Журналисты «Би-би-си» Светлана Рейтер и Сергей Горяшко изучили жизнь и деятельность главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. В первую очередь их заинтересовал феномен как руководитель оппозиционного радио умудряется при этом входить в кремлёвский бомонд. Ответ в заголовке их очерка: «Между струйками»: жизнь и правила Алексея Венедиктова».
ПРОБЕГАЯ МЕЖДУ СТРУЙКАМИ
1. "Детство и юность Алексея Венедиктова прошли в районе Покровских ворот. Его вырастила в одиночку бабушка, архитектор Нина Дыховичная. Денег всегда не хватало. Венедиктов, поступив на истфак педагогического института, подрабатывал почтальоном. Он до сих пор гордится тем, что вопреки указаниям начальства доставлял письма знаменитому диссиденту Сергею Ковалёву. «Это было моё первое противостояние с режимом».
2. Сразу после окончания института он стал учителем истории в старших классах. Кудрявая шевелюра, очки с толстыми стёклами — за спиной дети звали его «Бонифацием», как льва из мультфильма.
3. Одним из учеников Бонифация-Венедиктова был Фёдор Дунаевский, звезда вышедшего в 1986 году фильма «Курьер». «Он был хорошим учителем, но плохим педагогом», — вспоминает о Венедиктове его бывший ученик.
4. Ещё одним учеником Бонифация был Михаил Задорнов был бывший министр финансов и нынешний глава банка «Открытие». «Замечательный учитель, очень знающий и демократичный. Жил на первом этаже, в квартире, где все было заставлено книгами», — вспоминает Задорнов
5. Школьной театральной студией руководил Сергей Бунтман — будущий первый заместитель главреда радио «Эха Москвы». С Венедиктовым и с одним из основателей «Эха Москвы» Сергеем Корзуном он познакомился задолго до работы в школе, осенью 1975 года. Их свёл случай, плохая погода, вьетнамский коммунист и сын греческого политэмигранта. Когда генсек компартии Вьетнама Ле Зуан приехал в Москву, встречать его кортеж отправили студентов нескольких пединститутов — в толпе махали советскими и вьетнамскими флажками Венедиктов, Бунтман и Корзун. Основательно замёрзнув, все они, не сговариваясь, решили пойти на квартиру общего знакомого Андреаса Пападопулоса, сына одного из руководителей греческой компартии и одноклассника Венедиктова. Бунтман и Корзун на свою голову и позвали учителя Венедиктова работать на радио.
ГУСИНСКИЙ КУПИЛ ВЕНИКУ КВАРТИРУ НА ЧИСТЫХ ПРУДАХ
6. Способности дружить с влиятельными начальниками у Венедиктова проявились быстро. Своё первое интервью он взял у Любови Кезиной, владычецей московского образования. Летом 1994 года «Эхо» переехало в «книжку» на Новом Арбате, 11, получив от мэрии разрешение на сильно сниженную арендную ставку на 20 лет вперёд — 100 долларов за квадратный метр в год.
7. В 1994 году Веник (так за глаза повсеместно стали называть бывшего Бонифация) сразу сошёлся с новым собственником «Эха» банкиром Владимиром Гусинским. Бывшего учителя стали звать на встречи главредов «Медиа-Моста». «Личные отношения стали строиться к концу 90-х годов», вспоминает Гусинский: тогда же олигарх помог Венедиктову стать владельцем квартиры на Чистых прудах, в которой до него жил глава НТВ Игорь Малашенко. «Квартира была большая, моих денег не хватало, Володя добавил, это был его подарок мне на свадьбу», — объясняет Венедиктов, который в 1999 году женился на сотруднице «Эха» Елене Ситниковой. (Передача Ситниковой «Во саду ли в огороде» выходит уже больше 20 лет — на радио вообще многое не меняется десятилетиями).
8. У Путина Венедиктов брал официальное интервью всего 1 раз. Это было в 1997 году: Путин руководил контрольным управлением Кремля и пришёл в эфир «Эха» объяснять, как российские танки, направленные на утилизацию в Мурманск, оказались в Армении. Больше на «Эхе» Путин не был. Если верить Венедиктову, на все просьбы об интервью он неизменно отвечает: «Я тебе уже давал. Про армянские танки». Как некогда Доренко Венедиктов так же называет Путина своим единственным начальником и считает, что только он может его уволить. «Уволить может. Указать, как делать мою работу… это моё представление, как её делать. В этом уникальность моего существования», — говорит Венедиктов.
