Экономика 24.11.20 13:00

Криминальный поход за Петропавловским золотом

FLB: «Охотники за акциями» пытаются взять под контроль одно из самых крупных и стабильных золотодобывающих предприятий России

Криминальный поход за Петропавловским золотом

Когда российские государственные деятели публично озвучивают рассуждения о «подушке безопасности» для нашей страны, то чаще всего они употребляют словосочетание «золотовалютные резервы». Не нефтяные, не газовые, а именно те, в состав которых входит золото. И нынешняя ситуация, как внутри России, так и в мире показывает, что нынешний мировой кризис, экономический спад, политическая нестабильность и неочевидные перспективы основных рынков сделали золото самым надёжным средством сохранения капиталов, и крайне привлекательным активом. Золото активно продаётся, чтобы поддерживать находящуюся в шоковом состоянии от падения цен на углеводороды экономику. Объёмы продаж российского золота с начала 2020 года выросли на 700%, а доходы от продажи впервые превысили выручку от экспорта газа. А любой ценный и перспективный актив всегда становится приоритетом для тех людей и компаний, которые ставят своей целью передел рынка, причём любыми способами.


Так выглядит Покровский рудник – одно из предприятий ГК «Петропавловск»

ПОЧЕМУ ИМЕННО «PETROPAVLOVSK» ПРИВЛЁК «ОХОТНИКОВ ЗА АКЦИЯМИ»?

Группа компаний «Петропавловск» является третьей по объёмам добычи и разведанным запасам на российском рынке. У истоков её создания в 1994 году стоял Павел Алексеевич Масловский, благодаря которому за 26 лет существования она стала мощной вертикально интегрированной структурой, в которую входят золотодобывающие предприятия, строительные, геологоразведочные, транспортные, проектные и образовательные организации. Основную деятельность группа ведёт в Амурской области, а исследовательские организации работают в Москве, Санкт-Петербурге и Иркутске. О современной эффективности управления предприятиями группы «Петропавловск» при руководстве Павла Масловского можно судить хотя бы по итогам первого полугодия 2020 года. «Петропавловск» входит в тройку ведущих золотодобывающих компаний России. В 2019 году предприятия группы произвели 517 000 тройских унций (16 тонн) золота, рост по сравнению с предыдущим годом составил 22%.

Общие инвестиции компании в золоторудное направление оцениваются в 96 млрд рублей (около 4,2 млрд долларов с учётом курсовых разниц). С 2018 по 2020 годы цена акций компании выросла в шесть раз и акции «Petropavlovsk PLC» стали лидером роста среди золотодобывающих компаний.

Несколько лет назад компания «Петропавловск» приняла решение отказаться от выплаты дивидендов акционерам, чтобы завершить масштабный и амбициозный проект строительства Покровского автоклавно-гидрометаллургического комплекса, который позволяет вовлекать в разработку месторождения сложнообогатимых упорных руд (упорную природу имеет значительная доля золоторудных месторождений России). Предприятие было построено и произвело первое золото в 2018 году.

Но летом 2020 года после окончания строительства и выхода Покровского АГК на промышленную мощность, в компании развернулся тот самый корпоративный конфликт, организованный международным консорциумом, превратившийся в тайную «охоту за акциями» с целью перераспределения промышленных и финансовых достижений компании в свою пользу.

В эту группу вошли зарегистрированные на Ангилье и в Гибралтаре оффшорные компании Slevin Ltd. и Еverest Alliance Limited (ранее именуемая CABS Platform Limited), чьи интересы представляет Николай Валерьевич Люстигер (он же Соломон Люстигер, имеет гражданство США и Мальты), зарегистрированная на Кипре структура Bonum Capital Ltd Мурата Магомедовича Алиева (проживающий в Швейцарии), а также АО «Южуралзолото группа компаний» (зарегистрирована в г. Пласт Челябинской области), контролируемая через систему офшорных компаний Константином Ивановичем Струковым. Все вместе данные структуры владеют более 30% акций «Petropavlovsk PLC».

