Несколько лет подряд орловские соцети и местные СМИ буквально взрываются сообщениями о тайном и открытом уничтожении зелёных насаждений в Орле, которыми город некогда гордился. Я вспоминаю, как в своё время в Орёл приезжал главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. Мы объездили с ним весь центр, и он восхищался: «Надо же, здесь в центре города, рябины с каштанами, даже ивы растут! И деревья здоровые, ухоженные, глаз радуется…» Если бы он побывал в Орле сегодня, то был бы поражён явным «облысением» городских территорий. Но Павел Николаевич – это гость, а каково местным жителям видеть то, что творится на улицах и в парках, в бывших зелёных зонах и местах отдыха горожан?
Региональные СМИ цитируют десятки, если не сотни комментариев орловчан, возмущённых тем, что город превращается чуть ли не в пустыню. Вот приводимые журналистами мнения жителей:
«Вот же, нелюди. Рубят — только щепки летят. «Дельце» втихую провернули за пару часов. Все следы замели мгновенно».
«Администрация Орла, кому и чем они мешали? Всюду по городу сухие деревья, а пилят здоровые! Когда хоть это закончится? Мы не хотим жить в пустыне! Что же за подлец подписал бумаги на вырубку?»
Журналисты «ОрёлТаймс» писали: «Отметим: территорий в Орле, которые подверглись массовой выпиловке, огромное количество. Улицы Комсомольская, Пионерская, 60-летия Октября, пространства возле КДЦ «Металлург» и «Детского мира». Перечислять можно ещё долго. Аргумент у власти всегда один: вырубаются только сухостойные и аварийные деревья. Сами орловцы, отчаявшись присылать чиновникам фотографии спилов здоровых деревьев, были вынуждены констатировать: «Орёл становится всё больше похож на лысину мэра».
Или вот ещё одна публикация с цитатами из жалоб жителей Орла: «Обрубками горожане «любуются» практически на всех улицах областной столицы. Вырубка началась и на Дворянке: здесь в рамках благоустройства будет снесено 216 деревьев.
Какие только эпитеты не приобрёл данный процесс в интернете: «период уродования», «зелёные извращенцы», «хирурги», «мэр — руки-ножницы» и т.д.
Особенно много обращений орловцы пишут в адрес городского главы. Кто-то просит Парахина поумерить уровень «ненависти» к зелёным насаждениям, другие предлагают выходить на массовые акции в защиту деревьев, третьи — писать в прокуратуру. В целом, если обобщить все высказывания, орловцы находятся в крайней точке кипения от уничтожения зелёного фонда города.
«Он просто любит всё лысое. Я не медик, но налицо — синдром «Наполеона». Юрий Николаевич, остановитесь уже в ваших порывах обкромсать город под себя», — пишут орловцы в соцсетях».
Есть публикации и более глубокие, которые раскрывают не только масштабы бедствия, но и рассказывают об истории проблемы и путях её решения в прошлом.
Вот что пишет «Орловская среда плюс»: «Каждую весну город окутывают настоящие пылевые бури. Те, кто родился в Орле, прекрасно помнят, что такого не было в 90-е. Зато что было до распада СССР – так это повсеместные шумо - и пылезащитные полосы вдоль всех центральных улиц. Жалкие остатки некогда существовавшей пылезащиты с удивительным упорством вырубаются уже в наши дни. Так, в этом году был вырублен кустарник на улице Металлургов в Северном районе. Лишилась кустов Наугорка вдоль бывшего завода «Малютка». Уничтожили заросли ирги перед дворцом спорта «Орлэкс»… С чем связана такая искренняя и неподдельная ненависть чиновников ко всему зеленому – очень трудно понять…
Здесь стоит затронуть еще одну типичную орловскую проблему – варварскую обрезку веток, которую власти пытаются выдать за уход. Вместо положенной по нормативам стрижки – не более 30% от кроны – практически повсеместно в Орле встречается радикальная обрезка. На месте кроны остаются уродливые пеньки. Во-первых, это зачастую приводит к полному усыханию деревьев, как это произошло на улице Ленина. Многие орловцы привыкли к зеленому городу. Они знают, что деревья дают не только тень в жару, но и защиту от шума и пыли, красивый вид из окон. То есть повседневный комфорт, который резко исчезает после вырубки.
