Это причудливое проявление российского государственного устройства достойно включения в энциклопедию курьезов. Представительства российских субъектов Федерации в Москве размахом и убранством в большинстве своем уступают разве что американскому посольству. Во всем остальном - все, как у людей: серьезная охрана, своя столовая, гостиница, служебный транспорт и многочисленная челядь - повара, водители, уборщицы. Причем все это на деньги простых налогоплательщиков.
Зачем и на каком основании действуют в Москве эти учреждения? Это попытался выяснить наш корреспондент.
...В представительстве Республики Саха (Якутия) меня встретили настороженно.
- Алмазов нет, - наверное, по привычке предупредил замполпреда Борис Лапардин. В доказательство он открыл свой кабинетный сейф, который был действительно пуст.
Несмотря на отсутствие алмазов, представительство Сахи в Мясницком поезде занимает 6 этажей!
- Шестой этаж не считается, - отрезал замполпред, - там у нас уборщицы хранят тряпки.
- Это сколько ж уборщиц у вас? - удивился я. - Если под тряпки целый этаж?
- Десять, - вздохнул Лапардин. - Еще есть 8 водителей, автослесарь и сторож.
Содержание представительства обходится, по словам Лапардина, в 600 тысяч рублей в месяц. Половина из этой суммы уходит на зарплату.
В здании - кабинеты сотрудников (20 человек), конференц-залы, которые пустуют, столовая, офис для якутских студентов, что учатся в Москве, кабинет президента республики. Как с сожалением сообщили обитатели особняка, у якутского президента во всем здании даже нет койки и душевой кабинки, потому как не разрешают пожарники и госсанэпиднадзор. Еще у якутов нет внутреннего дворика! Это, по словам Лапардина, большая проблема. Например, подъезжает президент на своем «Мерседесе», а рядом бичи стоят, плюются и матерятся!
В остальном же, по мнению Лапардина, представительство функционирует эффективно, здесь решают вопросы «федерального законодательства и экономического взаимодействия с центром». Но и про культуру не забывают. В планах - создание Якутского дома. Правда, этот культурно значимый для москвичей объект будет уже в другом здании. Кроме того, здесь оказывают помощь землякам, оказавшимся на «чужбине».
- То есть если якут заблудится в Москве и будет замерзать на улице, он может рассчитывать на помощь? - спросил я.
- Вполне, - успокоил Лапардин.
- И как часто случаются в столице подобные ЧП с якутами?
На этот вопрос зампред затруднился ответить.
Кто еще вернет татарам Божию Матерь?
В татарское представительство, что на Котельнической набережной, меня - татарина по происхождению - долго не пускали. Сказали, «надо было позвонить заранее». Особняк, оборудованный электронными средствами слежения, очень хорош и внутри, и снаружи. И до Кремля недалеко. Во дворе скромно стоит роскошный БМВ седьмой серии. Как объяснил замполпреда Михаил Столяров, здесь все сделано для того, чтобы президент и его замы чувстововали себя как дома и не тратились на такси и гостиницу.
20 чиновников, которые трудятся в татарском представительстве в Москве, занимаются непростым делом - отстаивают позицию республики в переговорах с исполнительной и законодательной властью. А еще сотрудники налаживают международные контакты. Сейчас они ведут переговоры с Папой Римским по возвращению иконы Казанской Божией Матери в Казань. «Кто же еще это сделает, если не они!» - убеждал меня Столяров.
Но тут пришел Путин
Краткая экскурсия по московским представительствам регионов, краев и областей наводит тоску. Вывод: чиновники в России плодятся, как клопы. А ведь как все скромно начиналось! В ельцинскую пору Черномырдин подписал постановление о выделении субъектам Федерации отдельных помещений на Новом Арбате. Каждому - по две-три комнаты. Но многим местным баронам этого показалось мало. Правительство беднейшей Калмыкии выкупило здание на улице Поклонной. Во сколько обошлась помпезная реконструкция - фонтаны и зеленый мрамор - военная тайна. Теперь в этом дворце штанами стирают пыль с атласных диванов несколько чиновников. А какие еще вопросы может решать в Москве дотационный в доску регион? Ну разве что о проведении шахматных турниров.
Саратовская область приобрела особняк недалеко от Солянки: 4 этажа, столовая, гостиница, бильярд. Переехало в резиденцию на Чистых прудах представительство Ямало-Ненецкого автономного округа. Не хуже устроились и другие.
Вся это ярмарка мелкопоместного тщеславия продолжается и по сей день. Хотя официального признания представительства регионов в Москве не получили до сих пор. Мы с коллегами постарались разыскать хоть какой-нибудь нормативный акт, определяющий порядок и форму работы этих учреждений в Москве. Ведь даже к привокзальному сортиру у государства свои требования!
Но и в администрации президента, и в правительстве РФ только руками развели: нет такого документа. А на каком основании все эти постпредства существуют? Хрен их знает - издержки, оказывается, демократии. Впрочем, одна зацепка есть - представительства действуют на основании положений, принятых правительствами субъектов Федерации на местах. Там же, на местах, определяется и подписывается смета, полномочия и структура постпредства. То есть штат чиновников в Москве, расходы на их содержание и размер резиденции определяются исключительно амбициями губернатора или иного главы региона.
Вся эта роскошь незаконна
То есть вся эта региональная роскошь в Москве незаконна? «Именно так», - согласились с нами в Генпрокуратуре России. Там напомнили о требованиях президента Путина привести правовые акты субъектов Федерации в соответствие с действующим законодательством. Так вот, правовая экспертиза на местах показала, что положения, определяющие деятельность представительств субъектов Федерации в Москве, идут вразрез с действующей Конституцией РФ. Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса эти учреждения не являются юридическими лицами и не имеют права официально представлять интересы своих регионов в столице.
Вот, например, прокурор Хакасии уже обратился в тамошний Верховный суд с соответствующим заявлением. И суд признал положение о представительстве Республики Хакасия в Москве противоречащим федеральному законодательству. По идее, считают в Генпрокуратуре, подобное должно случиться и в других регионах.
Однако регионы не намерены сдаваться без боя. Совет глав представительств (есть и такой клуб по интересам) обратился к Путину с просьбой решить наконец вопрос с официальным статусом. Одно из предложений - прикрепить бесхозные учреждения к аппарату правительства. Правда, сам факт существования представительств слабо вписывается в схему укрепления властной вертикали, предложенную ВВП. В Кремле нынче больше настроены назначать своих представителей в регионы, нежели привечать «дипломатов» из глубинки, а с представительской функцией, мол, неплохо справятся депутаты и сенаторы. Тем паче есть опасения, что в администрации президента распорядятся отправить всех представителей обратно, в офисы на Арбат. Где же там бильярд-то поставишь?
А КАК У НИХ?
Зарплату лоббистам-землякам не платят
Второй по величине штат США Калифорния располагает в столице самым крупным штатом лоббистов. В его представительстве - 9 человек, снимающих офис в парламентском комплексе на Капитолийском холме. А у губернатора Невады в Вашингтоне всего 2 представителя. Причем, как разъяснили мне в пресс-службе губернатора, они не получают постоянную зарплату, им платят за отдельно выполненные поручения по лоббированию или связям с делегацией штата в конгрессе. А вот штат Вашингтон недавно закрыл свой состоявший из 1 человека офис в столице. Причина - нехватка бюджетных средств.
Андрей КАБАННИКОВ.
|