9. Кстати, Венедиктов рассказывает, что у него есть право на 1 звонок президенту в случае чего, но он этим правом ещё не воспользовался.
10. В 2010 году Венедиктов перенёс три серьёзные операции и клиническую смерть. Друзья и коллеги Алексея Венедиктова говорят, что с тех пор он стал гораздо более резким, быстрым, нетерпимым.
ПЛАТЬЕ PRADA И СУМКА MIU MIU ДЛЯ ПОМОЩНИЦЫ
11. «Есть два Венедиктова — до Леси Рябцевой и после, — рассказывает одна из сотрудниц «Эха», — после неё он, если называть вещи своими именами, ********* (сошёл с ума). Со всеми ругался, на всех орал и продолжал делать по-своёму».
В кабинете главреда «Эха» до сих пор висит шарж: Венедиктов в виде клоуна, рядом — блондинка, в которой угадывается его бывшая помощница Леся Рябцева. «Картина вызывает безумное раздражение сотрудников», — с усмешкой поясняет Венедиктов.
«Мелкая шмара», «эта сучка» и «невоспитанная хамка» — ещё не самые жёсткие эпитеты, которыми награждает Рябцеву большинство знакомых Венедиктова.
По словам Рябцевой, Венедиктов нередко дарил ей подарки и приглашал в «странные» командировки. «Говорил, надо поехать, это по работе — прилетали, я спрашиваю: «какие встречи, какие дела», а он: «да никаких, просто отдохнём». Леся говорит, что в таких случаях запиралась в гостиничном номере и никуда с Венедиктовым не ходила.
Рябцева считает, что съёмная квартира и корпоративная карта, которой она могла пользоваться, были её отдушиной и платой за буллинг со стороны сотрудников: «Я говорила Венедиктову: «Я всегда мечтала о платье Prada, о сумке Miu Miu», мы шли по магазинам и он платил». «Все считали, что я с ним сплю, что я ***** [проститутка], что я эскортница. Я с ним постоянно об этом говорила, а он делал вид, что не понимает, о чем я». «Он называл меня выносным кислородным баллоном, я ему допинг давала, адреналин в сердце, — описывает она свою роль в жизни главреда «Эха». — Я никогда не спала с Венедиктовым, у меня вообще с ним не было никакого физического контакта ни в каком плане».
МОДНАЯ ТЕМА ХАРРАСМЕНТ
12. Венедиктов гордится, что на стене в редакции висел указ о разрешении многоженства, подписанный президентом Ингушетии Русланом Аушевым. «У нас право на харрасмент внесено в устав, — говорит он, — я не шучу: вы знаете, сколько у нас внутри редакции браков, разводов и вновь браков?»
«Сидит женщина-новостник, что-то печатает. Заходит Венедиктов и тянется к ней со спины: «Таак, что у нас здесь?» — вспоминает бывший сотрудник «Эха».
Обнять подчинённую за плечи, поцеловать в щеку, погладить, назвать зайчиком, птенчиком, котиком для главреда «Эха» — в порядке вещей, рассказывают бывшие и нынешние сотрудники радиостанции.
«Он очень тактильный человек, может зайти ко мне, потрогать по спине, сказать: «Привет, заяц», — говорит продюсер «Эха» Ирина Баблоян. — Если он так заходит, я понимаю, что у него хорошее настроение. Если молча — к нему лучше не соваться».
ВЕДУТА! Я ТУТА!
13. В 2012 году Венедиктов пригласил пресс-секретаря Навального Анну Ведуту на ужин. «Собралась большая компания: были ведущие «Эха» Таня Фельгенгауэр и Оксана Чиж, которых я знала, были люди, с которыми я знакома не была, — рассказывает Ведута Би-би-си. — То есть меня звали на ужин в компании, а не на личную встречу, которую можно было бы даже теоретически воспринять как романтическую. Кроме того, я тогда была девушкой главреда сайта «Эха» Андрея Ходорченкова, об этом все знали».