Наконец, ситуация со спасенными от сноса рябинами на улице Пионерской после вмешательства прокуратуры показала, что заверения властей о тщательном осмотре деревьев специальной комиссией перед вырубкой не всегда соответствуют действительности. Под видом удаления аварийных или больных деревьев очень часто вырубаются здоровые или просто неудобные для «любимых» подрядчиков посадки».
Проблему пытаются обсуждать и депутаты разных уровней. Депутат орловского горсовета Владимир Букалов в начале 2023 года обратился к представителям мэрии: «Как-то нелепо продолжать в том же духе пилить здоровые, живые деревья. Почему в актах написано то, что не соответствует действительности? Почему мы потратили на это деньги из городского бюджета? Хотелось бы получить ответ».
Ответ депутату дал первый вице–мэр Вадим Ничипоров. Он пояснил, что акты о сносе зелёных насаждений составляются с участием специалистов. Как следовало из ответа чиновника, его удивило, что правильность таких актов ставится под сомнения. Но на самом деле, сомнения в компетенции «комиссии» на только у жителей и орловских депутатов. Прокуратура Орловской области после выезда на место и встречи с жителями прокурора Орловской области Алексея Тимошина возбудила уголовное дело по варварскому уничтожению рябин и других деревьев на ул. Пионерской. Мэрия регулярно получает акты прокурорского реагирования.
Прокурор Алексей Тимошин во время встречи с жителями на ул. Пионерской
Депутат Орловского Совета народных депутатов, член «Справедливой команды» Руслан Перелыгин, обращаясь к жителям Орла, прямо назвал виновников плачевной ситуации: «Орловчане! Нам пора объединиться! Объединиться в борьбе за наш с вами город. Прямо на глазах у жителей Орёл из зелёного города превращают в бетонную пустыню. Нам пора защитить наш город от мэра Парахина, находящегося под уголовными делами, от приезжего губернатора-коммуниста Клычкова. Судя по делам этих управленцев, им наплевать на судьбу Орла, но не нам с вами! Мы здесь живем и будем жить. Мы хотим видеть живые зеленые деревья, а не голые обрубки. Мы против бездумного уничтожения зеленых легких города Орла».
Депутат Руслан Перелыгин
В деле принудительного «облысения» Орла губернатор Клычков всегда поддерживает позицию мэрии, хотя ещё два года назад он снял с себя личную ответственность за вырубку деревьев, заявив по этому поводу: «Я не мэр, я губернатор».
Мэр Парахин, который вроде бы должен отвечать за то, как действуют его подчинённые, предпочитает не вступать в дискуссии, понимая, что и в соцсетях и в СМИ уже стал мемом. Например, на заседании горсовета, как мы уже отмечали, за мэра отвечал первый вице–мэр Ничипоров.
Клычков, поддерживая уничтожение деревьев, пару лет назад трогательно рассказывал, как он ездил в магазин «Детский мир» за игрушками для ребёнка, и увидел проблемы с парковкой, в результате чего парковки появились, а множество здоровых деревьев было спилено, причём новые насаждения как–то не прижились. В начале августа губернатор лично «инспектировал» вырубленные деревья в Горпарке, сказав странную фразу о том, что там «есть два аварийных дерева, которые выпилены, по ним есть позиция прокуратуры Советского района».
