Крупный скандал, связанный с реставрацией исторических зданий Санкт-Петербурга, проведенной к празднованию 300-летнего юбилея города, разгорается в северной столице. Недавно в городе на Неве прошла конференция, посвященная проблемам реконструкции исторических городов. На ней ряд крупных питерских ученых сделали заявления о том, что проведенный перед юбилеем спешный ремонт в лучшем случае является не более чем показухой, в худшем же способствует дальнейшему разрушению уникальных зданий.
Возведенное около 200 лет назад здание Биржи на стрелке Васильевского острова (сейчас там расположен Центральный военно-морской музей) - один из символов Петербурга. Биржа сверкает чистеньким, отремонтированным к юбилею фасадом. Внутреннее ее состояние поражает своей убогостью.
- В залах, где расположена экспозиция музея, с потолка падают куски штукатурки. Здание расколото трещиной, которая постепенно увеличивается, здание кренится, - рассказывает замначальника музея Владимир Пахомов. Чтобы обезопасить людей, музейщики натянули под потолком страховочную сетку. Страшной трещине уже много лет, а во время недавней реставрации со стороны фасада эту трещину просто замазали. Предъюбилейному ремонту подверглось и внутреннее "лицо" музея - парадный вход и примыкающие к нему реставрационно-художественные мастерские. Не прошло и полугода, как с этих мастерских тоже начала сыпаться штукатурка.
- К качеству самого ремонта претензий нет, но над мастерскими протекает крыша. Надо было сначала починить ее, но ведь торопились успеть к 300-летию... - разводит руками Пахомов. По его словам, музейщики перед реставрацией "показывали строителям все "больные" места, но окончательное решение, что реставрировать, а что нет, принимал Госстрой". Как рассказал "Известиям" член Международного комитета по спасению исторических городов, председатель Экспертно-консультационной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям профессор Владимир Улицкий, главная причина деформаций Биржи - в неоднородности грунтов, на которых построено здание.
Проблема "плывучих" грунтов - одна из самых больных в Петербурге, построенном, как известно, на болоте. Еще одной их жертвой оказался другой, не менее известный символ северной столицы, тоже реставрировавшийся к юбилею, - Исаакиевский собор. Храм является самым тяжелым зданием города, и его осадка на грунте, по мнению другого специалиста, профессора Санкт-Петербургского горного института Регины Дашко, продолжается по сей день. Именно это, по ее словам, послужило причиной крена фундаментной плиты, образования трещин в западной стене собора, а также в конструкциях сопряжения портиков со стенами здания. Но в администрации самого Исаакия слова ученых категорически опровергают.
- Никаких трещин у нас нет! К 300-летию был сделан полный ремонт, - заявила "Известиям" главный инженер государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Людмила Соловьева.
- Это все правда, осадка есть, - отвечает Регина Дашко, утверждая, что серьезных обследований Исаакия не проводилось с 1954 года. Немолодая уже профессор напугана, но отнюдь не судьбой уникального исторического памятника, а той реакцией, которая может последовать за ее словами о состоянии собора. Она просила "оставить Исаакий в покое" и призналась, что "наверху недовольны" высказываниями ученых. На нее обрушился шквал возмущенных звонков от чиновников самых разных уровней, начиная от Госстроя и заканчивая прокуратурой. Представители последней поинтересовались: "Если купола Исаакиевского собора упадут, кого привлекать к ответственности?"
Практически у всех исторических зданий Петербурга фундаменты сильно изношенны, зато фасады успешно подчищены. "Следует удивляться сохранности этих зданий. Сохранение архитектурного наследия, к сожалению, нередко понимается как необходимость поддерживать в порядке интерьеры и экстерьеры, в то время как вопрос о необходимости массового усиления фундаментов вообще никогда не ставился", - говорит Улицкий.
Еще один "предъюбилейный" объект - особняк Шувалова на набережной Фонтанки, более известный как дворец Шуваловых-Нарышкиных. Уже при реставрации обнаружилось, что на только что восстановленном декоре стали появляться трещины. В самом Шуваловском дворце не отрицают, что в здании есть аварийные помещения, в которых из-за угрозы обрушения даже запрещено находиться. По словам директора Петербургского центра международного сотрудничества, расположенного в Шуваловском, Валерия Валентика, дворец построен из дерева, облицованного камнем. За 200 лет дерево прогнило, уникальный купол не ремонтировали 150 лет, и он, наверное, рухнул бы, если бы вовремя не поставили временные подпорки. К 300-летию Шуваловскому дворцу покрасили фасад. Сквозную трещину, пересекавшую парадную стену, заделали со стороны фасада. Изнутри трещина видна по-прежнему.
Разрушается и Петропавловская крепость. По данным исследований Горного института, грунтовые воды Заячьего острова, на котором стоит Петропавловка, содержит повышенное содержание ионов кальция, что свидетельствует о выщелачивании не только строительных растворов, но и известняков, которые использовались при кладке фундаментов крепости. Ее, кстати, так спешили привести в порядок к юбилею, что случился казус: стены собора оказались покрашены... в разные цвета. По словам директора Петропавловки Бориса Аракчеева, их красило пять разных организаций, и между собой в подборке колера они не стыковались.
- Все реставрационные работы проводились в рамках программы к 300-летию Петербурга, а список приоритетов составлялся в Москве, - заявила "Известиям" пресс-секретарь петербургского Комитета госконтроля, использования и охраны памятников (ГИОП) Ирина Малявкина, объясняя сложившуюся ситуацию. - Обследования зданий перед началом реставрации не проводились. Это была правительственная программа, напрямую связанная с юбилеем, - хотели фасады привести в порядок...
На момент подписания номера представители Госстроя не были доступны для комментариев.
|