Экономика 14.01.25 11:42

Никто не хотел отвечать

Как компания «Анкор-Плюс» пытается уклониться от связи с погибшим мигрантом


В завершимся на днях нашумевшем сериале «Первый номер» главный редактор нового журнала предлагает сделать героями первого номера не олигархов, не модных деятелей шоу-бизнеса и других «сильных мира сего», а простых курьеров, сотрудников автосервиса, айтишников, разнорабочих и других представителей окружающего нас повседневного мира. Несмотря на сопротивление издателя и редакционного коллектива журнал в итоге выходит в свет и имеет большой успех. Их судьбы оказались более драматическими и показательными для нынешнего времени.

Эта история также о так называемых «маленьких людях». Попавшей в беду ничем с виду не примечательной семье узбеков Ибройимовых, попытавшейся построить счастье в большой России. 

МИГРАНТ, «ГУЛЯВШИЙ» ПО СТРОЙКЕ

…Три года назад, работая на строительстве жилого дома на острове Октябрьский, погиб, упав с большой высоты, 43-летний Аваз Ибройимов. Его семья уже несколько лет жила в Калининграде, оба супруга и их четверо несовершеннолетних детей имели вид на жительство и вот-вот должны были получить российское гражданство. После случившегося жена и дети уехали на родину, фактически оставшись без средств к существованию. Гурьевский районный суд отказал им в компенсации за потерю кормильца, а также в возмещении морального ущерба, поскольку, как говорится в судебном определении, «Ибройимов А.А. пострадал не при исполнении служебных обязанностей, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии оснований для квалификации несчастного случая как связанного с производством».

Государственная инспекция по труду и правоохранительные органы также решили, что 43-летний Аваз Ибройимов всего лишь, так сказать, «прогуливался» по строительным лесам, а не работал.

Мы уже писали об этой истории, но продолжили журналистское расследование и получили в свое распоряжение документы, которые доказывают обратное.


АНКОР, ОПЯТЬ АНКОР…

Владелец компании «Анкор-Плюс» Андрей Королев, которая занималась по договору субподряда фасадными работами, заявил проверяющей комиссии, что «никаких работ Ибройимов А.А. на объекте не выполнял и выполнять не мог, так как каких-либо договорных отношений ООО «Анкор-Плюс» с указанным работником не имеет».

«И вообще я не уверен, что указанный работник упал с лесов», - сказал он проверяющим. Такую же позицию – «ничего не знаю» – занял и Евгений Майгора, руководитель компании, которая заключила с Андреем Королевым договор подряда на производство работ.

Однако свидетели трагедии говорят о другом. В частности, работавший в одной бригаде с Ибройимовым его соотечественник О.Р. Туропов в объяснении следователю рассказал следующее (копия документа имеется в распоряжении редакции).

«Опрошенный Туропов О.Р. пояснил, что он работал в одной бригаде с Ибройимовым А.А., и их бригада собирала строительные «леса» на строящихся домах по адресу: г. Калининград, Бульвар Солнечный, д. 25В. 28.10.21. Он находился на данной стройплощадке внизу дома, а Ибройимов А.А. был на 6 этаже дома, где собирал леса, и он позвал последнего вниз. Он видел, как Ибройимов А.А. отстегнул страховочный пояс и начал спускаться, затем он (Туропов О.Р.) отвлёкся и услышал только звук падения».

Туропов подбежал к другу, попытался его поднять и стал звать на помощь. Но было поздно: Ибройимов умер через час после того, как «скорая» привезла его в больницу.

Напарник Ибройимова подтверждает, что они работали в тот день на объекте компании «Анкор-Плюс» и в своём объяснении представителям Государственной инспекции труда по Калининградской области.

Вот что говорится в Заключении, подписанном главным инспектором отдела надзора А.А. Борисовым: «Согласно объяснения Туропова О.Р. 20.05.1997 г. рождения, 28 октября 2021 г., бригада работников, в том числе он и Ибройимов А.А. выполняли работы по монтажу строительных лесов на строящемся доме по адресу Калининград, Солнечный бульвар, 25 Б. На момент происшествия Ибройимов А.А. находился на высоте 6 этажа строящегося дома, а Туропов О.Р. – внизу возле здания. Примерно в 16.30 Туропов О.Р. крикнул Ибрайимову О.А., чтобы он спускался вниз. Туропов О.Р. видел, что Ибрайимов О.А начал спускаться вниз, используя элементы конструкции лесов».

«Скорую помощь» вызвал штатный сотрудник компании «Анкор-Плюс» А.В. Воробьев. Цитируем его показания следователю: «Опрошенный Воробьев В.А. пояснил, что в октябре 2021 года он работал в ООО «Анкор» отделочником по договору гражданского-правого характера, был в фирме кем-то вроде бригадира в бригаде отделочников из 10 человек, занимались его наружной отделкой. При этом они параллельно собирали строительные леса вокруг этого дома до его верхнего этажа для того, чтобы можно было отделывать дом».

По словам Воробьева, на упавшем на козырёк второго этажа человеке был страховочный трос, но сам он ни погибшего, который работал на объекте его компании, ни его друга, О.Р. Туропова... не знает.


ДЕЛО ЯСНОЕ, ЧТО ДЕЛО «ТЁМНОЕ»

Согласитесь, вызывает крайнее удивление, что ни представитель трудовой инспекции, сделавший вывод, что данный несчастный случай «расследованию и учёту в установленном трудовым законодательством порядке» не подлежит, ни следователь, отказавший в заведении уголовного дела, не организовали, так сказать, очную ставку между сотрудником «Анкор-Плюс» Воробьевым, на объекте которого погиб Ибрайимов, и рабочим Туруповым. Ведь показания их расходятся. Так же как не были опрошены другие рабочие, занятые в тот день на строительстве здания.

