Правительство демонстрировало готовность исполнять послание президента, посвятив почти целое заседание ускорению экономического роста ради удвоения ВВП. Новых рецептов не нашлось. Зато был выбран ответственный за результат - им оказался министр экономического развития Герман Греф. Премьер-министр Михаил Фрадков решил, что показателем эффективности работы МЭРТ должны стать темпы роста ВВП - не менее 7% в год.
Фрадков станет Грефом
"Я прошу членов правительства настроиться минут на 40-45", - заявил Михаил Фрадков, направляясь к трибуне. В четверг он сам выступил на заседании кабинета с докладом об "основных направлениях деятельности правительства". Речь премьера действительно была долгой: Фрадков постарался объяснить, как российская экономика может уйти от "инерционной модели развития", при которой возможен рост не более 4-5% в год, и выйти на траекторию удвоения ВВП. По мнению Фрадкова, недостающие для этого 2-3% можно получить за счет реализации "крупных проектов на прорывных направлениях".
Собственно, правительство и раньше пыталось выделить приоритеты в своей работе, но их число постоянно стремилось к бесконечности. "Надо идти в одном направлении, а не разбегаться по плоской поверхности во все стороны", - призвал премьер. Правда, сам не стал строго придерживаться этого принципа. "Прорывных направлений" в докладе оказалось неожиданно много. Премьер вспомнил практически все темы, которые за последнее время обсуждались в правительстве: от развития ипотеки и модернизации образования до банковской и налоговой реформ. Но главных "прорывов", по Фрадкову, должно быть два: первый - инфраструктурный (строительство новых трубопроводов, дорог, портов), второй - технологический (внедрение высоких технологий в промышленность путем создания венчурных фондов и особых экономических зон).
И на том, и на другом направлении правительство собирается добиваться успехов с помощью "частно-государственного партнерства". Как пояснил Фрадков, это означает "расширение сферы для приложения частной инициативы". То есть, например, компания строит на свои деньги нефтепровод, который остается государственным, а инвестор получает лишь льготный тариф на прокачку.
Но для такого "расширения" бизнесу предстоит подняться над "корпоративными интересами" и "ориентироваться на основные направления работы правительства".
Впрочем, пока ориентироваться особо не на что. Конкретный план действий правительство только пообещало сформулировать. Взяв за основу вчерашний доклад премьера, каждое министерство должно в двухмесячный срок представить соображения по удвоению ВВП на своем участке. Затем наступит очередь МЭРТ - оно должно написать "нормативный прогноз", который должен "обеспечивать выход экономики на темпы роста не ниже 7-8% в год".
Чуть позже выяснилось, что МЭРТ должно не только написать документ, но и отвечать за его исполнение. Уже в конце заседания правительство утвердило проект нового положения о Минэкономразвития. Михаил Фрадков, воспользовавшись случаем, объяснил, чем должно заниматься это ведомство.
"Я вижу у вас, - заявил он, обращаясь к Герману Грефу, - три крупные функции: институциональную, инвестиционную, штабную". С первыми двумя все более или менее понятно. Институциональная функция - писать законопроекты, инвестиционная - регулировать госинвестиции, прежде всего в форме федеральных целевых программ. Но самое главная функция - "штабная", то есть, как пояснил премьер, "искусство проведения экономической политики". Этим-то искусством Греф в первую очередь и должен заниматься. "Ваша задача - сориентировать всех на удвоение ВВП", - заявил Фрадков. К тому же правительство хочет найти критерии, по которым можно оценивать эффективность работы отдельных ведомств, вот для Минэкономразвития такой критерий и готов - 7% роста ВВП в год.
Греф попытался отказаться от такой чести. "Я, конечно, готов быть крайним по всем вопросам, но ведь у меня нет инструментов воздействия на остальных министров - экономический рост и их задача тоже", - начал объяснять он. "Значит, надо найти", - добродушно посоветовал председатель правительства и даже стал помогать в поисках. "Это должен быть тонкий инструмент, - размышлял вслух Фрадков. - У кого-то подъемный кран, у кого-то телега, а у кого-то..." "Лошадь!" - подсказали из зала. "Лошадь!" - с радостной улыбкой согласился премьер. На это Грефу возразить было нечего - ответственность за удвоение ВВП пришлось признать.
|