ОАО "Российские железные дороги" начало работу с 1 октября 2003 г. , 100% акций компании принадлежат государству. На 2004 финансовый год РЖД запланировала получить консолидированную выручку в 648 млрд руб. , чистую прибыль - 8 млрд руб. Расходы на персонал компания не раскрывает, но они превышают 80 млрд руб. в месяц (в перевозках РЖД занято 919 300 человек со средней зарплатой 8854 руб. ).
О том, что в I квартале РЖД получила 8 млрд руб. чистой прибыли, из которой 3 млрд руб. предполагается направить в мотивационный фонд, объявил на совещании РЖД президент компании Геннадий Фадеев. Как пояснили "Ведомостям" в РЖД, правление компании еще в январе утвердило "Положение о формировании мотивационного бюджета РЖД".
Судя по этому документу (он имеется в распоряжении "Ведомостей") , источником этого бюджета являются сверхплановые доходы компании, а именно "положительный финансовый результат сверх запланированного ОАО "РЖД". "Мы стремимся к тому же, что и "Газпром", РАО ЕЭС и другие корпорации, - чтобы менеджмент был заинтересован в эффективной работе, чтобы оплата труда зависела от результатов", - говорит сотрудник РЖД. Акции компании пока не котируются, поясняет он, поэтому результаты работы РЖД нельзя оценить по росту капитализации, а можно лишь по превышению плана.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает некорректным методом поощрение за сверхплановые финансовые результаты: "Это провоцирует занижение плановых показателей, чтобы был стимул как можно больше их превысить и больше денег направить на мотивацию".
И действительно, уже за первые три месяца РЖД получила столько прибыли, сколько планировалось за весь 2004 г. Если так пойдет и дальше, говорит начальник аналитического отдела банка "Зенит" Сергей Суверов, мотивационный бюджет РЖД может оказаться самым крупным среди российских корпораций. "$100 млн за квартал - это $400 млн в год. А, например, программа опционов для менеджмента РАО ЕЭС оценивается в 1% акций РАО, или около $136 млн", - указывает Суверов. Мотивационный бюджет "Газпрома", сочетающий бонусы и опционы для менеджмента, пресс-секретарь руководителя компании Сергей Куприянов отказался оценить в деньгах, но дал понять, что он недотянет до $100 млн в квартал.
Но Суверов напоминает, что чиновники ревностно относятся к мотивационным программам для менеджеров госкомпаний, предпочитая, чтобы больше денег шло на инвестиции или дивиденды. Так, идею опционов для менеджеров РАО ЕЭС совет директоров "зарубал" уже трижды, а мотивационную программу "Газпрома" на прошлой неделе отправили на доработку.
Вряд ли чиновники с легкостью одобрят мотивационный бюджет РЖД. "Компания, конечно, имеет право направлять часть сверхплановых доходов на свои нужды, но мы должны понять, за счет чего эта прибыль получилась и выполняет ли РЖД при этом программу капвложений", - говорит замначальника управления железнодорожного транспорта ФЭК (будущая Федеральная служба по тарифам) Константин Лазарев. О том же говорит и источник, близкий к совету директоров РЖД: "Дополнительная прибыль - это хорошо. Однако направить ее можно не только на мотивацию, но и на выплаты государству или на увеличение инвестиционной программы. Тем более что положение о мотивационном бюджете РЖД недостаточно проработано и совет директоров уже отправлял его на доработку". Впрочем, в РЖД не теряют оптимизма и надеются, что в мае совет директоров одобрит и мотивационный бюджет, и распределение прибыли за I квартал.
КУДА ПОЙДУТ ДЕНЬГИ: Согласно положению, 30% мотивационного бюджета получает ОАО "РЖД", а 70% идет филиалам (отдельным дорогам и структурным подразделениям) : 28% - на поощрение работников, 21% - на производственное развитие (приобретение транспортных средств, модернизация оборудования и др. ) , 21% - на социальное развитие (лечение и отдых, другие виды поощрений). При наличии аварий, повлекших гибель людей или большой материальный ущерб, филиалу средства мотивации не начисляются. При отсутствии сверхплановой прибыли на мотивацию РЖД может использоваться "плановый резерв" РЖД.
|