Девять из десяти москвичей и жителей Санкт-Петербурга в курсе “дачного дела” Михаила Касьянова. Стараниями депутатов и Генпрокуратуры о бывшем премьере вспомнили 66% россиян, выяснил ВЦИОМ. Такое напоминание даже с отрицательным знаком могло бы помочь Касьянову в борьбе за потенциальных избирателей, но скорее всего лишь добавит работы его политтехнологам, отмечают эксперты.
Четыре года проруководив российским правительством, в феврале 2004 г. Касьянов ушел в отставку. Спустя год он принялся критиковать нынешние власти, а в июне дал понять, что намерен объединить оппозицию Кремлю на президентских выборах — 2008.
Жизнью экс-премьера заинтересовались депутаты Госдумы: весной Игорь Островский из ЛДПР предложил палате спросить у ФСБ и МВД, нет ли у них материалов о противоправной деятельности отставника. А в конце июня “единоросс” Александр Хинштейн отправил в Генпрокуратуру несколько депутатских запросов о приватизации двух дачных комплексов на западе Москвы — “Сосновка-1” и “Сосновка-3”. По мнению депутата, первый через непрозрачные конкурсы достался фирмам, близким к Касьянову. Генпрокуратура уже расследует дело о причинении имущественного ущерба в особо крупном размере (ст. 165 ч. 3, до пяти лет лишения свободы) против гендиректора одной из фирм, а в отношении Касьянова “информация проверяется”. Дело Генпрокуратура возбудила 1 июля, а объявила об этом спустя 10 дней. 15 июля замгенпрокурора Владимир Колесников заявил, что упомянутый гендиректор продавал дачу “при активной и незаконной помощи ряда федеральных чиновников и самого бывшего председателя правительства Касьянова”.
Уже 11 июля “дачному делу” посвятили сюжеты в новостях все федеральные телеканалы. Как выяснили социологи ВЦИОМ в ходе опроса 16-17 июля, новости россияне смотрели внимательно: 66% говорят, что знают о том, что “Генеральная прокуратура предъявила Касьянову обвинения в незаконной приватизации государственной дачи”. Причем в крупных городах эта цифра еще выше: 82% в Москве и Санкт-Петербурге и 69% — в городах с населением больше полумиллиона человек. Большинство опрошенных — 47% — видят причину появления дела в том, что “он действительно нарушил закон”, а в политическую подоплеку верят всего 14%.
Сам Касьянов, по информации его пресс-службы, сегодня должен вернуться из-за границы и приступить к работе. До тех пор получить его комментарии невозможно, сказала “Ведомостям” Татьяна Разбаш, помощник экс-премьера по общественным связям. По ее словам, в окружении Касьянова уже видели результаты опроса и сейчас анализируют их.
Глава аналитической группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин считает, что скандал хоть и поспособствовал повышению “узнаваемости” политика Касьянова, но ненадолго. “Это локальное повышение, и если кампания не будет набирать обороты, до выборов оно не продлится”, — говорит эксперт.
Кража дачи — “идеальный сюжет” для массовой аудитории, “попавший точно в цель”, говорит гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Абсолютное большинство россиян, по его наблюдениям, “голосуют” за решение двух проблем: повышение благосостояния и всеобщее равенство перед законом. А политтехнолог Олег Матвейчев из Bakster Group добавляет, что с точки зрения PR кража дачи еще и близка каждому: “Увод какого-нибудь завода или оптимизацию налогов через офшоры ему еще, может быть, и простили бы, а дачу, да еще и в последние дни премьерства — это как-то мелко с точки зрения потенциальных избирателей”.
К концу своего премьерства Касьянов мог похвастаться 11%-ным рейтингом доверия (январь 2004 г.). Лишь троим политикам в июне 2005 г. удалось набрать рейтинг доверия выше 10% — Владимиру Путину (41%), главе МЧС Сергею Шойгу (13%) и лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому (10%). Теперь в доверии Касьянову сознаются всего 1% россиян (июль 2005 г.).
Говорить спасибо Генпрокуратуре за раскрутку Касьянову не стоит, считает Олег Матвейчев из Bakster Group, ведь теперь большие усилия придется потратить на объяснения, что “дачу не воровал, а конкуренты еще хуже”. Но цифра в 47% верящих, что экс-премьер преступил закон, “не фатальна” и “за большие деньги может быть изменена в ходе кампании”, говорит председатель совета директоров группы политконсалтинговых компаний “Никколо М” Игорь Минтусов. Он приводит в пример кампанию Андрея Климентьева, избравшегося мэром Нижнего Новгорода, не выходя из СИЗО. “На местных выборах удавалось выигрывать кампании и начиная с 80% антирейтинга, — соглашается Матвейчев. — Но кампания должна быть очень жесткой и манипуляционной: показывать, что конкуренты еще хуже, заставлять выбирать из двух зол, играть на принципе “свой — чужой”.
Все данные приведены на основании общероссийских опросов ВЦИОМ: 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Опрос о “дачном деле” проведен 16-17 июля.
|