Мэру Юрию Парахину и губернатору Андрею Клычкову не дают покоя лавры Шварценегера и Ленина
На самом деле, для власть предержащих в Орле благополучие и комфорт граждан – не главное. Главное – это деньги. Выбили бюджетный миллиард и теперь осваивают. Эту версию поддерживают и мои коллеги из регионального «Московского комсомольца», отмечающие, что есть муниципальная программа «Комплексное развитие улично-дорожной сети города Орла до 2026 года». «На мероприятия, которые в ней прописаны, - пишет«МК»,- планируют израсходовать больше восьми миллиардов рублей. В документе имеется строка «прочие работы» и в ней значится: «уборка и выпиловка деревьев и т.д.». По этой строке в 2023 году потратили более 260 млн рублей. А за два года эта сумма достигнет миллиарда. Может быть, это и является той самой причиной, по которой в Орле ведутся такие активные работы по опиловке и кронированию деревьев. Потому как ранее на эти цели таких сумм не выделялось.
Общеизвестный факт: у муниципалитетов в центре России наиболее выгодными и соответственно коррумпированными сферами являются выделение земли и строительство, дороги и транспорт, вывоз мусора и озеленение. Миллиард за два года - это большие деньги.
ЮРИЙ ПАРАХИН: ЦВЕТ ПЛИТКИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБЫМ, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОН СЕРЫЙ
Лавры Генри Форда, цитата которого относительно единственно возможного чёрного цвета автомобиля вошла в историю, не дают покоя мэру Орла Юрию Парахину. Вот только цвет он выбрал другой – серый. И, похоже, что теперь серая плитка, которая укладывается на огромных, по меркам Орла, территориях от тротуаров до воинских мемориалов, станет визитной карточкой города. Правда, мэр нашёл из этой ситуации оригинальный выход. В порядке эксперимента дорожное покрытие на Александровском мосту в центре города решено в тёмное время суток подсвечивать орловским списом - брендовым рисунком местной вышивки. Так что в дневное время новые тротуары и площадки мемориалов, видимо, будут обычного мышиного цвета, а вот по вечерам и по праздникам станут красно–белыми.
Серое покрытие можно закамуфлировать подсветкой
Шутки – шутками, но если говорить серьёзно, то использование серой плитки, более того, замена уже согласованной в контрактах плитки иных цветов на мышиную – это личная инициатива Парахина. Пару месяцев назад он лично решил проинспектировать укладку тротуарной плитки около здания Управления министерства внутренних дел России по Орловской области. К тому времени работы уже шли полным ходом и укладывалась современная высокотехнологичная плитка «Колор Микс» благородного и солидно выглядевшего оттенка.
Такая плитка, уложенная у здания УМВД, была демонтирована и заменена на серую
Походил–походил мэр и решил публично проявить свою мэрскую власть. Как рассказывают очевидцы события, он попытался, было, обратиться лично к начальнику УМВД, но добиться встречи не смог. На площадку был вызван заместитель по тылу, которому Парахин изложил свою точку зрения относительно того, что никакой пёстрой плитки он лично не потерпит и уже уложенную поверхность необходимо демонтировать, а затем положить более дешёвую серую плитку «Парк Плейс». То, что в контракте была предусмотрена плитка совсем другая, градоначальника не волновала.
Более дешёвая плитка – это экономия государственных средств, - так посчитал доктор экономических наук Парахин, с момента защиты докторской диссертации (2011 г.) не опубликовавший ни одной научной работы. Уровень практического применения его экономических познаний можно прекрасно определить по последовавшим за бурным демаршем у здания УМВД решениям.
Насколько нам известно, 3 июля 2025 год, выполняя требование Парахина, подчинённое ему Муниципальное бюджетное учреждение «Спецавтобаза» (заказчик) направило проектной организации требование о «необходимости применения тротуарной плитки «Парк Плейс», 80 мм серого цвета при проектировании строительства и ремонта тротуаров». Речь шла в данном случае о замене плитки на ул. Тургенева и на ул. Максима Горького.
