Siemens не получит “Силовые машины”. Власти сочли, что эта сделка навредила бы обороноспособности страны. Теперь “Силмашины” достанутся “Базэлу”, уверены эксперты, добавляя, что расстраиваться Siemens не стоит — компенсацией ему послужит почти $2-миллиардный контракт на поставку скоростных поездов РЖД.
Ради сделки с Siemens “Интеррос” прошлым летом разорвал договоренность об обмене активами с ОМЗ. Немецкая компания собиралась купить 73,4% акций “Силовых машин” и обещала инвестировать в компанию 250 млн евро и передать ей новые технологии.
Но продажа “Силовых машин” иностранцу не понравилась властям. Как только Siemens подал заявку в Федеральную антимонопольную службу на покупку пакета, многие чиновники усомнились в необходимости сделки. Камнем преткновения стали оборонные мощности “Силмашин”. А в начале года на “Силовые машины” появились и российские претенденты: заявку в ФАС оформила и компания, близкая “Базэлу”. Чиновники, возражавшие, что оборонные мощности можно вывести из “Силмашин” и одобрить сделку с Siemens, выставив поведенческие условия, были в меньшинстве. Это невозможно, заявил вчера замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
Во вторник ФАС положила конец спорам, отклонив ходатайство Siemens. По мнению службы, сделка привела бы “к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования”.
Это едва ли не первый случай, когда власти запретили западному инвестору, тем более из милой сердцу президента Владимира Путина Германии, купить актив в России. До сих пор власти позволяли себе так обращаться только с китайцами, напоминает начальник аналитического отдела Газпромбанка Сергей Суверов: нефтяную госкомпанию CNPC в 2002 г. не пустили на аукцион по “Славнефти”, а год назад вынудили расторгнуть сделку по покупке оренбургской нефтегазовой компании “Стимул”, доставшейся “Газпрому”.
Зато теперь зеленый свет на покупку “Силовых машин” дан “Базэлу”, считают чиновники. Многим из них это было понятно неделю назад — на открытии международной промышленной ярмарки Hannover Messe. “О чем вы говорите, какая может быть сделка с Siemens, теперь все вопросы вот к этому человеку”, — сказал тогда корреспонденту “Ведомостей” высокопоставленный чиновник, указав на владельца “Базэла” Олега Дерипаску. Сам Дерипаска тогда обсуждать эту тему не захотел, а источник в “Базэле” вчера сообщил, что компания готова активизировать переговоры с “Интерросом” о приобретении контрольного пакета “Силовых машин”.
Другим претендентом на него считалось РАО “ЕЭС России” — глава энергохолдинга Анатолий Чубайс в марте отмечал, что, если государство откажет Siemens, у РАО “есть предложения”. Представитель холдинга Марита Нагога заявила, что РАО пока не выработало позицию по этому вопросу.
Не решил, что теперь делать, и “Интеррос”. “Мы не вели переговоры ни с кем, кроме Siemens”, — говорит директор по связям с общественностью “Интерроса” Лариса Зелькова, добавляя, что “стратегических инвесторов не так много”.
Все они, включая и “Базэл”, и РАО ЕЭС, будут для “Силмашин” менее эффективным собственником, чем Siemens и даже нынешний владелец, “Интеррос”, считает аналитик ОФГ Елена Сахнова. В своем отчете она называет недостатком РАО то, что это госкомпания, а машиностроительные проекты “Базэла”, по ее мнению, управляются хуже, чем могли бы.
Впрочем, у “Силовых машин” есть “перспективы развития с участием иностранного капитала, в том числе и Siemens”, считает министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Но без контрольного пакета “Силмашины” не представляют для немцев интереса, уверена Сахнова. Представитель Siemens вчера заявил лишь, что в компании сожалеют о решении ФАС, но Siemens по-прежнему будет работать на российском рынке.
Немецкой компании не стоит расстраиваться, считают аналитики. Денис Нуштаев из “Метрополя” напоминает, что вместо “Силовых машин” Siemens получил соглашение с РЖД о поставках поездов для скоростной трассы Петербург — Москва на 1,5 млрд евро. “Никакой политической подоплеки в этом контракте нет, только бизнес”, — возражает представитель РЖД Константин Пашков.
|