В последний день ушедшего года “Роснефть” успела стать полноправным собственником “Юганскнефтегаза”. 31 декабря госкомпания не только заплатила оставшиеся $7,65 млрд, но и сменила руководителя и управляющую компанию “Юганска”. Теперь реализовать одобренную президентом Путиным схему слиянию “Газпрома” с “Роснефтью” стало гораздо сложнее. Главный добывающий актив “ЮКОСа” был продан 19 декабря на аукционе в счет погашения налоговых долгов материнской компании. Победителем стало тверское ООО “Байкалфинансгрупп”, предложившее за 76,8% акций “Юганскнефтегаза” $9,35 млрд. А спустя несколько дней БФГ была продана “Роснефти” за 10 000 руб.
Но 30 декабря глава администрации президента и председатель совета директоров “Газпрома” Дмитрий Медведев неожиданно заявил, что “Юганскнефтегаз” может не достаться “Роснефти”. По его словам, до конца января сама “Роснефть” сольется с “Газпромом”. “В состав активов, передаваемых в “Газпром”, не будет включен “Юганскнефтегаз”, — передало слова Медведева агентство “Интерфакс”. А спустя несколько часов глава Минпромэнерго Виктор Христенко пояснил, что активы “Юганскнефтегаза” будут переданы в отдельную госкомпанию. “Решение не консолидировать "Юганскнефтегаз" в "Газпром" связано с тем, что у государства нет намерений увеличивать свое прямое участие [в "Газпроме"] сверх контрольного пакета”, — цитирует Христенко пресс-служба Минпромэнерго.
Но несмотря на заявления высокопоставленных чиновников уже на следующий день “Роснефть” расплатилась за “Юганскнефтегаз”, говорит сотрудник Минюста. По его словам, 31 декабря госкомпания перечислила на счет департамента судебных приставов в МДМ-банке $7,65 млрд, еще $1,7 млрд были ранее внесены БФГ в качестве залога за участие в аукционе.
В тот же день десант из примерно 30 сотрудников “Роснефти”, возглавляемый первым вице-президентом Николаем Борисенко, высадился в Нефтеюганске, рассказывает представитель “ЮКОСа”. Тут же было проведено внеочередное собрание акционеров “Юганскнефтегаза”, на котором был досрочно расторгнут договор с управляющей компанией “Юганска” — ЗАО “ЮКОС ЭП” и назначен новый гендиректор — экс-глава “Пурнефтегаза” Владимир Бульба.
Руководитель пресс-службы “Роснефти” Александр Степаненко подтвердил эту информацию, отказавшись пояснить, откуда “Роснефть” взяла деньги для этой сделки. Близкий к компании источник говорит, что “Роснефть” прокредитовали российские банки, среди которых был Сбербанк.
Теперь объединить “Роснефть” с “Газпромом”, не включив в сделку “Юганскнефтегаз”, будет непросто. “Конкретной схемы пока нет”, — утверждает высокопоставленный сотрудник одного из профильных министерств. По его мнению, “Роснефть” может быть разделена на две компании, в одну из которых будет внесен “Юганскнефтегаз” вместе с обязательствами по выплате кредита на $7,65 млрд. Во второй компании останутся все прочие активы “Роснефти”, которые впоследствии будут внесены в “Газпром” в обмен на его акции. Другой вариант — не делить “Роснефть”, а просто передать акции ее нынешниx “дочек” газовой монополии, оставив нефтяной госкомпании только “Юганскнефтегаз”. Реализовать любой из этих вариантов будет довольно сложно, ведь они потребуют многочисленных согласований, констатирует собеседник “Ведомостей”.
Сотрудник “Газпрома” уверен, что теперь схема слияния “Роснефти” с “Газпромом” претерпит серьезные изменения: “Когда Медведев и Христенко делали заявления относительно консолидации “Роснефти” в “Газпром”, они исходили из того, что “Роснефть” не заплатит деньги за “Юганск”, — объясняет он. В Минпромэнерго и администрации президента вчера отказались от официальных комментариев. Пресс-секретарь председателя правления “Газпрома” Сергей Куприянов говорит, что пока монополия не определились с датой совета директоров, на котором будут обсуждаться детали сделки с “Роснефтью”.
А пока правительство спешит подыскать “Юганскнефтегазу” иностранных акционеров. 30 декабря Христенко заявил, что китайская компания может получить 20% акций в “Юганскнефтегазе”. Вчера “ИТАР-ТАСС” со ссылкой на источники в госкомитете по делам реформ и развития Китая передало, что в Пекине хотели бы купить 25% акций нового российского предприятия, создаваемого на основе “Юганскнефтегаза”. В CNPC “Ведомостям” отказались прокомментировать эту информацию.
Другим потенциальным покупателем доли в “Юганске” считается индийской госкомпания ONGC, которая, по сообщению индийской газеты Business Standard, готова предложить до $2 млрд за 15% “Юганскнефтегаза”. Но министерство нефти и природного газа Индии пока не дало своего согласия. В ONGC от комментариев отказались.
Привлечение китайцев и индийцев в “Юганскнефтегаз” поможет снизить риск возможных судебных разбирательств вокруг компании, считает председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин.
Действия “Роснефти” свидетельствуют о том, что ее менеджмент не хочет расставаться с “Юганскнефтегазом”, полагает президент института энергетической политики Владимир Милов, а Шохин называет создание 100%-ной госкомпании на базе “Юганскнефтегаза” “худшим вариантом”. По его мнению, правильнее было бы отдать “Газпрому” кусок в объединенной “Роснефти” с “Юганском”. “Сейчас логика лишь в том, что другого способа избежать претензий миноритарных акционеров "ЮКОСа" у государства нет, — уверен Шохин. — Это вынужденная мера, так как остальные варианты ведут к возможным негативным правовым последствиям для покупателя”.
|