15 июля, через полтора месяца после начала работ, когда часть, по мнению мэра, «неправильной», но изначально обозначенной в контракте плитки, была уложена, ГИП ООО «Проект +» прислало подрядчику подтверждение о внесении изменений в проектную документацию. Плитка должна быть только серой! Мэр сказал…
Фрагменты документов об изменении проектной документации.
А теперь об экономике и экономии. Квадратный метр плитки «Колор микс», изначально указанной в контракте, дороже серой на 700 рублей. Казалось бы, мэрская экономия налицо. Но… уложенную уже плитку нужно демонтировать, вывезти, заново подготовить основание для укладки, а новую повторно уложить. За это, правда, скорее всего, будет платить не город, а подрядчик. А ещё есть один маленький нюанс. По неведомой нам причине мэрия в лице МБУ «Спецавтобаза» к бетонной тротуарной плитке решила закупить гранитные бордюры. Их стоимость выше бетонных примерно в четыре раза, то есть метр дороже примерно на 2000 рублей! Кроме того, бордюры в значительной степени оказались бракованными. Я лично, проходя неделю назад мимо гостиницы «Очарованный странник» на ул. Максима Горького, видел поддоны с бордюрами, грани которых были отколоты, либо при изготовлении, либо при перевозке. И я не уверен, что заказчик платил за брак неполную цену… Вот и вся серая экономия…
Другую, не менее серую, но зато гораздо менее качественную плитку в большом количестве (20 000 квадратных метров) мэрия решила уложить на знаковом для города объекте Судбищенском воинском мемориале, возведение которого приурочено к памятной дате - 470-летию Судбищенской битвы, в которой погибло около 5000 российских воинов. (Cм. «Орловская мэрия строит воинский мемориал из материалов «второй свежести?»)
Как нам удалось выяснить, плитка действительно оказалась «второй свежести». Серой, дешёвой и несертифицированной, что запрещено законодательством. Мы писали о том, что ущерб, нанесённый группой из заказчика, подрядчика, посредника и субподрядчика при укладке несертифицированной плитки вместо качественной и отвечающей требованиям государственного стандарта должен был составить 4 000 000 рублей.
Что же произошло после выхода нашей статьи и её второй части? (См. «Плитка второй свежести»? Оправдаться не удалось».) Подрядчик стал стахановскими темпами укладывать свою несертифицированную плитку. И параллельно начал работать над тем, чтобы её как–то легализовать. Напомним, что по условиям муниципального контракта государственный сертификат качества должен был предъявляться заказчику за три дня до начала работ, а не после их выполнения. ООО «СтройБетонПроект», по устному заявлению его представителя, получило сертификат 1 июля, то есть тогда, когда значительная часть плитки, изготовленной до получения документа, (по нашим данным около 30%) была уже уложена.
Любопытно, но в данном случае мэр Орла Юрий Парахин не выехал на площадку и не потребовал демонтировать несертифицированную плитку. Зато чрез три недели после нашего обращения к председателю Орловского областного Совета народных депутатов, председателю Орловского отделения Российского военно–исторического общества Леониду Музалевскому, он, вместе со своими первым заместителем и группой городских чиновников выехал на скандальную стройплощадку. Сам он на сайте облсовета ограничился констатацией того, что проблема есть, её нужно решать, но никакого конструктива не предложил. А вот Михаил Васильевич Вдовин, первый зампред облсовета во время осмотра «мемориала» был поражён отвратительным качеством укладываемой плитки. Он, честно написал об этом на своих официальных страничках в соцсетях, показал, как руками ломает плитку, которая даже не разламывается, а рассыпается.
Михаил Вдовин руками ломает плитку «второго сорта»
Я расспросил его о подробностях. Михаил Васильевич был категоричен. Он рассказал, что на его слова о том, что такую серую, некачественную плитку, самую дешёвую и неказистую стыдно было бы даже в туалете класть, болезненнее всего отреагировала главный архитектор города без архитектурного образования Мария Родштейн. Она заявила, что всё это от недостатка финансовых средств.
