На днях заместитель генерального прокурора России по Северо-Западному федеральному округу возбудил, пожалуй, самое скандальное и неожиданное для уже всякое повидавшего питерского здравоохранения уголовное дело. Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 290 и 174 Уголовного кодекса -неоднократное получение взяток и легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Тут-то сенсация: в данном деле фигурируют имена председателя комитета по здравоохранению, вице-губернатора Анатолия Кагана, исполнительного директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергея Шуляка и бывшего председателя комздрава, советника губернатора Валерия Корюкина.
Похоже, серьезные скандалы и разоблачения, связанные с этим делом, еще впереди - проведенное сотрудниками АЖУР журналистское расследование вывело на благотворительный общественный Фонд защиты материнства и детства, одним из учредителей которого была супруга питерского экс-губернатора Ирина Яковлева.
Директор и два председателя
Как сообщают "Коммерсант" и "Деловой Петербург", в возбужденном по указанию заместителя генерального прокурора в СЗФО уголовном деле фигурируют три человека -многострадальный председатель городского комитета по здравоохранению Анатолий Каган, исполнительный директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Сергей Шуляк и бывший председатель питерского комздрава, впоследствии советник губернатора Санкт-Петербурга по медицинским вопросам Валерий Корюкин. В том же "Коммерсанте" опубликованы сведения о том, что именно Корюкин посоветовал Кагану и Шуляку заключить несколько договоров о поставках в город медицинского оборудования и лекарственных препаратов.
Поставщиком стало ООО "Центр перинатальной медицины", которое, в свою очередь, сотрудничало с производителями медтехники из Бельгии. Все это происходило в 1999 году в рамках целевой программы "Безопасность материнства и детства" и финансировалось из средств фонда ОМС. При этом якобы благодарные бельгийцы неоднократно перечисляли на зарубежные счета питерских чиновников крупные суммы денег.
В рамках уголовного дела уже произведен ряд обысков в жилых и служебных помещениях, причем не только в Петербурге, но и в Москве. Сотрудники прокуратуры изымали главным образом служебные документы, записные книжки и другие носители информации, в том числе - электронные. Поскольку в деле замешаны зарубежные компании и банки, к расследованию подключен Интерпол. Однако обвинение в рамках данного дела пока никому не предъявлено.
На вопрос, почему тема, начатая еще четыре года назад, получила свое продолжение лишь сейчас, от руководства прокуратуры последовал ответ: "Потому что медленно работаем".
В комитете по здравоохранению заявили, что отбор поставщиков производит специальная комиссия, сформированная при городском комитете по экономике и промышленной политике (между прочим, ее членом является, в том числе, и Сергей Шуляк), комздрав же лишь собирает заявки больниц и оформляет заказ.
Это - информация из общедоступных источников. Гораздо интереснее то, что люди говорят в приватной обстановке. Например, "ТС" удалось пообщаться с Валерием Корюкиным. Правда, на содержание нашего телефонного разговора явный отпечаток наложило состояние его здоровья - Валерий Григорьевич серьезно простудился, и ему был рекомендован постельный режим.
"Да, сотрудники прокуратуры действительно проводили у меня обыск. Насколько я понимаю, они ничего не нашли. Изъяли налоговую декларацию, некоторые бумаги и процессор от компьютера, так на следующий день следователь мне все вернул. Я с ним беседовал, он задал мне несколько вопросов о характере моей работы и функциональных обязанностях. И все.
Лично я воспринимаю происходящее только как чью-то попытку устранить ключевые фигуры в системе городского здравоохранения накануне губернаторских выборов. Цель - привести на эти посты новых людей. Кроме того, быть может, кому-то хочется помешать моим планам по выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы. Иных оснований, которые могли бы послужить причиной для происходящего, лично я не вижу.
Еще можно понять, если бы кого-то заинтересовала моя деятельность в бытность председателем комитета по здравоохранению. Так нет, взялись за человека, который в течение последних семи лет только и делал, что писал губернатору аналитические записки по состоянию городского здравоохранения, которые он не читал, или давал ему советы, которых он не слушал. Говорят о каких-то моих связях с Каганом и Шуляком. Да поверьте, меня совершенно не волнует, как лично они работают, с кем и как заключают контракты. И ни с какими фирмами я их не сводил.
Убежден, что с окончанием выборов закончится и эта история. Да, противно. Ведь у меня трое взрослых детей, которые читают все эти пасквили. И все равно то, что происходит сейчас и будет происходить в дальнейшем, меня мало интересует. Мне на это наплевать".
В свою очередь Сергей Шуляк на словах выразил свою готовность к сотрудничеству. Только вот этих слов оказалось слишком уж много.
Письмо, пришедшее в редакцию "ТС", начинается следующими словами: "...Позвольте выразить Вам чувство искренней признательности за намерение Агентства журналистских расследований провести собственное независимое расследование ситуации, сложившейся в связи с последними событиями. Сожалею, что не могу ответить на всю интересующую Вас проблематику. Вопросы, касающиеся возбуждения уголовного дела, относятся к компетенции следственных органов, и я воздерживаюсь от каких-либо собственных комментариев по этому поводу.
Вместе с тем готов очертить круг основных проблем, которые сегодня больше всего волнуют руководство Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга".
Далее же следует достаточно подробное изложение вопросов финансирования городских лечебных учреждений, хода подготовки соглашения с Пенсионным фондом по адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам и ситуации с принятием закона о бюджете фонда ОМС на 2004 год.
Спорить не будем, все это достаточно важно. Но, как бы помягче выразиться, немного не ко времени и не к месту.
