В конце апреля в Санкт-Петербурге президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев объявил о решении совместно с КБ "Рубин" продолжить работу над проектом по созданию высокоскоростного поезда "Сокол", который будет курсировать между двумя российскими столицами. Господин Фадеев гарантировал финансирование проекта и был уверен, что состав "доведут до состояния, которое было бы пригодным для перевозок пассажиров". Уверенность оставалась в силе два дня. 29 апреля пресс-служба ОАО "РЖД" разъяснила, что, с одной стороны, денег на этот проект у него нет и не предвидится, но, с другой стороны, имеется "заинтересованность в развитии скоростного движения". Руководство компании считает, что работы должны вестись "за счет средств завода-изготовителя и разработчика, либо привлеченных инвестиций".
На инвестиции, по оценкам КБ "Рубин", надо порядка $3 миллионов. Вопрос, кто их даст и на каких условиях, остается открытым. Стоимость одного поезда порядка $20 миллионов. Окупаемость - при стоимости билета не меньше $30- около 8 лет. При этом стоимость билета явно занижена. Вряд ли она может быть меньше $50-70. Но это не главное. Главное, что у руководства ОАО "РЖД" и лично у Геннадия Фадеева нет 8 лет на ожидание первых дивидендов.
Любопытно, что в марте 2003 года Геннадий Фадеев, тогда министр путей сообщения, объявил, что "межправительственная комиссия признала "Сокол" полностью непригодным, а все разговоры о том, что его можно довести до ума, просто выколачивание миллионов и пустая трата денег". Проект закрыли. Стоимость неудачи составила, по разным оценкам, от $32,5 миллиона до более чем $75 миллионов. Насколько "более" - не ясно, однако весной 2003 года, когда Фадеев признал работу над "Соколом" "исторической ошибкой", отдельные издания оценивали общую сумму потерь в $450 миллионов.
Если удастся сторговаться производственникам и транспортникам, то совместными усилиями Октябрьской железной дороги (то есть ОАО "РЖД") и какого-нибудь банка (к примеру, Транскредитбанка, позиционирующего себя как опорный банк отрасли) будет создано очередное ОАО. Оно-то и будет доводить до пригодного к перевозкам состояния скоростной поезд "Сокол". А потом станет его эксплуатировать, арендуя у ОАО "РЖД" инфраструктурные мощности. Деньги будут перемещаться из Москвы в Санкт-Петербург и обратно с должной скоростью. Во всем мире (кроме удивительной страны Японии) пассажирские перевозки убыточны. Возможно, на отдельно взятом направлении, где все по-другому, не так как в целом по России, удастся создать прецедент окупаемого пассажирского проекта.
***
Создание скоростного поезда "Сокол" лоббировало РАО "Высокоскоростные магистрали", созданное в 1992 году указом президента Ельцина и успешно "закопавшее" за шесть лет своего существования $49 миллионов из $300 миллионов инвестиционного кредита, В память о недолгой жизни ВСМ петербуржцам осталась большая яма в районе Московского вокзала. В начале апреля 2004 года разрытый котлован решили прибрести на паях Внешэкономбанк и питерский холдинг "Веда-система". Городу обещано $80 миллионов. Те же $300 миллионов, что и ранее, надо вложить в строительство. В итоге должен получиться крупный офисно-развлекательный центр. Старт строительства запланировали на 2005 год. Найдется ли в офисном здании пристанище для скоростных пассажиров (как это задумывалось ранее), неизвестно.
Еще на эту тему:
Три миллиона на ветер
Геннадий Фадеев решил воскресить "Сокол-250"
Железнодорожники продолжают бредить идеей высокоскоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Москвой. Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев неожиданно сообщил информагентствам, что проект "Сокол-250" все же будет жить, несмотря на то что более года назад он сам лично поставил на нем крест. Тогда, заняв кресло министра путей сообщения, г-н Фадеев был недоволен результатами работ: "Все разговоры о том, что его ("Сокол-250". - Ред.) можно довести до ума, просто выколачивание миллионов. Пустая трата денег". Теперь президент РЖД говорит: "Мы доведем экспресс до состояния, пригодного для перевозки пассажиров".