Тут мне сразу вспомнился «голубой воришка» Альхен из «12 стульев»: «Кредитов отпускают в недостаточном количестве…» Но деньги–то на мемориал пришли из федерального центра, причём сотни миллионов. А когда Вдовин привёл в качестве примера плитку, уложенную в Детском парке, отметив, что при взгляде на неё «душа радуется», и предложил проводить работы поэтапно с закупкой сертифицированной и красивой плитки, Родштейн показала своё истинное лицо. Она тут же фактически обвинила зампреда облсовета в том, что он подрывает доверие к выбранному мэрией доверенному подрядчику и лоббирует чьи–то интересы.
Мария Родштейн защищает «доверенного подрядчика»
О связях мэра Парахина с «доверенным подрядчиком» мы подробно писали. И писали о том, что это вполне себе возможное уголовное преступление:
«Администрации г. Орла в лице МКУ «Объединённый муниципальный заказчик г.Орла» (МКУ ОМЗ) выделены бюджетные средства, полученные из федерального центра. МКУ ОМЗ заключает контракт с ООО «УПМК – 22», предусматривающий в том числе и использование материалов, которые (для плитки, например) имеют обязательные сертификаты. Цена контракта такова, что она предусматривает закупку именно сертифицированной плитки.
ООО «УПМК – 22», обязанное приобрести сертифицированную плитку, решает в нарушение контракта сэкономить и покупает продукцию без обязательного сертификата с прибылью для себя.
ООО «СтройБетонПроект», с которым заключается контракт, поставляет несертифицированную плитку, подрядчик её принимает, а заказчик не предпринимает никаких мер для проверки соответствия поставляемой продукции муниципальному контракту.
Ущерб, который нанесён государству данной операцией – это разница между ценой сертифицированной плитки, которая подразумевается муниципальным контрактом и ценой изделий, не имеющих сертификатов, которую заплатили поставщику. Она может составлять порядка 200 рублей за квадратный метр. Кто получил деньги (примерно 4 000 000 рублей) и в каком выражении должно выяснить следствие.
Учитывая крупный ущерб и иные факторы, такие как участие нескольких организаций (должностных лиц) в этой операции, в действиях подрядчика, субподрядчика и заказчика могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного ч.3 или ч. 4 ст. 159 УК РФ «мошенничество, совершённое с использованием служебного положения, а равно в крупном размере (это более 3 000 000 руб.)» или «мошенничество, совершённое группой лиц».
Но ни Родштейн, ни других городских чиновников, присутствовавших на мероприятии, наши рассуждения о перспективе уголовной ответственности не испугали. Они не остановили работы, не заставили убрать несертифицированную и некачественную (это доказал первый зампред Орловского облсовета опытным путём) плитку, а просто закрыли глаза на творящееся беззаконие.
Сейчас, насколько нам известно, готовится проверка со стороны, уже не законодателей, а силовиков… Проверка будет организована не только по публикациям СМИ и визиту руководства облсовета на объект «Мемориал «Судбищенская битва». В различные инстанции с заявлением о преступлении (иначе это назвать нельзя) обратился участник СВО на границе с Украиной Михаил Савин. Его обращение составлено очень серьёзно, и видно, что ситуация действительно волнует неравнодушного гражданина, считающего, что «денежные средства, необходимые для защиты нашей страны, разворовываются под прикрытием необходимостью сохранить историческую память о другом сражении». Вот на какие факты нарушений он обращает внимание: незаконное производство и поставка плитки, отсутствие обязательного сертификата, мошеннические схемы…
Заявление Михаила Савина
Сейчас мэрский срок, надеюсь, первый и последний, мэра Орла Юрия Парахина подходит к концу. Можно подводить некоторые итоги. Мы не будем в сотый раз рассказывать о криминальной составляющей этого срока, о возбуждённых и невозбуждённых уголовных делах. Отметим лишь один дополнительный грустный факт: Юрий Парахин сумел превратить яркий и зелёный город в серый и лысый областной центр…