Вчера на традиционном совещании с ключевыми членами кабинета министров Владимир Путин анонсировал начало административной реформы силового блока правительства, подчиняющегося лично главе государства. Верховный главнокомандующий заявил, что «начнет работу с руководителями силового блока по соответствующим изменениям в этих министерствах». И уточнил: «Эти изменения должны соответствовать духу и принципам тех изменений, которые происходят в сфере административной деятельности».
Четкие предложения по реформе министерств обороны, внутренних дел юстиции и министерства по чрезвычайным ситуациям должны быть подготовлены этими ведомствами сразу после майских праздников.
Из источников в Министерстве обороны и МВД газете «Время новостей» стало известно, что поручение подготовить предложения по изменению структуры и численности министерств и ведомств силового блока президент дал примерно месяц назад. 24 марта во время своей поездки по Северному Кавказу президент заявил, что силовой блок надо реформировать, но предложения изменений должны исходить от самих «силовиков» и никаких радикальных перестроек делать не стоит. Первый дедлайн по этим предложениям был назначен на 12 апреля.
Если судить по предложениям Минобороны, суть грядущих перемен заключается в насаждении жесткой централизации по всей вертикали военной власти. Похоже, сбывается давняя мечта начальника Генерального штаба генерала армии Анатолия Квашнина - все без исключения силовые ведомства и «другие войска» планируется в оперативном отношении подчинить «мозгу армии». Логику Генштаба можно понять - при возникновении угрозы крупного военного конфликта (так называемый "угрожаемый период"), когда потребуется собрать все, что стреляет, могут возникнуть серьезные затруднения.
Дело в том, что за годы ельцинских реформ суверенитета, сколько могли, проглотили не только регионы, но и некоторые силовые структуры. В погранвойсках, ставших государством в государстве, Федеральной службе безопасности генералов стало едва ли не больше, чем в армии. Внутренние войска, превращенные в «параллельную армию», были оснащены собственной авиацией, бронетехникой и тяжелой артиллерией - внутренний противник тогда считался более опасным, чем внешний. «Спецстрой» с многочисленными военно-строительными отрядами, МЧС с полками гражданской обороны, железнодорожные войска оказались удельными княжествами. В результате «спецстрой» и железнодорожные войска в конце прошлого года без лишнего шума были возвращены в лоно военного ведомства.
Общая логика реформ силовых ведомств совпадает с логикой административной реформы. Ключевое слово -- «сокращение». Сокращение всего и вся -- структур, функций, персонала. В частности, задумано создание единой системы тылового обеспечения. Должна наконец появиться и единая система закупок -- тогда станет невозможной ситуация, при которой один и тот же товар продавался разным силовым ведомствам по ценам, отличающимся в разы. Примерно такая же «консолидация» ожидает и систему военного образования. Уже сегодня управление военного образования Минобороны объединяет вузы, готовящие и летчиков, и моряков. Теперь будет централизована подготовка офицеров и других военных специальностей.
Сильнейшей централизации, по мнению источников газеты «Время новостей», подвергнется оборонно-промышленный комплекс. Президент настаивает на ускорении процесса создания холдингов. В Минэкономразвития уже не первый месяц идет работа над новым мобилизационным планом экономики России. Его разработчики постараются учесть все нюансы, связанные с изменением формы собственности предприятий - у частных фирм сложнее, чем у государственных, забрать в случае войны автомобиль или призвать оттуда сотрудника-резервиста. Будет ужата военно-научная сфера, где ведутся десятки, а иногда и сотни параллельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
При этом военно-административная реформа скорее всего не коснется кадрового состава: главные силовики утверждены на своих постах, как говорится, без году неделя, и подвигать их сегодня - нонсенс. Пожалуй, единственный кандидат «на вылет» - начальник Генштаба Анатолий Квашнин. Здесь могут сыграть роль и возраст, и затянувшиеся распри генерала с министром обороны.
Кандидатов на должность начальника Генштаба, вопреки сложившейся для таких случаев традиции, источники практически не называют. Разве что молодого и доказавшего способности военачальника в должности главкома Ракетных войск стратегического назначения генерала армии Владимира Яковлева, «задвинутого» не без помощи Анатолия Квашнина на номинальную и малозаметную должность начальника Штаба по координации военного сотрудничества СНГ.
По сведениям источников газеты "Время новостей" в Минобороны и ФСБ, может быть создано ведомство, обеспечивающе единое медицинское обслуживание силовых структур.
В МВД проекты реформы «самих себя» начали разрабатывать еще в прошлом году по инициативе Бориса Грызлова. В результате у руководителей министерства разного ранга на руках оказалось более десятка проектов указа президента об изменениях в милицейском ведомстве. Самый радикальный из них предполагал разделение МВД на четыре отдельных структуры: муниципальную милицию, федеральную полицию, федеральную службу расследований и национальную гвардию. Наиболее мягкий вариант реформы предусматривал значительное сокращение заместителей главы МВД и переименование главных управлений министерства в департаменты.
"В МВД была создана специальная рабочая группа для подготовки проекта изменений в структуре министерства», -- сообщил высокопоставленный собеседник газеты «Время новостей» в МВД. А 8 апреля президент встретился с главой МВД Рашидом Нургалиевым. По сообщению кремлевской пресс-службы, беседа тогда шла о ситуации в Чечне, но наши источники утверждают, что министр и президент обсуждали реформу МВД. В тот же день вечером в министерстве состоялось совещание рабочей группы, которая обсуждала окончательный вариант реформы министерства, уже с учетом пожеланий г-на Путина. «Проект получился очень мягкий. Там предусматривается уменьшение количества заместителей министра с 11 до 6 (вначале хотели оставить всего троих замов), - говорит наш источник в МВД. - А все главки министерства просто будут механически объединены в несколько департаментов».
«Путину было представлено два варианта милицейской реформы: либеральный и радикальный, -- заявил другой высокопоставленный собеседник газеты «Время новостей». -- Первый действительно предусматривает сокращение заместителей главы МВД до шести человек и переименование главков в департаменты. Скорее всего, он и будет одобрен президентом и Госдумой уже в этом году. По крайней мере, все сотрудники МВД сейчас готовятся к тому, что уже в мае их выведут за штат, как это делается при любой реформе. Радикальный вариант предусматривал полное изменение структуры МВД - разделения на «криминальную полицию» федерального подчинения и «муниципальную милицию», которая находилась бы в ведении и на финансировании региональных властей. От него, кстати, пока тоже никто не отказался. Возможно, если мягкие изменения в министерстве не улучшат там ситуацию, то уже в январе следующего года будет утвержден проект указа президента по жесткой схеме».
Что касается министерства юстиции, то его глава Юрий Чайка уже успел доложить президенту, что сократит центральный аппарат ведомства более чем втрое -- с 1700 до 506 человек, а количество структурных подразделений -- с 26 до 9.
Наиболее простодушно и несерьезно к реформе отнесся бесменный министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Он признался, что в его ведомстве пока не создана трехуровневая структура "министерство -- служба -- агентство". "Потому что у нас эти вещи трудно разорвать",-- пояснил министр.
|