По словам Ведуты, она сидела рядом с Венедиктовым на заднем сиденье и в какой-то момент почувствовала, как он придвинулся, обнял её и начал трогать за колени, поднимаясь выше. «Я вжималась в кресло, уползала, говорила: «Не надо», — рассказывает Ведута.
Когда они доехали до её дома, Анна, по её словам, «пулей вылетела из машины», но Венедиктов решил её проводить. «Я отнекивалась, он настойчиво повторял, что так безопаснее. Перед дверью он спросил, есть ли кто-то дома, и попытался поцеловать», - вспоминает Анна сейчас. Она говорит, что ответила Венедиктову, что дома мама, потом «забежала в квартиру и час сидела на полу в ванной, уставившись в стену».
Через несколько месяцев с «Эха» уволился главред сайта радио Андрей Ходорченков. Он говорит, что однажды заметил, что его девушка сильно изменилась: «Она стала растерянной, подавленной, несколько раз говорила: «Как ты можешь работать в этом месте, тебя же там никто не уважает».
КАРМАННЫЙ ОППОЗИЦИОНЕР
14. Главный редактор оппозиционного радио «Эха Москвы» одновременно слеп к проделкам своих высокопоставленных друзей. Так он «не заметил» скандал с собачками Шувалова, летающих на частном суперджете. Венедиктов старательно отмазывал Шувалова. Знакомый Шувалова рассказывает: «Мы посадили своих юристов, встреча шла три часа, Венедиктову показали документы по всем вопросам, он получил сатисфакцию и потом выдал своё мнение». Через некоторое время главный редактор выступил на «Эхе» и заявил — он «видел документы», вице-премьер имел право не указывать самолёт в декларации.
Венедиктов до сих пор не видит никаких проблем в часах за 37 миллионов рублей, которые Навальный разглядел на запястье пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова. Говорит, что супруга чиновника, бывшая фигуристка Татьяна Навка может позволить себе такой подарок.
15. Сын Венедиктова учился в частной школе в Великобритании. О том, что оканчивать школу его сын будет в Лондоне, Венедиктов немедленно сообщил своему «единственному начальнику» — через его пресс-секретаря Дмитрия Пескова.
Окончив школу, Алексей Венедиктов-младший вернулся домой. Сейчас ему 19, он учится гостиничному бизнесу и о карьере на радио не думает. Венедиктов-младший - любитель экстремального спорта, руфер, покоряющий городские высотки, и зацепер, который заполнил соцсети селфи с трамвайных крыш.
16. 18 декабря 2015 года на 60-летие Венедиктова его помощница Леся Рябцева подарила ему полуголую барменшу. Чуть поёживаясь от сквозняка, девушка с обнажённой грудью и в кружевной чёрной маске стояла за барной стойкой пространства Loft 1905 и разливала всем виски, любимый напиток именинника.
17. Телеведущая Ксения Собчак называет поведение Венедиктова «весёлым жопокрутством», но считает, что именно оно «позволяет ему сохранить реальную радиостанцию, на которой работают оппозиционные журналисты».
БИЗНЕС-ЖУРНАЛИСТ
18. Ещё в 2014 году он зарегистрировал ИП, основным видом деятельности которого указано «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». «Среди моих клиентов — люди из первой сотни списка Forbes, я за последние три года консультировал четверых из них по кризисному пиару», — гордится Венедиктов, но отказывается раскрывать имена. Заработок от консалтинга он называет «нерегулярным», свой ежемесячный доход оценивает в 1 миллион рублей и добавляет, что основную его часть составляет зарплата главреда «Эха».
Один из клиентов Венедиктова — Владимир Гусинский, утверждают двое близких знакомых бывшего олигарха. По их словам, тот платил за консалтинг до 10 тысяч долларов в месяц. Венедиктов и Гусинский эту цифру не подтверждают. «Он платил мне, сейчас нет, — признается Венедиктов, — но дал мне пять процентов в своих новых проектах. У него была турбулентность, она закончилась, Володя сейчас наращивает выпуск новых сериалов».
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ «ЭХО МОСКВЫ»
19. С «Эха» Владимир Гусинский так до конца и не ушёл. До 2018 года его американской компании принадлежало 19,9% акций радиостанции, говорит Венедиктов. Затем — чтобы у «Эха» не было иностранного акционера — этот пакет был передан «Эхо Москвы Холдинговая Компания» (ЭМХК). Формально среди владельцев ЭМХК Гусинского нет, но через неё он остаётся акционером «Эха». «Держателем его российских акций является Илья Куртов, близкий к Гусинскому человек», — говорит Венедиктов.
