Влиятельные российские чиновники и бизнесмены попали в поле зрения испанских прокуроров. Их имена появились в обвинительном заключении лидеру малышевской ОПГ Александру Малышеву и лидеру тамбовской ОПГ Геннадию Петрову, которые, как следует из материалов дела, «создали в Испании русскую мафию». Об этом пишет «РБК» со ссылкой на испанские издания ABC и El Mundo.
Геннадий Петров
452-страничное обвинительное заключение Антикоррупционной прокуратуры Мадрида содержит, по свидетельству испаских СМИ, массу любопытных утверждений. В число тех, кто попал в поле зрения испанских правоохранителей из-за «прямых связей» с лидером ОПГ, якобы входят президент Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандер Махмудов, совладелец Evraz Group Александр Абрамов и владелец «Русала» Олег Дерипаска.
Среди чиновников прокуроры особо выделяют бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова – подчёркивается, что с ним Петров имел «деловые связи», а также тестя Сердюкова, бывшего премьер-министра России Виктора Зубкова. Зубков, по данным прокуратуры Испании, «принимал некоторые политические решения в пользу подозреваемых». Также фигурируют имена вице-премьера Дмитрия Козака и бывшего министра связи Леонида Реймана.
Однако подробности, насколько преступными были эти связи, неизвестны: досье засекречено испанской Антикоррупционной прокуратурой, сообщает издание El Pais.
Фото: RBK
«Петров напрямую связан с политиками и российскими общественными деятелями, в частности с Анатолием Сердюковым, (бывшим) министром обороны России, его тестем, бывшим премьер-министром Виктором Зубковым, — отмечают испанские СМИ. — Другим его партнером является представитель Госдумы Владислав Резник. Несмотря на публичную должность, Резник подчиняется Петрову, который в одном из телефонных разговоров был назван как «наш лидер». (В разговоре с «Эхом Москвы» депутат Резник категорически опроверг эти сообщения – Ред.)
Кроме того, испанские прокуроры считают, что «услуги ему [Петрову], возможно, оказывал», замглавы ФСКН Николай Аулов, занимавший ранее должность начальника Главного управления МВД по Центральному федеральному округу, так же, как и руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин, которого издание называет «действующим сотрудником прокуратуры».
По данным прокуроров Хосе Гринда и Хуан Каррау, Петров активно «поддерживал тесные связи с экономической, политической, судебной и полицейской элитой России, а также с членами международной организованной преступности для достижения общих целей», — об этом говорится в заключительном обвинении.
Подчеркивается, что российские чиновники и бизнесмены не являются фигурантами дела и не подлежат вызову в испанский суд.
Вместе с Петровым по делу о «русской мафии» проходят два десятка российских, украинских и испанских граждан. По версии следствия, подозреваемые с 1996 года занимались в Испании легализацией средств, полученных от преступной деятельности, и контролировали тамбовскую и малышевскую криминальные группировки через посредников и подчиненных лиц.
Геннадий Петров и Александр Малышев во времена бурной питерской молодости
Операция «Тройка», о которой в Испании вновь заговорили, была проведена в июне 2008 года, вспоминает «Фонтанка». Тогда в Малаге 400 гвардейцев короля задержали два десятка россиян, среди которых были в основном петербуржцы, в том числе знаменитые, так сказать, силовые предприниматели 90-х Геннадий Петров и Александр Малышев, взявший себе фамилию своей пятой жены — Гонсалес.
В захвате были задействованы броневики, вертолеты, катера и овчарки. Во главе операции стоял судья Национальной судебной палаты Бальтасар Гарсон. Он заявил, что русские отмывали на Средиземном море капиталы. С каждым его выступлением в СМИ грехи задержанных росли – от убийств до отвратительного влияния на российских политиков.
Все, включая воспитательниц их детей и их испанских адвокатов, в те дни были арестованы. Малышев оказался в тюремном спецблоке вместе с баскскими террористами. По его же словам, на прогулки его водили шесть охранников и первый месяц не давали зубную щетку, считая, что и из нее он сможет смастерить оружие.
Особняк Геннадия Петрова стоит на скале на острове Майорка (фото: abc.es)
Чуть позже арестованные начали выходить под залог. Дело о русской мафии поскучнело, репортеры потеряли к нему интерес. Около пяти лет Малышев, Петров и окружение вместе с семьями жили в своих арестованных особняках. Порой требуя от испанских властей процессуальных действий. Местные таксисты уже научились чуть-чуть зарабатывать на показе их поместий. Но с момента штурма, например, Малышев не был допрошен ни разу.