Захват компании, перераспределения прибыли в свою пользу за счёт ограничения вложений в развитие производства и инфраструктуры – это вполне реальные цели тех граждан и компаний, которые спровоцировали конфликт вокруг «Петропавловска». И дальнейшие события показали, что они не остановятся ни перед чем…

КАК «УРАЛЬСКИЕ СПОРТСМЕНЫ» ВЕРНУЛИ В МОСКВУ «ЛИХИЕ ДЕВЯНОСТЫЕ»

17 августа акционеры Petropavlovsk назначили и. о. главного исполнительного директора Максима Мещерякова. Мещеряков — выходец из фонда Bonum Capital Мурата Алиева, бывшего топ-менеджера Сулеймана Керимова. Bonum Capital стал миноритарным акционером Petropavlovsk в июле 2020 года, по состоянию на 8 августа ему принадлежало 3,02% акций компании.


«Уральские спортсмены» вламываются в офис АО «Покровский рудник» в Москве

Через девять дней, утром 26 августа в Москве Максим Мещеряков возглавил группу из полутора десятков граждан крепкого сложения, одетых по специфической моде (чёрные футболки и бейсболки), которые называли себя «уральскими спортсменами». Группа прибыла в современный офис, принадлежащий компании «Петропавловск» на праве собственности и расположенный на берегу Яузы по адресу Рубцов переулок, 13.

На опубликованных видеозаписях видно, что после короткого разговора (охрана не пускала незванных гостей в офис АО «Покровский рудник» и УК «Петропавловск», поскольку у них не было соответствующих документов) как сам Мещеряков, так и его сопровождающие силой вторглись в помещение. Кто-то пробирался под ограждениями, Мещеряков же, назвавший себя «новым глобальным директором компании», лично, хотя и не с первого раза, но всё же перелез через турникет (см. видео)

С чисто юридической точки зрения это вторжение можно квалифицировать как самоуправство. Forbes отмечал: «Согласно выпискам из ЕГРЮЛ, Мещеряков не является директором АО «Покровский рудник», а совет директоров АО «Покровский рудник» не назначал его в качестве единоличного исполнительного органа.

«Сменить директоров АО «Покровский рудник» законным путём было невозможно, так как для смены директоров требовались оригиналы учредительных документов, которые находятся в распоряжении общества и третьим лицам не передавались. Никакие доверенности на имя Мещерякова не выдавались. Таким образом, у него нет прав распоряжаться имуществом организации и давать распоряжения её сотрудникам», — говорится в комментарии юристов золотодобытчика».

В многочисленных сообщениях о совершённом в стиле «лихих девяностых» захвате офиса, говорилось не только о том, что вторгнувшиеся в помещение граждане «вели себя по-хамски». «При этом, как отмечают очевидцы, «нападавшие разделялись на две группы»: «спортсмены» отвечали за силовую составляющую акцию, то есть — за прямое насилие и запугивание людей, а другая группа „активно занималась похищением рабочей информации» — «взламывали компьютеры офисных служащих, перекачивая и стирая с них все файлы». Как подчёркивает «Амур. инфо», им удалось парализовать работу серверов, «были фактически уничтожены рабочие базы данных, юридическая и бухгалтерская информация «Покровского рудника», от которой непосредственно зависит, в частности, выдача зарплат».


«Новый глобальный директор» Максим Мещеряков лично контролирует ход «работ» в серверной офиса АО «Покровский рудник»

Только на следующий день «организованную группу Мещерякова» вывели из офиса и здание перешло под контроль полиции. 

ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО «ГЛОБАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА»?

Всё вышеописанное выглядит как классический рейдерский захват офиса в стиле «лихих девяностых». Но нам представляется, что давать юридическую оценку произошедшему должны надзорные и следственные органы. Поэтому на данный момент, когда мы ещё не располагаем результатами расследования, ограничимся сообщением РИА «Новости», опубликованным 22 октября: «Старший помощник руководителя столичного главка СК РФ Юлия Иванова подтвердила, что и.о. гендиректора Petropavlovsk Максим Мещеряков подозревается в самоуправстве с ущербом 450 тысяч рублей. «Максим Мещеряков и неустановленные лица, действуя группой лиц по предварительному сговору, совершили самоуправство в отношении представительства АО «Покровский рудник». В результате совершенного преступления компании причинён ущерб на общую сумму свыше 450 тысяч рублей», - сказала Иванова.