Формальной причиной, на которую, по сути, сослались в обоих случаях инспектор и следователь, было отсутствие договорных отношений между работодателем и рабочим. Между тем, в жизни подобные случаи отнюдь нередки, причём не только с мигрантами. Верховный Суд РФ даже сделал специальное пояснение по этому поводу: он рекомендует представителям государства учитывать любые, даже косвенные и самые незначительные доказательства наличия трудовых отношений. То есть лицо, фактически допущенное к выполнению работ, по мнению Верховного суда, уже является одним из оснований возникновения трудовых отношений.

«Из определения пленума Верховного суда следует, что любые средства доказывания, которые предусмотрены процессуальным законодательством, могут быть использованы для подтверждения трудовых отношений, - прокомментировала ситуацию юрист практики трудового права адвокатского бюро «ЕПАМ» Ольга Тянгаева. -  Необходимо помнить, что работнику достаточно поставить под сомнение факт отсутствия трудовых отношений, а не доказывать все признаки трудовых отношений. В силу ст. 19.1 ТК РФ все неустранимые сомнения должны трактоваться судами в пользу наличия трудовых отношений».

В случае с Авазом Ибройиновым сами обстоятельства гибели указывают на то, что он работал на объекте компании «Анкор-Плюс». И эти обстоятельства невозможно оспорить: он был в рабочей одежде и со страховочным тросом. Мужчина, крайне нуждавшийся в работе, чтобы прокормить свою многодетную семью, включая грудного ребенка, выполнял работы не у себя дома, а на строительном объекте. Поэтому главный вопрос для чиновников и правоохранителей мог быть только один: на чьём объекте выполнялись эти работы. А выполнялись эти работы именно на объекте компании Андрея Королева.

«Если у человека случилась трагедия на объекте, который находится в зоне ответственности конкретной организации, то это означает, что он работал в ее пользу, - считает эксперт. И эта организация несёт за него ответственность».

Между тем Андрей Королев и заключивший с ним контракт на отделку дома Евгений Майгоров упрямо отрицают свою причастность к несчастному случаю. Причины этого понятны – они не хотят нести ответственность за случившееся. Тем более, подобное происшествие в их практике не единственное. Как сообщила газета «Труд», на стройке в Санкт-Петербурге погиб ещё один рабочий-мигрант из компании «Анкор-Плюс». А в субподрядной компании Евгения Майгоры правоохранители выявили несколько десятков незаконно работавших строителей-мигрантов. Но почему в данном случае не следовали указаниям Верховного суда трудовая инспекция и правоохранители?

В отличие от суда первой инстанции, не затребовавшего никаких документов для выяснения обстоятельств гибели Ибройимова, Калининградский областной суд начал изучать дело во всех подробностях. В том числе подал запрос в финансовое учреждение, в котором у погибшего была заведена банковская карточка, чтобы узнать, от каких организаций или лиц на нее перечислялись деньги. К ближайшему заседанию, суд, возможно, получит эти данные.


БАНКРОТСТВО И НЕТ ПРОБЛЕМ?

Возможно, Андрей Королев и Евгений Майгора не ожидали, что суд вообще состоится. Как правило, от родственников мигрантов не поступают иски в суд, поскольку у них нет просто денег на юристов. Но в данном случае помощь им оказали узбекское посольство и Агентство внешней трудовой миграции этой страны.

По странному совпадению, в то же самое время, как от семьи и родителей были поданы иски в суд, компания Андрея Королева, получившая в 2023 году около миллиарда (!) рублей по строительным договорам, неожиданно перестала платить налоги как в госбюджеты, так и по финансовым обязательствам своим контрагентам. В итоге фирма «Анкор-Плюс» в прошлом году угодила в процедуру банкротства и в скором времени будет ликвидирована.

Если эти факты действительно взаимосвязанные, то надо отдать должное Андрею Королеву его умению выпутываться из самых скользких ситуаций. Понимая, что от компании-банкрота получить моральный ущерб будет невозможно, даже если суд признает её причастной к гибели рабочего, юристы родственников, желая получить материальную помощь для семьи погибшего, вынуждены были подать иск не к фирме «Анкор-Плюс», а к другой компании. Её руководители также использовали труд Аваза Ибройимова и подавали на него заявку на пропуск на территорию стройки, но здание, на стройке которого погиб рабочий, было не их объектом.

ХХХ

Как сообщила та же газета «Труд», в настоящее время «компании Королева и Майгоры поменяли названия и продолжили работу на строительном рынке, получая новые подряды и по-прежнему привлекая заезжих работяг». Среди прочих компаний, где они являются бенефициарами, в частности, называют «Балт-НК», принадлежащую Станиславу Новаку, с которым Андрей Королев вместе учился в родном Кемерово. Но несмотря на то, что на новую фирму были переведены контракты с предыдущей компании, её, похоже, также может ждать скорое банкротство, поскольку одни лишь неустойки в арбитражных судах от недовольных контрагентов идут уже на многие десятки миллионов рублей.

Что же решит суд? Чем всё закончится в итоге? Как мы сообщили в начале материала, данная история о «маленьких людях». Но, согласитесь, именно происходящее с «маленькими людьми», неважно какой национальности, словно лакмусовая бумажка определяют состояние общества в той стране, где совершались события. Мы продолжим следить за развитием этого сериала из реальной жизни.
Сергей Беляев, Виктор Виноградов, Москва-Калининград-Москва

Мы в соцсетях

Новости партнеров