Конъюнктура рынка российских долгов интересует не только профессиональных брокеров, экспертов и правительственных финансистов. Ею увлечены и спецслужбы. На этой неделе Минфин посетили сотрудники ФСБ, чтобы разобраться, не пытается ли кто-то из чиновников манипулировать долговым рынком в корыстных целях.
В понедельник информагентства со ссылкой на некого чиновника Минфина сообщили о том, что Россия намерена в 2002 г. выйти с открытым предложением о выкупе госдолга. Сразу после этого котировки российских евробондов с погашением в 2030 г. выросли чуть больше, чем на процентный пункт. Подросли и другие российские долговые бумаги. Был ли этот рост связан с сообщениями агентств, непонятно - в последнее время российские долги и так котируются на рынке все выше. Но в Минфин, по сведениям "Ведомостей", нагрянули "люди из ФСБ".
Как сказал "Ведомостям" чиновник правительства, "рыцарей плаща и кинжала" интересовал в первую очередь источник высказывания. Долго искать его сотрудникам спецслужб не пришлось: им сообщили, что этот самый источник возглавляет министерство. Представители ФСБ больше никаких вопросов задавать не стали и удалились.
В центре общественных связей ФСБ отказались комментировать визит в Минфин и предложили спросить о его деталях в самом министерстве.
Аналитик "НИКойла" Владимир Тихомиров истолковал реакцию спецслужб как проявление генетической бдительности. "Это менталитет советской эпохи. Возможно, [в ФСБ] считают, что вброс такого рода информации, влияя на котировки, используется играющими на рынке компаниями", - заметил он. Предполагается, что компании не отказывают чиновникам в благодарности.
Подозрительность ФСБ в правительстве связывают с известной репликой отставного генпрокурора Юрия Скуратова, который после дефолта заявил, что тысячи чиновников скупали ГКО и наживались на этом. "Меня, как и других, вызывали на допросы в прокуратуру, хотя никакой коммерческой деятельностью я не занимался, - поделился с "Ведомостями" экс-чиновник Минфина. - Я всего лишь держал некоторое количество ГКО, не участвуя в ежедневной купле-продаже".
С тех пор о причастности чиновников Минфина - в том числе и нынешнего премьера Михаила Касьянова - к спекуляциям российскими долгами ходило много смутных слухов. Некоторые депутаты Госдумы и по сей день уверены, что реструктуризацию коммерческих долгов СССР Минфин проводит в интересах российских игроков, скупивших эти долги. Из примерно $40 млрд российских обязательств, обращающихся на мировых биржах, отечественным структурам принадлежит, по оценкам экспертов, от 10% до 20%.
Доказательств нечестной игры никто пока найти не сумел. Но, судя по всему, надежда у представителей ФСБ не умирает.
А Алексея Кудрина, которому приписывают понедельничное высказывание о предстоящем выкупе части долгов, не имеет смысла подозревать в манипуляции уже хотя бы потому, что о том же за четыре дня до министра говорил его заместитель Сергей Колотухин - в интервью "Ведомостям". Тогда котировки долговых бумаг почти не изменились.
|