Куртов в телефонном разговоре с Би-би-си заявил, что пакетом радиостанции владеет не он сам, а возглавляемая им ЭМХК (по данным СПАРК, он также является её совладельцем). ЭМХК принадлежит 33,2% акций «Эха Москвы», утверждает бывший гендиректор радиостанции и её нынешний акционер Юрий Федутинов. Таким образом, эффективная доля Гусинского в «Эхе» до сих пор может равняться 19,9%.
УБЫТОЧНАЯ РАДИОСТАНЦИЯ
20. Бизнес, правда, чувствует себя не очень хорошо: радиостанция «Эхо Москвы» убыточна пятый год подряд. В 2018 году её выручка составила 423 млн рублей, убыток — почти 57 млн рублей, сумма невыплаченных займов — 115 млн рублей. Обсуждать с Би-би-си эти и другие показатели гендиректор «Эха» Екатерина Павлова отказалась (супруга одного из руководителей пресс-службы президента РФ).
При этом Венедиктов настаивает, что в 2019 году финансовое положение «Эха» улучшилось: «Сейчас мы идём очень хорошо, в смысле, в нуле. Даже зарплаты повысили». Сам он, несмотря на убытки, на зп не жалуется.
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖУРНАЛА «ДИЛЕТАНТ»
21. Изначально исторический журнал «Дилетант» издавался на деньги бывшего акционера «Медиа-Моста» Сергея Зверева. Источник, знакомый с ситуацией в журнале, оценил его затраты на проект в три-пять миллионов долларов. Зверев о деньгах говорить отказался, но заявил, что был «единственным человеком, которого волновала экономика журнала». Весной 2015 года он вышел из проекта. В прошлом хорошие друзья, сейчас Зверев и Венедиктов не здороваются.
«Разрыв был очень болезненным, но я не готов был закрываться», — горячится Венедиктов. Стартовый капитал для нового журнала со старым названием и перевёрнутой «Д» ему подарил миллиардер Михаил Прохоров. Я пошёл к нему, предложил 50% в новом журнале. Он сказал: «не хочу с тобой связываться, но у тебя день рождения, вот тебе 25 миллионов рублей», — вспоминает Венедиктов. «Не буду ни опровергать, ни подтверждать», — говорит на это сам Прохоров, которого корреспонденты Би-би-си встретили на очередном дне рождения Венедиктова.
Журнал «Дилетант» издаёт компания «Образование - XXI век» — ей владеет сам Венедиктов, его помощница Екатерина Годлина и директор по инвестициям группы Prosperity Capital Management Александр Бранис.
КОРМУШКА НА РАЙОНЕ
22. Один из крупных заказчиков компании — мэрия Москвы. По заказу АНО «Мой район» (основной учредитель — департамент территориальных органов исполнительной власти Москвы), компания Венедиктова «Образование - XXI век» издаёт одноимённый журнал.
С идеей издания об истории московских районов Венедиктов «носился два года»: «Я напечатал за свой счёт два пробных номера — «Хамовники» и «Дегунино», показал их Горбенко и [заместителю мэра Анастасии] Раковой, не зашло. Потом всё-таки продавил через Собянина, договорился».
Москва уже заказала 40 номеров журнала «Мой район», говорят Венедиктов и Годлина. Номера наполняют материалами из архивов, геральдисты отрисовывают районные гербы, в префектуры отдают флешку с макетом. Стоимость выпуска одного номера — около 5 млн рублей, подсчитал Венедиктов.
Как рассказал Би-би-си источник в руководстве мэрии Москвы, всего будет напечатано около 100 номеров «Моего района». Сумму итогового контракта собеседники Би-би-си оценивают в 400-500 млн рублей, средний тираж одного номера — в 60 тысяч. Сразу 5 номеров журнала «Мой район» щедро дарятся в подарок при покупке одного альманаха «Дилетант». Деньги город выделяет в рамках субсидии через департамент территориальных органов исполнительной власти мэрии Москвы», - рассказали журналисты Светлана Рейтер и Сергей Горяшко в очерке «Между струйками»: жизнь и правила Алексея Венедиктова».