23.08.2005, №155 (1436) "Оплата гособоронзаказа в 2005 г. обойдется казне в 432 млрд руб. В эту сумму входят траты на закупку не только оружия, но и обмундирования, продовольствия и горючего, а также стоимость строительства и других приобретений для всех силовых ведомств. Минобороны казна выделит на разработки, ремонт и закупки оружия 187 млрд руб. (в 2003 и 2004 гг. – 117 млрд руб. и 137 млрд руб.), другим силовикам – около 20 млрд руб. На эти деньги военные собираются купить семь стратегических ракет “Тополь-М”, 17 танков и модернизировать 17 истребителей Су-27.
-------------------------------------------------------------------------------- В 2006 г. оснащение оружием военных обойдется казне существенно дороже, чем сейчас. Расходы бюджета на эти цели вырастут на 20%, а траты на разработку и закупку авиатехники — в два раза, хвалился на прошлой неделе министр обороны Сергей Иванов. В абсолютном выражении траты на закупки для Вооруженных сил вырастут примерно на 38 млрд руб. до 225 млрд руб., в том числе на авиатехнику — с 11 млрд руб. до 22 млрд руб.
Но это не значит, что военные станут покупать больше оружия. Из-за инфляции и общего роста цен на военную технику рост бюджета “не повлияет на рост закупок вооружений и военной техники для Вооруженных сил”, сказал вчера “Интерфаксу” замначальника управления начальника вооружения Минобороны генерал Александр Рахманов. На рост закупок не рассчитывают в двух крупнейших российских компаниях по производству самолетов и на предприятии, выпускающем вертолеты, сообщили “Ведомостям” на условиях анонимности их представители. Но бюджет еще не утвержден, так что не исключено, что Минобороны выделит какие-то дополнительные средства, объяснил причины такой скрытности один из них.
Неопределенность вызвана тем, что на следующий год нет программы вооружений — действующая рассчитана на четыре года и заканчивается в декабре, а новая не принята. По оценке думского комитета по обороне, в 2005 г. к выделенным 187 млрд руб. военным на оснащение надо было добавить как минимум 72 млрд руб. Сколько не хватит в 2006 г., говорить пока рано из-за того, что нет плана закупок, замечает источник в Минобороны. Планируется, что, как и в нынешнем году, они ограничатся покупкой нескольких межконтинентальных ракет, десятков единиц новой бронетехники и нескольких десятков модернизированных самолетов, говорит военный.
И силовики, и эксперты считают, что оборонзаказ в физическом выражении не растет вовсе не из-за инфляции. “Рост заказа в деньгах не означает роста в штуках до тех пор, пока не повышено качество реализации гособоронзаказа”, — замечает первый замдиректора Федеральной службы по гособоронзаказу Сергей Маев. По его мнению, на такой резерв, как “лучшая организация” закупок, сейчас просто “не обращается внимание”. При этом производители действительно взвинчивают цены, из-за чего не дает отдачи рост оборонзаказа, добавляет член совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков. Правда, дороговизна зачастую связана вовсе не с инфляцией. “Если у армии кончились запасы каких-то изделий и при попытке заказать новые обнаруживается, что производство исчезло, то это не инфляция, а доплата за восстановление производственной базы”, — объясняет эксперт Центра оборонной информации Иван Сафранчук.
К тому же в ФСБ и МВД при таком же росте гособоронзаказа в процентном выражении количество закупаемой техники в отличие от Минобороны растет, напоминает источник в военном ведомстве. Так что дело не в особой “военной инфляции”, а в неэффективности системы закупок Минобороны, убежден эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. “Пока она не реформирована, наращивать гособоронзаказ бессмысленно — лучше потратить эти деньги на техническое перевооружение критически важных отраслей ВПК”, — резюмирует чиновник Минобороны."
|