Ну вот и началось: у Петербурга появился первый публичный претендент на звание "63-го руководителя города". Им стала "правовой" вице-губернатор Анна Маркова.
С боем добившись слова на внеочередном заседании ЗакСа в четверг, Анна Борисовна заявила, что - в интересах защиты демократических идеалов, а также в целях недопущения безальтернативных выборов - будет участвовать в предстоящей губернаторской кампании.
Эти слова очень для многих оказались неожиданными. Причем, что самое любопытное, сюрпризом они стали даже для части смольнинцев. Ибо для большинства из них картина мира до этого четверга казалась вполне определенной: в ближайшие недели губернатор Яковлев подпишет заявление об уходе и получит новую - вполне пристойную - должность. Освободив тем самым политическое пространство для Валентины Матвиенко. Причем достигнутыми договоренностями якобы особо регламентировалось: Владимир Анатольевич не станет выставлять на выборах кандидата от Смольного, а, наоборот, назовет своим преемником Валентину Ивановну.
Выступление же Анны Борисовны этот расклад коренным образом меняло. Более того, незапланированное появление смольнинского претендента (к тому же еще и женщины, то есть персоны, способной сыграть с полпредом на одном электоральном поле) вполне можно было расценить как хитрый ход со стороны губернаторской команды.
В результате над Владимиром Анатольевичем нависает обвинение в нарушении предварительных договоренностей - со всеми вытекающими последствиями.
Вероятно, именно поэтому, комментируя демарш своей подчиненной, наш градоначальник долго подбирал слова. Произнес он дословно следующее: "Это эмоциональное заявление, вызванное какими-то процессами, которые связаны с разговорами об уходе губернатора". Но слова Анны Борисовны все-таки окончательно не дезавуировал.
Стоит отметить: если для хозяина Смольного выступление его подчиненной и в самом деле было новостью, то в уходящей горадминистрации имеет место полный разлад. Ибо еще за несколько дней до этого памятного четверга по Мариинскому дворцу перемещались весьма уважаемые люди, аттестующие себя "представителями Анны Борисовны". Их целью было убедить депутатов вернуться к рассмотрению закона о назначении губернаторских выборов на декабрь (этот документ был принят в первом чтении, но после - "завис").
Интрига здесь заключается в следующем. Законопроект о совмещении думской и губернаторской кампаний был призван сыграть принципиальную роль в ходе торгов между губернатором и Кремлем (именно с его помощью оппоненты Владимира Яковлева доказали губернатору всю серьезность своих намерений по отстранению его от власти). Но так как градоначальник в тот момент упираться не стал, надобность в совмещении выборов, а значит и в законе, вроде бы отпала.
Заметим, что для г-жи Марковой декабрьские выборы выглядят более предпочтительно, чем сентябрьские, ибо у нее в таком случае остается больше времени для раскрутки. Но парламентерам не удалось переубедить парламентариев - и в четверг Анне Борисовне пришлось стоически произнести: "Я буду выбираться вне зависимости от того, когда будут выборы - в сентябре, октябре, декабре или апреле".
И все же главная интрига произошедшего заключается в другом. Что все-таки побудило вице-губернатора "пойти на Вы"? В ее окружении утверждают: в начале недели Анну Борисовну вызывали в полпредство на профилактическую беседу. Однако разговор не задался - там будто бы слишком перегнули палку. По этой версии, эмоциональное выступление вице-губернатора во многом стало реакцией на этот визит.
Однако в электоральных процессах одними эмоциями не обойдешься - за ними должно стоять соответствующее финансовое обеспечение. И похоже, что с выступления г-жи Марковой в Петербурге начались своеобразные праймериз - в борьбе за статус "наследника Владимира Яковлева". Причем состоятся они вне зависимости от желания или нежелания самого градоначальника.
Ибо значительной части бизнеса, опекаемого уходящей исполнительной властью, при команде, формируемой нынешним полпредом, ловить будет нечего. А даже при условии абсолютно мирной передачи власти гарантировать интересы всех приближенных структур губернатор не сможет. Значит - этому бизнесу придется искать варианты. И выдвижение "своего" кандидата - хотя бы как аргумент для торгов - далеко не последний из них.
В любом случае, сделанное Анной Марковой заявление открывает в политике города новый этап. Претендентам, которые до сих пор предпочитали оставаться в тени и просчитывать варианты, придется определяться: или рисковать сейчас, или же решить, что "это - не их цикл".
Вот, кстати, на минувшей неделе в ЗакС решил заглянуть экс-вице-губернатор, а ныне большой топливный бизнесмен Юрий Антонов. В его окружении, правда, наотрез отрицают информацию о губернаторских амбициях Юрия Васильевича. Однако то, что он "собирается играть свою роль в политической жизни города", признают - а куда деваться?
Образующуюся, таким образом, доступность для общества предвыборных процессов можно только приветствовать. До сих пор судьба губернаторской гонки-2003 решалась, в основном, под длинноворсными коврами Кремля, Дома на набережной и Смольного. Если же вывести эти подковерные разборки на свет, они воленс-ноленс превратятся в публичную политическую борьбу, а ее участники будут вынуждены не только блистать административной харизмой, но и обнародовать собственные взгляды на развитие Петербурга.
А определять городское будущее, право же, лучше все-таки с широко открытыми глазами.
|