К сожалению, все попытки получить какие-либо комментарии от Анатолия Кагана успехом не увенчались - его мобильный и домашний телефоны молчали.
Вот, в принципе, и все, что удалось выяснить из официальных и полуофициальных источников. Однако приведенная выше информация не дает ответов на несколько ключевых вопросов. Например, интересно же узнать, что это, собственно говоря, за компания - ООО "Центр перинатальной медицины" и каковы ее интересы в Петербурге? Кроме того, неужели список людей, так или иначе причастных к этому уголовному делу, ограничивается лишь именами Кагана, Шуляка и Корюкина? Наконец, каким образом эти трое оказались в одной связке?
Первая леди
ООО "Центр перинатальной медицины" (ЦПМ) было зарегистрировано в Москве в апреле 1995 года. Его учредителями стали два физических лица - Валерий Аксельрод и Вячеслав Морозов. Нас больше интересует первый.
Валерий Аксельрод, в прошлом - врач, является учредителем еще нескольких компаний, названия которых недвусмысленно говорят о сфере деловых интересов этого человека, - ООО "Медицина, профилактика, здоровье", ТОО "Медико-технологическое объединение "МеДиа", ЗАО "Центр медицинских технологий".
Есть сведения, что в Петербурге деловым партнером ЦПМ является ООО "Наука-Сервис-Медицина". Один из учредителей и нынешний руководитель этой компании - Игорь Поликарпов. Сейчас интересы этих фирм в северной столице вроде бы разошлись, однако в других российских регионах они продолжают плодотворно сотрудничать.
По нашим сведениям, у сотрудников Генеральной прокуратуры имеется ряд вопросов к руководителям ЦПМ и НСМ. Во всяком случае, имена Аксельрода и Поликарпова также фигурируют в "деле о бельгийских откатах" и у них произведены обыски.
В разговоре с автором этих строк Игорь Поликарпов был немногословен: "Что касается поставок в Петербург медицинского оборудования, то мы действительно этим занимались. Заказчиками выступали комитет по здравоохранению и комитет по экономике и промышленной политике. О каких-то денежных выплатах кому бы то ни было и моем в них участии ничего сказать не могу. Об этом я впервые от вас слышу. Что касается моих деловых отношений с Валерием Аксельродом, то позвольте оставить этот вопрос без комментариев".
А теперь - о самом интересном. Что же на самом деле связывает Анатолия Кагана, Сергея Шуляка и Валерия Корюкина?
В ходе расследования нам в руки попали учредительные документы Санкт-Петербургского благотворительного общественного фонда охраны материнства и детства, который был зарегистрирован аккурат под елочку - 30 декабря 1998 года.
От депутата городского Законодательного собрания - председателя постоянной комиссии по социальным вопросам Натальи Евдокимовой нам стало известно о тесном сотрудничестве Фонда обязательного медицинского страхования с этой структурой. По ее словам, правление фонда ОМС однажды решило тратить деньги на так называемые медицинские программы. Когда Законодательное собрание поинтересовалось их содержанием, то выяснилось, что Фонд охраны материнства и детства явочным порядком успел провести через фонд ОМС два таких проекта. Согласно им, была проведена витаминизация всех районов, причем препараты закупались с почти истекшим сроком годности и по полной цене. Также районы были снабжены никому не нужными молокоотсосами. При этом из районных управлений здравоохранения фактически вымогали заявки, обосновывающие крайнюю необходимость этих препаратов и устройств, а комздрав предложил финансирование этих программ именно через фонд ОМС.
(Речь идет об истории, датируемой 1999 годом, когда Фонд охраны материнства и детства оказался в центре скандала с поставками в Петербург детских шипучих мультивитаминов и устройств для отсасывания молока у кормящих матерей, полученных в рамках целевой городской программы "Безопасность материнства и детства". Реальная цена за шипучки с почти истекшим сроком годности оказалась вдвое меньше той, которая была указана в бухгалтерских отчетах. Что касается молокоотсосов, то их закупили чуть ли не в несколько раз больше, чем было надобно. Сумма, потраченная на эти цели, почему-то скрывается. Однако, если учесть, что только за последние два года на финансирование программы "Безопасное материнство" фонд ОМС выделил более 152 миллионов рублей, она должна быть немаленькой. По неподтвержденным данным, порядка 1 миллиона долларов.)
Так вот, среди учредителей Фонда охраны материнства и детства в числе прочих значатся и знакомый Ирины Ивановны, в ту пору председатель комитета по здравоохранению, Анатолий Каган, и Сергей Шуляк, и Валерий Корюкин. Знающие люди при этом поясняют, что первые двое обязаны своим возвышением именно чете Яковлевых.
С Корюкиным же все немного сложнее. Он добился определенных высот еще до прихода Яковлева во власть, однако впоследствии по различным причинам утратил свое былое влияние. Однако некоторые источники именно ему отдают лавры мозгового центра в вышеизложенной комбинации.
Тем не менее круг замкнулся, гипотетические связи Кагана, Шуляка и Корюкина стали реальностью.
Каков будет итог этой истории - покажет время. Впрочем, если проанализировать мнения разных людей, то поневоле приходишь к выводу, озвученному Валерием Корюкиным, - уголовное дело имеет явный предвыборный оттенок. Проще говоря, перед приходом новой губернаторской команды проводится элементарная зачистка одного из самых хлебных участков от неугодных людей. Степень их вины и возможная мера ответственности пока еще вилами по воде писаны, однако возврат на прежние позиции для них уже будет заказан.
|