"Сокол-250", способный перемещаться со скоростью 250-350 км/ч, создавался специально для магистрали Москва-Санкт-Петербург. Он должен был заменить морально устаревшие ЭР-200 (скорость 200 км/ч) и сократить время пути из одной столицы в другую до трех часов. Грандиозный проект (поезд, вокзал и трасса) был оценен в 5 млрд долл. с окупаемостью восемь лет. Его разработкой на базе завода "Трансмаш" и финансированием совместно с МПС занималось созданное в 1991 году РАО "Высокоскоростные магистрали" (70 и 30% соответственно). В 1991 году Борис Ельцин выпустил указы о строительстве дороги и поезда. Однако скоростная магистраль существует только в проекте, а вместо запланированного под "Сокол" спецдепо и транспортно-коммерческого центра остался вырытый неподалеку от Московского вокзала в Санкт-Петербурге котлован.
Покровительствующий проекту экс-министр МПС Николай Аксененко хотел презентовать поезд к 300-летию Санкт-Петербурга. В 2001 - 2002 годах состав "Сокола-250" вышел на линию, но обкатка не удалась: в пути постоянно случались мелкие аварии. В результате госкомиссия обнаружила более 50 недостатков, связанных с безопасностью движения. В январе 2002 года г-н Аксененко лишился должности и попал в опалу Генпрокуратуры, а назначенный министром г-н Фадеев поспешил избавиться от скандально известного проекта. В начале прошлого года на совещании инвестиционного комитета новый глава МПС, обсуждая вопрос об организации скоростного пассажирского движения, назвал проект "Сокол-250", из-за которого, по его словам, "министерство потеряло время, деньги и веру" в создание системы скоростного движения в России, "исторической ошибкой".
Вчера же в ходе рабочей поездки в Питер г-н Фадеев заявил, что продолжить проект железнодорожников убедил генеральный проектировщик поезда - конструкторское бюро "Рубин" (проектировало затонувшую подлодку "Курск"). Именно его работой и был недоволен более года назад министр МПС. Теперь, судя по всему, ситуация изменилась. Однако что же именно произошло, в РЖД предпочли не обсуждать. "В прошлом году мы отказали "Рубину" в финансировании и предложили найти инвестора, который смог бы исправить недоработки и представить поезд на межведомственную комиссию", - говорит источник в РЖД. Между тем г-н Фадеев сказал журналистам, что руководство РЖД приняло решение "профинансировать работы" "Рубина". На доводку, по данным КБ, потребуется 3 млн долларов.
Ранее МПС сообщало, что на проект потрачено 450 млн долл. Но главный конструктор "Сокола" в КБ "Рубин" Александр Арсентьев вчера заявил газете "Время новостей", что "эти сведения не соответствуют действительности, и начиная с 1993 года на проект было потрачено всего 32, 5 млн долл.". Другой источник в КБ считает, что временная остановка проекта была вызвана политическими причинами: "Многие иностранные партнеры, такие как Siemens, General Electric, Bombardier и др., с которыми МПС вело переговоры о создании высокоскоростного поезда, не хотели делиться технологиями и были заинтересованы, чтобы Россия не создавала собственное производство, а покупала поезда у них", - говорит он. Например, поезд "Интерсити-экспресс" производства Siemens обходится немецкой Deutsche Bundesbahn примерно в 25 млн евро. Разовая же закупка, очевидно, возможна по более высокой цене.
Г-н Фадеев, забраковав проект, возлагал надежды на совместное производство высокоскоростного поезда. Но, как уже было сказано, технологиями делиться никто не захотел. "Теперь, - говорят в "Рубине", - РЖД просто некуда деваться: износ подвижного состава принимает катастрофические масштабы, на проектировку нового поезда нет времени, а на закупку за границей - денег".
КБ, несмотря на закрытие проекта, по словам г-на Арсентьева, не прекращало вести работу по исправлению недостатков. И теперь, если будут найдены 3 млн долл., "Рубин" обещает через полтора года запустить "Сокол" в серийное производство. Один поезд в таком случае, по словам г-на Арсентьева, обойдется заказчику в 24 млн долл. Для высокоскоростного сообщения Москва-Питер уже требуется пять поездов, еще 13 будут необходимы до 2012 года на других маршрутах.
Яна ВИКТОРОВА Три миллиона на ветер. // Время новостей (Москва).- 28.04.2004.
|