По её словам, в отношении Мещерякова возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 330 УК РФ («Самоуправство с применением насилия или с угрозой его применения»). Кроме того, расследуется дело в отношении «неустановленных лиц» по той же статье «Самоуправство» и статье 158 УК РФ – «Кража с незаконным проникновением в жилище в крупном размере».


Максим Мещеряков и сопровождающая его «спортивная» свита беседуют с сотрудником офиса

«И.о. гендиректора», пожелавшего возглавить одну из крупнейших золотодобывающих компаний России Petropavlovsk, Максиму Мещерякову может грозить до пяти лет колонии за самоуправство, согласно инкриминируемой статье Уголовного кодекса РФ. Согласно части 2 статьи 330 УК РФ, за самоуправство с применением насилия или с угрозой его применения может быть наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет.

У многих наблюдателей возникает законный вопрос: по какой причине группа акционеров, которые, как считают многие, вступили в сговор с целью захвата компании, не придерживается предусмотренных действующим законодательством процедур, в том числе и судебных, а спешит, в том числе и с помощью криминальных методов, установить тотальный контроль над «Петропавловском» немедленно? Ответ тут один: главных участников группы поджимает время. Им необходим доступ к банковским счетам предприятия и возможности совершать крупные и сомнительные сделки.

«На 16 декабря назначено очередное заседание Арбитражного суда Амурской области, на котором будет рассматриваться иск Petropavlovsk к дочернему «Албынскому руднику». Параллельно тот же суд рассматривает встречный иск, поданный гендиректором УК «Петропавловск» Сергеем Ермоленко, который оспаривает смену органов управления на рудниках компании. Одновременно ФАС России изучает жалобу на процедуру покупки «Южуралзолотом» доли в амурском золотодобытчике…

Как сообщает портал «Амур – инфо», контроль над «Петропавловском» был нужен в первую очередь челябинскому олигарху Константину Струкову, чтобы как можно быстрее решить проблему с задолженностью его предприятий перед банками, которая превышает 1 миллиард долларов. Одновременно бизнесмена сейчас обвиняют в неуплате налогов на крупную сумму в 1,6 миллиарда рублей в Кузбассе, где обанкротилась принадлежащая ему «Шахта имени Дзержинского». Было арестовано 170 различных объектов «Южуралзолота» только в Челябинской области, в том числе личное имущество Струкова. А в Красноярском крае из-за серьезных экологических нарушений арестовано имущество прииска «Дражный», входящего в «Южуралзолото», еще на 400 миллионов, ведётся уголовное расследование».

В этих обстоятельствах самым реальным выходом для Константина Струкова было бы за счёт успешно работающего «Петропавловска», а точнее его филиала АО «Покровский рудник» приобрести у своего же «Южуралзолота» один из убыточных рудников за сумму, равную его «налоговым» долгам – 1,6 миллиарда рублей.

Дальнейшую судьбу «Петропавловска», в том случае, если «команда Струкова – Люстигера» вдруг добьётся успеха, как в российских судах, так и в Антимонопольной службе и у британского регулятора – Комиссии по поглощениям – предсказать несложно.


Павел Масловский и Юрий Трутнев во время запуска автоклавного комплекса

Павел Масловский, основатель АО «Покровский рудник» предельно осторожно и корректно высказался об этом: «Я оцениваю происходящее как запланированную акцию по установлению контроля над компанией узкой группой акционеров — в ущерб большинству других акционеров. И я не вижу, какую пользу владелец ЮГК — непубличной компании с неоднозначной репутацией — и лица, контролирующие офшоры Everest и Slevin, могут принести другим акционерам. И опасаюсь, что их действия могут подорвать рыночность «Петропавловска».

А «подрыв рыночности», если говорить понятными большинству читателей словами – это путь к фактическому уничтожению одного из самых крупных и стабильных золотодобывающих предприятий России и переводу его из динамично развивающейся компании в обычную кормушку для небольшой, но организованной группы акционеров. Насколько к ней будет применимо определение «преступная» - покажет ближайшее время…

Мы в соцсетях

Новости партнеров