрушив частный коттедж и убив человека.
Теперь зададимся вопросом: в условиях столь кризисного состояния, когда аэродромы разваливаются от ветхости, техника – тоже, само ли командование ВВС решает пощекотать нервишки западным супостатам, учинив полеты на грани фола? В политической самостоятельности авиационных генералов можно усомниться да и начальник Генштаба Балуевский – не Квашнин, так что никаких резких движений без согласования с министром обороны он себе просто не позволит. Конечно, не Сергей Иванов определяет конкретный план полетов, но уж он-то точно должен быть в курсе того, что может вызвать международный инцидент, – ему же расхлебывать. Так что понимание последствий воздушной активности на западном направлении у него должно присутствовать. На то он и министр. И вряд ли господин Иванов тут проявит самодеятельность, которая может поставить в неловкое положение уже не только его самого, но и его патрона. Значит, круг замыкается: ВВС «учатся летать», нервируя привычного противника, потому что это вполне укладывается в генеральную линию. Факт налицо: на европейском ТВД – театре военных действий – российские ВВС ведут себя раскованно, а вот на Дальнем Востоке стараются не проявлять и малой доли подобной активности, дабы не провоцировать китайские ВВС."
|