Петров также был отпущен под залог, ему даже разрешили выехать на некоторое время в Россию. По истечению срока в Испанию он не вернулся и сейчас объявлен в международный розыск.
Что касается обвинений, брошенных в адрес российских политиков и чиновников, то происхождение этого «прайс-листа» загадочно, отмечает обозреватель «Фонтанки» Евгений Вышенков. Изначально в 32-страничном обвинении в июне 2008 года Гарсон указал лишь две фамилии – генерала Аулова, с которым Петров был знаком по его службе в милиции еще с начала 90-х, и депутата Госдумы, возглавлявшего финансовый комитет Резника, дом которого в Малаге стоял недалеко от здания Петрова.
Опрошенные «Ъ» эксперты считают информацию о связях Петрова с российской элитой выдумкой и говорят, что из всех перечисленных испанскими журналистами чиновников господин Петров был знаком только с господином Сердюковым, а остальные названы безосновательно.
Иного мнения придерживается «Радио Свобода», утверждающая, что в её распоряжении оказались копии уголовного дела об преступной легализации денег в Испании. Эти документы могут свидетельстваовать о том, что русская мафия в 2001-2004 годах отмыла 4 миллиона евро через зарегистрированную в испанской Аликанте компанию Vera Metallurgica, сообщает издание.
Три бизнесмена – Михаил Черный (считается одним из лидеров организованной преступной группировки «Измайловская», ныне находится в Израиле – Ред.) , Искандер Махмудов и Олег Дерипаска, по версии следствия, являются совладельцами Vera Metallurgica – дочерней структуры «Уральской горно-металлургическую компании» (УГМК), и, соответственно, причастны к отмыванию этих средств. Следствие также не исключает, что деньги отмывались и через саму УГМК, принадлежащую Махмудову.
Что касается Олега Дерипаски, то «его участие в обнародованных фактах прямо следует из его личных, криминального характера отношений с г-ми Михаилом Черным, Искандером Махмудовым и Евгением Ашенбреннером, стоявшими у истоков компании, учредившей Vera Metallurgica, то есть, УГМК», – говорится в документе.
В мае 2010 г. Дерипаска был допрошен как свидетель. Во время разговора с испанским судьей он отрицал обвинения в отмывании денег и заявил, что в 90-е годы он был вынужден платить криминальным группировкам за охрану своего бизнеса, иначе говоря, за «крышевание».
В конце октября в Испании вышла книга журналистов телеканала ABC Пабло Муньоса и Крус Марсильо «La palabra de vor» ("Слово вора»). Испанский судья Бальтазар Гарсон, известный своей борьбой с «русской мафией» сказал, что произведение «поражает объемом использованного материала и глубоким анализом». По его словам, «книга ценна тем, что она показывает работу, проводимую в Испании в борьбе с организованной преступностью». «Радио Свобода» взяла интервью у автора книги Пабло Муньоса.
– В своей книге вы пишете о «русской мафии» в Испании в целом. Каков масштаб ее деятельности?
– В общей сложности, в Испании арестовано пятьсот человек по подозрению в принадлежности к русской мафии, но наиболее важными являются Захар Калашов, приговоренный к семи с половиной годам тюрьмы за отмывание денег. Он ожидает экстрадиции в Грузию, где его могут лишить свободы еще на 18 лет. Геннадий Петров, глава тамбовской группировки, Александр Малышев, тесно связанный с последним и пользующийся очень большим авторитетом и престижем в русской мафии; Виталий Изгилов, «Зверь», который после своего первого ареста в 2005 году в рамках операции «Оса» не раз шел на повышение в рядах мафии. В России арестованы двое обвиняемых в Испании наркобаронов: Тариел Ониани, избежавший ареста в рамках операции «Оса» благодаря предательству испанского полицейского и Владимир Тюрин, тоже избежавший ареста во время этой операции. Последний считается лицом, тесно связанным с Олегом Дерипаской.
В этой же книге журналисты фактически обвиняют в связях с «русской мафией» Анатолия Сердюкова. О том, что испанское правосудие располагает записями телефонных разговоров арестованных в Испании в 2008 году членов «тамбовской группировки» (среди которых Геннадий Петров), где упоминается Сердюков, сообщалось в 2009 году, отмечает «Радио Свобода».
«Я специально позвонила автору книги Пабло Муньосу, чтобы уточнить, не подавал ли Анатолий Сердюков в суд на него? – пишет автор материала Анастасия Кириленко. – Выяснилось, что нет: Анатолий Сердюков НЕ обращался в суд с иском о клевете. Во всяком случае, вплоть до 14 июля 2011 Пабло Муньосу о подобном иске ничего не было известно».
|